Совет Федерации одобрил создание автодорожной госкорпорации
Закон предусматривает создание государственной компании "Российские автомобильные дороги" ("Автодор") для управления инвестиционно привлекательными автомобильными дорогами федерального значения, которые будут переданы ей в доверительное управление.
Ранее профильный комитет Совета Федерации рекомендовал отклонить закон о ГК "Автодор". Глава профильного комитета СФ Валентин Завадников отметил, что закон вносит ряд изменений в закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ", с которыми комитет не может согласиться.
Так, вносимые поправки в п.1, 2 ч.1 ст.36 упомянутого закона устраняют требование о возможности использования автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального, местного значения лишь в случае, если она вновь создана или реконструирована.
"Данная новелла позволит переводить любые, в том числе уже построенные и эксплуатируемые на бесплатной основе, дороги, а также участки таких дорог в разряд платных. Данное нововведение не поддерживается комитетом, поскольку повторное взимание платы с граждан за проезд по дороге, построенной за счет уплаченных ими же налогов, представляется неправильным", - подчеркнул В.Завадников.
В представленном законе учтены многие замечания, содержащиеся в докладе о государственных корпорациях, подготовленном комитетом по промышленной политике в конце 2007г. Вместе с тем при работе над текстом закона в Госдуме были приняты поправки членов комитета СФ, носящие в основном юридико-технический характер, тогда как принципиальные замечания учтены не были.
В управление "Автодора" предлагается передать 18,3 тыс. км автомобильных дорог федерального значения, в том числе 6,1 тыс. км для создания сети автомагистралей и скоростных дорог и 12,2 тыс. км с целью приведения автомобильных дорог федерального значения, работающих в режиме перегрузки, в нормальное состояние.
Учредителем госкомпании, согласно законопроекту, выступает РФ, права и обязанности учредителя осуществляет правительство. К органам управления "Автодора" относится наблюдательный совет, председатель правления и правление госкомпании. Наблюдательный совет утверждается правительством РФ сроком на 4 года. В его состав входят 12 членов (7 - по представлению правительства РФ, 4 - по представлению Федерального собрания РФ, 1 - по представлению Счетной палаты РФ). В качестве консультативного органа создается научно-технический совет.
Госкомпания может формировать фонд за счет средств, полученных от своей деятельности. Перечень таких фондов и порядок использования средств фондов устанавливаются наблюдательным советом "Автодора". "Автодор" будет осуществлять полномочия заказчика при проектировании, строительстве и реконструкции автомобильных дорог и полномочия концедента при передаче автодорог госкомпании в концессию. К функциям компании отнесено взимание с платы за пользование автодорогами. Госкомпания также будет вправе привлекать внебюджетное финансирование.
Финансирование госкомпании будет осуществляться за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников. Правительство должно обеспечить реализацию закона в течение 180 дней с даты вступления документа в силу.
Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.