Опальная "Дочь фараона" вновь в репертуаре Большого
Балет был исключен из репертуара Большого по инициативе Геннадия Рождественского в бытность его художественным руководителем театра. Рождественский мотивировал свое решение тем, что спектакль слаб в музыкальном отношении. Такая точка зрения имеет под собой серьезные основания. Музыка к балету была сочинена штатным композитором императорских театров Цезарем Пуни, причем в рекордно короткие сроки. В процессе работы над балетом между Пуни и Петипа произошел конфликт, и композитор в ярости уничтожил клавир. Однако Петипа решил ставить без партитуры - музыку потом пришлось «подгонять» под танцы.
Однако «Дочь фараона» - не единственная яркая постановка со второстепенной партитурой в мировом балете. Спектакль, поставленный Петипа в 1862 году на сцене Петербургского императорского театра, представляет собой грандиозное, масштабное, феерическое действо с роскошными декорациями и стилизованными костюмами. Спектакль очень любили и зрители, и исполнители. А Кшесинская считала балет своей собственностью. Спектакль нравился и в Москве. В 1864 году он был перенесен на сцену Большого театра и постоянно возобновлялся, а в 1905 году Александр Горский создал свою версию «Дочери фараона».
Однако в советское время балет был вычеркнут из репертуара «за малую художественную ценность». И вот спустя более 70 лет, француз Пьер Лакотт решил реконструировать старинный балет и создал постановку специально для труппы Большого театра. Французский балетмейстер, прославленный на весь балетный мир восстановлением старинных балетов, хорошо известен в России. Он работал в Мариинском театре, Театре классического балета под руководством Н. Касаткиной и В. Василёва, Новосибирском театре оперы и балета.
Работая над «Дочерью фараона», Пьер Лакотт изменил либретто, создал свой вариант партитуры, пересочинил танцы, отразив в них особенности современной техники. «Для меня важно воскресить не букву, а дух эпохи», - сказал балетмейстер. Говоря о Петипа, Лакотт заметил, что «Дочь фараона» - «один из важнейших его балетов, потому что повлиял на другие, более поздние спектакли. И мне кажется важным вернуть ему жизнь, хотя это требует огромной работы… «Дочь фараона» и Большой театр - это часть легенд балета, среди которых я провел свое детство».