К сотрудникам организации «Голос» пришли с обысками

Адвокат Рамиль Ахметгалиев из правозащитной организации «Агора» написал на своей странице в Facebook, что с обысками во вторник утром пришли к заместителю исполнительного директора организации «Голос» Григорию Мельконьянцу, исполнительному директору МОФ «Голос» Татьяне Тройновой и члену движения «Голос» Роману Удоту.
Удот подтвердил эту информацию в своем Facebook.
Как сообщила на своей странице адвокат Мельконьянца Ольга Гнездилова, следователи изъяли у него технику и намерены провести обыск в офисе движения.
Официального подтверждения от правоохранительных органов пока не поступало.
По словам Ахметгалиева, обыск проводят в связи с ранее возбужденным делом о неуплате налогов против главы организации «Голос» в Самаре Людмилы Кузьминой.
«Это самарское дело подпадает под два основания амнистии, но дело не прекратили до сих пор. Вот такие дела», — сообщил адвокат на своей странице в Facebook.
К Мельконьянцу выехала адвокат Ольга Гнездилова. Позже она сообщила РБК, что обыск в квартире Мельконьянца завершился. «В квартиру Григория в Химках подмосковные следователи пришли в 6:45. Сначала они говорили, что он затапливает соседей, ломились в дверь, привели своих понятых, а потом сломали ее. Меня, адвоката Григория, не допустили к месту обыска. Следователи изъяли все бумажные документы, всю технику, все электронные носители. Сейчас они направились в офис «Голоса» на «Бауманской», — рассказала адвокат. По ее словам, Мельконьянц вызван на допрос в СКР в среду в качестве свидетеля по делу самарского «Голоса».
В феврале этого года следствие провело обыск в квартире главы организации «Голос» в Самаре Людмилы Кузьминой по обвинению в неуплате налогов. «Судя по постановлению об обыске, возбуждено налоговое дело — о неуплате налогов. Кузьмина сейчас находится дома, так как болеет», — рассказал тогда ее адвокат Вячеслав Толстов. В марте ее имущество было арестовано по запросу СКР.
Движение в защиту прав избирателей «Голос» было создано в 2000 году. Оно занимается общественным наблюдением за выборами в России. В 2013 году Басманный суд оштрафовал «Голос» на 300 тыс. руб. за неисполнение закона об НКО. «Голос» был принудительно включен в реестр иностранных агентов.
В ноябре 2014 года Мосгорсуд прекратил производство по административному делу против организации и его главы Лилии Шибановой. Тем не менее Минюст отказался исключить «Голос» из реестра, объяснив это тем, что решение суда не поступило в его распоряжение. В декабре 2014 года Министерство юстиции вновь отказалось убрать ассоциацию из реестра НКО-иностранных агентов. По мнению ведомства, отказ «Голоса» от иностранного финансирования не был доказан.
Мельконьянц в беседе с РБК связал обыски с тем, что «Голосу» пытаются помешать вести наблюдение за выборами в сентябре. «Нам и так все эти годы не давали работать, а теперь физически отняли то, на чем мы работаем, — всю технику, включая телефоны», — сказал Мельконьянц. По его словам, техника и документы, изъятые у него и его коллег, отправят в Самару, где расследуется дело против организации «Голос-Поволжье». Московский «Голос» и самарский «Голос-Поволжье» (внесен в феврале в реестр иностранных агентов) — отдельно зарегистрированные организации, и причина обысков в Москве отсюда неясна, говорит Мельконьянц.
«Нас привлечь к этому делу можно разве что с большой натяжкой. «Голос-Поволжье» уже ликвидирован, заведенное на него дело подпало под амнистию, а по делу скоро истекут сроки давности. Видимо, поэтому правоохранители и спецслужбы решили напоследок нас припугнуть», — объясняет Мельконьянц. Претензии правоохранителей, по его словам, необоснованны. «Они хотят дважды обложить налогами пожертвование, с которого уже уплачены все налоги. Это пожертвование, которое московский «Голос» сделал самарскому в 2010–2011 годы», — пояснил Мельконьянц.
Организация «Голос» занимается мониторингом нарушений на выборах. Накануне Мельконьянц сообщил, что на запущенную «Голосом» к сентябрьским региональным и местным выборам интерактивную «карту нарушений» уже пришло первое сообщение. Интерактивная карта собирает информацию о нарушениях во время предвыборной кампании и дня голосования, получая сообщения от наблюдателей, членов избирательных комиссий и просто свидетелей происходящего. «Карта нарушений» во время выборов в Госдуму в декабре 2011 года стала главным массивом информации о произошедших нарушениях и фальсификациях.