МИД: Закон об НПО в России либеральнее, чем в Европе
"Наш закон в отдельных случаях намного либеральнее, чем в ряде западных стран", - сказал А.Яковенко. Причем, добавил он, на этот счет есть совершенно конкретный сравнительный анализ. Он также добавил, что единого законодательства по соблюдению прав человека в других странах, в том числе в странах ЕС, не существует.
Напомнив, что закон о НПО начал действовать в апреле 2006г., А.Яковенко отметил, что вступлению в силу этого закона предшествовала работа МИД РФ по изучению аналогичных законов в других странах, закон прошел экспертизу в Совете Европы и в целом получил его поддержку. "Доклад Госдепартамента США носит необъективный и предвзятый характер", - заявил А.Яковенко.
Он также сказал, что Россия считает работу Совета ООН по правам человека полезной по созданию универсального обзора о соблюдении прав человека в отдельном государстве. Однако, заметил замглавы МИД, эти обзоры должны проводиться независимыми экспертами, и оценка соблюдения прав человека должна осуществляться по одинаковым критериям для всех государств. "Считаем эту работу очень полезной, мы ее поддерживаем", - подчеркнул А.Яковенко.
В опубликованном в начале апреля с.г. докладе Госдепартамент США констатирует ухудшение ситуации с соблюдением прав человека в России. По мнению аналитиков Госдепа, в 2006г. в России продолжались централизация власти в руках исполнительной власти, политическое давление на судей, нетерпимость к этническим меньшинствам, расцвет коррупции, избирательность в применении законов, ограничения свободы слова, преследования неправительственных организаций.
Напомним также, что в ноябре 2006г. президент Владимир Путин назвал российскую правоприменительную практику в сфере НПО вполне соответствующей международным демократическим стандартам. В.Путин также привел статистику: из 400 поданных заявок на регистрацию отказано было лишь в двух случаях, "но чисто по юридико-техническим причинам", подчеркнул президент.
17 апреля 2006г. в России вступил в силу федеральный закон N18 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ". Закон, в частности, ужесточает порядок регистрации некоммерческих организаций и устанавливает специальный порядок госрегистрации некоммерческих организаций, созданных в форме некоммерческого партнерства, учреждения, автономной некоммерческой организации, фонда, ассоциации, союза.
При этом в регистрации может быть отказано, если устав и иные учредительные документы общественного объединения противоречат Конституции и законодательству РФ. Также общественные объединения должны информировать федеральный орган госрегистрации об объемах получаемых ими от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства финансовых средств. В противном случае регистрировавший такое объединение орган вправе обратиться в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.