Воислав Коштуница провозглашает себя президентом СРЮ
Минувшей ночью Демократическая оппозиция Сербии объявила о создании кризисного штаба. Как заявил сегодня в интервью одной из белградских независимых радиостанций один из лидеров оппозиций Милан Протич, избранный новым мэром Белграда, создание этого органа было необходимо, чтобы как можно скорее наладить нормальную политическую жизнь в стране. По сообщениям из югославской столицы, на улицах Белграда сейчас относительно спокойно.
Между тем, местонахождение президента Слободана Милошевича не известно. Американские военные заявили, что не располагают данными о том, что он покинул страну. Западные СМИ распространили информацию о том, что Слободан Милошевич находится в одном из укрепленных бункеров на границе Югославии с Румынией.
Комментируя события в Белграде, комиссар ЕС по международным делам Крис Паттен заявил, что в понедельник комиссия Евросоюза рассмотрит вопрос о снятии эмбарго на ввоз нефти, а также об открытии для международных авиарейсов воздушного пространства Югославии. По его словам, вполне возможно, что этот вопрос будет решен положительно и санкции будут сняты.
По информации официального представителя МИДа России А.Яковенко, сегодня министр иностранных дел Игорь Иванов по поручению президента РФ Владимира Путина прибыл в Югославию. Он намерен встретиться с представителями конфликтующих сторон для обсуждения путей выхода из политического кризиса в Югославии.
Между тем, Воислав Коштуница провел первую встречу с иностранным дипломатом - итальянским поверенным в СРЮ Джованни Чирачьолло, который заявил, что «рад передать от себя лично и от имени правительства Италии наилучшие пожелания и снова приветствовать Югославию в европейской семье государств". По его словам, "Италия готова стать лучшим союзником новой Сербии".
С откликами по поводу событий в Югославии активно выступают и другие крупнейшие мировые державы. Запад единогласно принял сторону охватившей Белград "новой октябрьской революции" (как окрестил ее бывший командующий силами НАТО генерал Уэсли Кларк). Российский президент Владимир Путин вновь предложил свои услуги посредника, заявив, что «не следует переоценивать, но и нельзя недооценивать" влияние его страны на Сербию. Билл Клинтон косвенно сравнил восстание в Белграде с крушением Берлинской стены, отметив, что "демократия возьмет верх, как это случилось во всей восточной Европе".
Американский президент исключил возможность применения военной силы, а также не преминул напомнить о существовании "серьезных расхождений с югославской оппозицией во мнении по целому ряду вопросов (о войне в Косове и Гаагском международном суде). Председатель Совета министров Италии Д.Амато еще раз призвал силы охраны порядка и военных Югославии не прибегать к насилию. Оценки французского и британского лидеров государств были жестче. Жак Ширак напомнил, что "нельзя остановить историю". Тони Блэр был краток, обращаясь к Милошевичу: "Твой час пробил. Уходи". Канцлер Шредер обратился к военным: "Не стреляйте в народ, это преступление!".
В свою очередь югославские военные уверены в том, что армия не пойдет против народа и не вмешается в происходящее в столице страны. Бывший глава генерального штаба Союзной Республики Югославии генерал Момчило Перишич заявил, что говорил с армейским руководством, и оно обещало не вмешиваться, пока сами демонстранты не начнут проявлять чрезмерную агрессивность.