«Герои не умирают»: как Москва прощалась с Борисом Немцовым
Гражданская панихида по убитому в пятницу вечером на Большом Москворецком мосту Борису Немцову завершилась по просьбе родственников, передает корреспондент РБК из Сахаровского центра, где проходит церемония. Очередь перед центром растянулась от набережной Яузы до станции метро «Курская». Церемония длилась четыре часа, все это время его родственники – мать Дина Эйдман, бывшая гражданская жена Екатерина Одинцова и их дети – стояли у гроба.
Одними из первых в Сахаровский центр приехали вице-премьер Аркадий Дворкович и пресс-секретарь премьер-министра Дмитрия Медведева Наталья Тимакова, министр сельского хозяйства Николай Федоров, экс-глава ЦБ Сергей Дубинин, глава «Роснано» Анатолий Чубайс, посол США в России Джон Теффт, глава Роспечати Михаил Сеславинский, предприниматель Михаил Прохоров и его сестра Ирина Прохорова. Проститься с политиком прибыли также председатель правления Сбербанка Герман Греф, председатель президентского совета по правам человека Михаил Федотов, министр по связям с «открытым правительством» Михаил Абызов, бывший министр финансов Алексей Кудрин, руководитель аппарата правительства Сергей Приходько (он на церемонии официально представлял правительство). От Кремля на панихиду приехал представитель президента в Госдуме Гарри Минх.
Минх в своем выступлении отметил, что Немцов был «ярким человеком и политическим деятелем, который не боялся брать на себя ответственность», он «любил жизнь и Россию, и они отвечали ему взаимностью». Ирина Прохорова, выступая с прощальной речью сказала: «Жаль, что в нашей стране человек должен умереть жуткой смертью, чтобы люди поняли, что он был великим».
Наина Ельцина, вдова Бориса Ельцина, прибыла в сопровождении своей дочери Татьяна Дьяченко, которая, как признавался сам Немцов, в 1997 году уговорила его пойти работать в правительство. «Они оба [Ельцин и Немцов] были высокие, статные, оба отчаянно бесшабашными. Наверное, именно поэтому среди многих политиков первой волны Борис Николаевич заметил Бориса Ефимовича», – сказала вдова первого президента России. Ельцина отметила, что Немцов был не похож на нынешних политиков – «они все скучные, а он жизнелюб, легкий человек».
Экс-советник Бориса Ельцина, бывший госсекретарь России Геннадий Бурбулис, также приехал проститься. «Борис спасал всю свою светлую жизнь себя и свое достоинство, – сказал Бурбулис. – Спасал достоинство своих детей, спасал свою любимую маму. Он спасал каждого из нас, спасал Россию, спасал все человечество. Борису Немцову, человеку, наделенному даром абсолютной внутренней свободы, наше признание, наша память и наши действия».
Церемонию прощания вел журналист Павел Шеремет. Ближайшие соратники Немцова по партии «РПР-Парнас» Илья Яшин и Михаил Касьянов, адвокат Генри Резник, экс-сопредседатель «РПР-Парнас» Владимир Рыжков все последние дни занимались организацией панихиды и похорон.
«Это подлое убийство наверняка направлено на то, чтобы отомстить за то, что он [Немцов] делал. А он все годы посвятил тому, чтобы бороться с коррупцией и произволом», – заявил Касьянов. По его словам, Немцов вошел в историю России. Экс-премьер предположил, что убийцы будут найдены, «если не при этой власти, то при следующей». Следующим выступил Яшин. «Он отдал свою жизнь за идеалы, в которые верил. Он ушел, как уходят герои», – подчеркнул политик.
«Власть теряет управление над раскрученными ею реакционными силами, хунвэйбинами в новом исполнении», – говорил академик Юрий Рыжов, бывший посол России во Франции.
Посол США Теффт принес семье погибшего соболезнования и сообщил, что пришел от имени президента Барака Обамы, госсекретаря Джона Керри «и многих американцев, которые знали и уважали Немцова». «На всех своих должностях Немцов выступал за будущее России и за идеалы для народа», – подчеркнул он.
Посол ЕС в России Вигаудас Ушацкас назвал гибель Немцова огромной потерей для России и Европы. Он пообещал хранить наследие Немцова и продолжать его дело. Кировский губернатор Белых заявил РБК, что «трагическая смерть Бориса Немцова может способствовать как консолидации демократических сил, так и их большему разобщению, и очень бы хотелось, чтобы способствовала консолидации, но мы уже сейчас видим, как начинается выяснение отношений».
Чубайс рассказывал, что «за все эти 25 лет не знал ни одного случая, когда Немцов кого-то предал, хотя это был постоянный соблазн отделиться, отмежеваться, но он этого не сделал». Бывший соратник Чубайса и Немцова по правительству и СПС глава Росатома Сергей Кириенко заявил журналистам, что в последние годы они с Немцовым почти не общались, поскольку «слишком сильно разошлись во взглядах».
Пришедший на церемонию председатель совета директоров Альфа-банка Петр Авен заявил «Дождю», что «спусковым крючком» для убийства Немцова послужила «атмосфера ненависти», установившаяся в обществе.
«Такая трагическая гибель Бориса Немцова – это знак нам всем, что хватит амбиций и надо всей нашей либерально-демократической оппозиции быть вместе, потому что речь идет и о жизни наших граждан, о сохранении страны, – сказал РБК стоявший в очереди к гробу профессор Андрей Зубов. – Все разговоры о том, что старые люди неинтересны и нужны новые люди, – они опровергаются: сколько людей пришли к Немцову, считавшемуся старым лидером. Оппозиции сразу же после траурных действий надо предпринимать усилия и, на мой взгляд, формировать что-то вроде оппозиционного теневого правительства».
Сотни людей, отстояв очередь, так и не успели подойти к гробу политика до закрытия церемонии, из толпы выкрикивали требования продлить прощание. Некоторые скандировали «Герои не умирают», «Россия без Путина». Полиция настойчиво просила расходиться и направляла людей к метро.