Несмотря на дождь, публика досмотрела "Бориса Годунова" до конца
2 июля прошла генеральная репетиция спектакля. Как сообщил сегодня на интернет-пресс-конференции, организованной РБК, музыкальный руководитель, главный дирижер Большого театра Александр Ведерников, главной сложностью на генеральной репетиции было то, что пришлось два раза прерывать показ оперы из-за дождя: "Публика проявила максимум понимания - сидела и ждала, пока дождь кончится".
Постановка была показана до конца, и, по словам присутствовавшего на репетиции губернатора Псковской области Евгения Михайлова, из 2 тысяч зрителей, которые пришли на спектакль, никто не ушел до 1:15 следующего дня, что свидетельствует об интересе к постановке. При этом, по словам генерального директора Российского государственного театрального агентства Давида Смелянского, организаторы показа обращались к московским властям с просьбой помочь расстрелять грозовые облака, однако это оказалось невозможным по технологическим соображениям.
Генеральный директор Большого театра Анатолий Иксанов отметил, что постановка "Бориса Годунова" у стен Святогорского монастыря - очень важное событие для театра: именно здесь покоится прах Александра Сергеевича Пушкина, в трех верстах отсюда - в Михайловском - создавался "Борис Годунов", а Модест Мусоргский - уроженец Псковской губернии. Кроме того, Псков начинает торжественные мероприятия, посвященные 1100-летию со дня основания города. "Поэтому год назад мы приняли решение, что это событие состоится", - отметил Анатолий Иксанов.
Комментируя особенности показа спектакля под открытым небом, Александр Ведерников рассказал, что любой оркестр, который играет на открытой площадке, сталкивается с тем, что музыкальные инструменты ведут себя по-разному. Это касается прежде всего интонации, особенно если велика влажность. Однако вчера при показе "Бориса Годунова" издержки в этом отношении, по мнению Александра Ведерникова, были минимальные. Основная проблема была в том, что музыканты, особенно исполнители на струнных инструментах, не могут играть, когда идет даже самый слабый дождь, потому что это губительно для струнных. "Что касается акустической среды, то, как мне кажется, - сказал Александр Ведерников, - был найден правильный подход в создании искусственной акустической среды - каждый человек был оснащен определенной аппаратурой, которая позволяла дифференцированно выставлять акустику в зависимости от конкретной ситуации во время спектакля. Микрофон у каждого исполнителя находится в петличке и настраивается индивидуально в зависимости от тембра, силы голоса и так далее".
По словам режиссера адаптации оперы Сергея Свенцицкого, перенесение спектакля из стен театра под открытое небо влечет за собой ряд изменений в постановке. "Мы были лишены привычного для театра главного занавеса, кулис, - рассказал режиссер. - Однако главным принципом постановочной бригады было "не менять то, что можно не менять". И все же, по словам Сергея Свенцицкого, "ряд существенных художественно-декоративных элементов все-таки пришлось внести".
Постановка "Бориса Годунова" осуществляется Государственным академическим Большим театром России и Российским государственным театральным агентством под патронажем Министерства культуры РФ и администрации Псковской области и при поддержке "Альфа-Банка". Свое благословение на постановку оперы на площади у Святогорского Успенского мужского монастыря Псковской епархии дал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.