В Думе предложили разрешить полиции стрелять в толпе

Огонь в толпе
Депутаты Госдумы предложили внести поправки в закон «О полиции» и разрешить сотрудникам МВД открывать огонь в толпе для «предотвращения террористического акта, освобождения заложников, отражения группового вооруженного нападения на критически важные и потенциально опасные здания или объекты органов государственной власти». С 2015 года такое право действует для сотрудников ФСБ. В июле 2016 года такими же полномочиями по предложению президента были наделены бойцы Росгвардии.
Поправки во вторник, 11 апреля, внесли глава комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев и его первый заместитель Эрнест Валеев. Авторы подчеркивают, что документ был подготовлен на основе предложений рабочей группы, созданной при комитете еще в 2013 году. Необходимость принятия законопроекта Пискарев и Валеев объясняют необходимостью защитить «права и законные интересы граждан». Они подчеркивают, что в действующем законодательстве существует «ряд проблем, препятствующих органам внутренних дел эффективно исполнять свои обязанности по защите граждан и общества от преступных посягательств».
Помимо права стрелять «при значительном скоплении людей» депутаты предложили разрешить полицейским открывать огонь на поражение по женщинам, если у них нет «видимых признаков беременности». Подобная норма будет применяться только в исключительных случаях, например если на женщине виден пояс с взрывчаткой, полагает президент ассоциации ветеранов антитеррора «Альфа» Сергей Гончаров. Однако соответствующая оговорка, по его словам, должна быть прописана в документе. «Поправки дублируют тот закон, который уже действует в отношении Росгвардии и связан именно с проблемами терроризма, — настаивает Гончаров. — Если это просто демонстрантка с плакатом, по ней стрелять никто не будет».
В документе говорится, что у сотрудников МВД должна быть возможность проникать в «жилые и иные помещения, на земельные участки и территории», чтобы задерживать застигнутых на месте преступления граждан. Сейчас полиция может входить в квартиры только для задержания подозреваемых, то есть должно быть возбуждено уголовное дело. Впрочем, Пискарев с Валеевым подчеркивают, что полицейские обязаны уведомить о фактах проникновения собственников, суд и прокуратуру. Также парламентарии хотят разрешить оперативникам вскрывать транспортные средства, чтобы спасти запертых внутри граждан, обеспечить безопасность людей при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях, задержать подозреваемых, пресечь преступление или проверить информацию об угрозе теракта.
Необходимость наделить полицейских правом вскрывать автомобили назрела давно, уверен глава профсоюза московской полиции Михаил Пашкин. «Человек нарушил закон и закрылся в машине. Эвакуировать его нельзя, бить стекла тоже, потому что это частная собственность. Сейчас полицейские в таких ситуациях просто не знают, что делать», — отметил Пашкин.