Перейти к основному контенту
Политика ,  
0 

А.Иксанов о новых традициях Большого театра

Большой театр ожидает беспрецедентное событие. Следующий сезон начнется не "Иваном Сусаниным", как это было много лет подряд, и даже не каким-либо спектаклем из существующего репертуара, а премьерой. И к тому же постановщиком будет западный режиссер. А нынешний сезон завершится показом оперы "Борис Годунов" в Святогорском монастыре. О переменах, происходящих в театре, РБК рассказал генеральный директор Большого Анатолий Иксанов.
А.Иксанов о новых традициях Большого театра

РБК: Когда знакомишься с творческими планами театра, возникает вопрос: Большой разрушает традиции или создает новые?

А.И.: Мы придерживаемся того, что Большой театр - это театр русской оперы, русской музыки. И поэтому из пяти ближайших оперных спектаклей, которые мы задумали, начиная с "Хованщины", четыре - русские оперы. Эта традиция остается, и мы никогда от нее не отойдем, так как ниша Большого театра в мировом музыкальном процессе - это представление на мировом уровне в первую очередь произведений русских композиторов. Другой вопрос, почему мы открываемся премьерой. Хотя бы потому, чтобы новый сезон начинался с высокой ноты, с высокой планки. Ведь премьера - это особая ситуация, особое состояние как для зрителей, так и для труппы - состояние приподнятости, собранности. Однако иная проблема - где гарантия успеха? В творчестве успех трудно спрогнозировать. Единственное, на что здесь можно опираться - это состав постановочной бригады. Оперу "Турандот", премьерой которой откроется новый сезон, будет ставить Франческа Дзамбелло - одна из самых востребованных в мире оперных режиссеров. Дирижер - музыкальный руководитель Большого Александр Ведерников, сценограф - Георгий Цыпин, также активно работающий на лучших мировых сценах.

РБК: Вы хотите, чтобы открытие сезона премьерой стало новой традицией Большого?

А.И.: Так трудно говорить. Хотелось бы. Новый сезон - с нового. Кроме того, в следующем сезоне мы будем открывать новую сцену, и опять премьерой - "Американцы" Фомина. Не должно быть затертости, рутины. Традиция открываться "Сусаниным" отчасти устарела. Нужна свежая волна. Для нас важно, чтобы не было отношения к Большому театру как некоему музейному монстру, который из года в год показывает одно и то же без каких бы то ни было изменений.

РБК: Как родилась идея показать спектакль в Святогорском монастыре?

А.И.: Хочется чего-то необычного, нового, не отходя от классики. Появилась необходимость модернизировать традицию. Представляя постановку в Святогорском монастыре, Большой демонстрирует, что возможно показать традиционный спектакль - "Борис Годунов" - в непривычных условиях. Святогорский монастырь выбран не случайно. Это место, где похоронен Пушкин. Причем предприятие будет очень непростым для театра. В монастыре придется даже частично достраивать монастырские стены.

РБК: Создается ощущение, что есть определенные изменения и в стратегии развития оперы и балета. На эту мысль наводит хотя бы то, что на следующий сезон запланированы четыре полноценных оперных премьеры и лишь две - балетных. Действительно ли сейчас в театре больший упор делается на оперную линию?

А.И.: Это совершенно естественная ситуация, учитывая, что балет Большого театра - на очень хорошем уровне. Сегодня балет - основа Большого, он востребован, чего нельзя сказать об опере. Она серьезно отставала в последние годы по качеству спектаклей. Поэтому мы в первую очередь обратили внимание на то, что нам нужен прорыв в оперной составляющей, нужно подтянуться до уровня балета. С другой стороны, в плане балета специфика нового сезона заключается в том, что осенью балет уезжает на большие гастроли - в США и Японию. Балета практически не будет два с половиной месяца. Соответственно выпускать новые спектакли в такой ситуации невозможно. Все балетные премьеры будут представлены во второй половине сезона.

РБК: Вы считаете позитивным моментом для театра, что балет полсезона будет на гастролях?

А.И.: Я считаю неправильным, что балет уезжает надолго в активный сезон. Все-таки для гастролей предпочтительнее лето. Оскудняется репертуар, страдает репетиционный процесс. Мы прежде всего должны работать для российского зрителя.

РБК: Получается, что нынешнее руководство Большого не участвовало в принятии решения по гастролям следующего сезона?

А.И.: Протоколы о намерениях были подписаны предыдущим руководством театра. Для того, чтобы зритель не страдал от отсутствия балетных новинок, мы на первую половину сезона пригласили балет "Ла Скала", Хьюстонский балет, "Цюрих-балет". Что касается гастрольной деятельности в целом, то должна проводиться системная работа, при которой будут учитываться все составляющие жизни театра. В связи с этим мы подписали протокол о намерениях с американским агентством ICM, которое займется упорядочением гастрольной работы в США и Канаде. Это позволит планировать гастроли на несколько лет вперед. Что касается Европы, то здесь мы определили для себя приоритетные театры, с которыми будем сотрудничать. С "Ла Скала", Опера де Пари, "Ковент-Гарден" сложились такие крепкие, устойчивые связи, что нет необходимости в посреднике. Кроме того, мы считаем, что необходимо поддерживать связи со странами Восточной Европы - бывшими социалистическими государствами. На сегодняшний день отношения сформировались с Варшавской, Рижской и Будапештской оперой.

РБК: С приходом Ведерникова в Большом появились "эстетские проекты" - такие, как "Осуждение Фауста". Это интересное предприятие, однако нерентабельное. Тем более приглашаются звезды - ван Дам, Кюблер. Такие некассовые проекты - часть репертуарной концепции театра?

А.И.: Это, безусловно, часть концепции, которая включает элементы просветительства. Мы считаем, что публика, особенно ценители этого вида искусства, должна иметь возможность услышать такие произведения. Мы заведомо идем на такие некассовые проекты, считаем их очень важными и направляем на них часть средств, полученных от показа популярных вещей. В этом смысле нынешний сезон был переходным. Ведерников пришел в театр в июне прошлого года. Необходимо было время, чтобы разобраться в ситуации. В музыкальном театре минимальный срок воплощения идеи - 9 месяцев. Надо найти режиссера, дирижера, художника и т.д. А у известных постановщиков и исполнителей планы расписаны далеко вперед. С "Хованщины", премьера которой состоится в июне, пойдет плановая работа театра в его нынешнем составе. До этого приходилось выходить из ситуации, в частности, при помощи аренды постановок.

РБК: В руководящем составе театра и совсем недавно произошли изменения. Более того, с уходом Александра Ворошило с поста исполнительного директора была упразднена сама должность, которую он занимал. Год назад эта должность была Вам нужна, почему же теперь в ней отпала необходимость?

А.И.: Эта должность была все последнее время, в том числе и в тот момент, когда я пришел в театр. Естественно, мне потребовалось время, чтобы понять, что такая должность не нужна. А сейчас идет процесс совершенствования структуры управления. Соответствующее исследование провела Международная консалтинговая компания MacKinsey. В результате выяснилось, что, например, в театре много структур с дублирующими функциями как по вертикали, так и по горизонтали. Сейчас объем работ резко увеличился, и стало ясно, что прежние структуры управления на это не рассчитаны. Они могли существовать при тихой, спокойной жизни - в лучшем случае по две оперных и балетных премьеры, желательно никого не приглашать. Театр жил замкнутой жизнью. Сейчас появились новые задачи, которые требуют новой структуры. Мы забрали деньги у спекулянтов. С марта прошлого года театр на этом заработал 4 млн 200 тыс. долл. Мы уже ввели систему продажи билетов через интернет. Теперь встает вопрос внутренних резервов театра, которые тоже немалые. Надо изучить ситуацию - куда уходят деньги. Будем проводить открытый тендер на право обслуживать буфеты театра. И на право аренды помещений в том числе. Например, возникает вопрос, почему сшить фрак в мастерских театра дороже, чем купить у Версаче.

РБК: Еще одно беспрецедентное событие нынешнего сезона - иск Большого театра к израильской компании, которая незаконно использовала брэнд театра при организации гастролей. Какова сейчас ситуация с судебным процессом?

А.И.: Мы выиграли первый иск к FN Production с требованием признать использование бэнда театра незаконным. Теперь мы подали иск о возмещении морального ущерба. Такие процессы, как показывает практика, очень продолжительны. В настоящее время идет сбор материалов по процессу. Мы шли в этой ситуации на серьезный риск, так как если бы мы не выиграли процесса, то судебные издержки легли бы на нас. Иная ситуация - с компанией Vichansky Production, которая также незаконно использовала торговую марку Большого театра. Адвокаты компании предложили до судебного разбирательства подписать мировую, по которой компания соглашалась, что незаконно использовала брэнд театра и гарантировала выплату 100 тыс. долл. Сумма должна была выплачиваться в три приема. 22,5 тыс. долл. они заплатили сразу, вторую сумму должны были заплатить после первого концерта, третью - по окончании гастролей, в случае если заполняемость зала была больше 80%. Однако они пропустили срок платежа. Адвокаты театра сразу обратились в суд с заявлением, что не выполнено мировое соглашение. На что Vichansky Production подала встречный иск на меня, указывая, что я занимаюсь рэкетом, затребовав деньги за возмещение морального ущерба. В Австралии мы тоже будет судиться с нарушителями закона. Там Большому был нанесен колоссальный ущерб. В Австралии театр намеревался открывать балетную школу, но проект пока затормозился, так как прошли гастроли "псевдо-Большого", и люди, побывав на них, не захотели отдавать своих детей учиться в балетную школу. Как раз следующий этап работы с MacKinsey - использование торговой марки театра. Мы надеемся найти известную юридическую фирму, для которой будет престижно представлять интересы Большого и которая займется на льготных условиях отслеживанием законности использования брэнда театра и его продвижением на мировом рынке.

РБК: В следующем сезоне должна начаться реконструкция основного здания театра. Есть ли проблемы с финансированием проекта?.

А.И.: С филиалом вопрос решен. Деньги поступают регулярно. Сложный вопрос - начало реконструкции основного здания. Несмотря на то, что мы в течение года представляли проект реконструкции театра и он был одобрен различными инстанциями, до сих пор нет постановления правительства об изменении элементов памятника архитектуры, коим является Большой театр. Подписано только техническое задание. Без постановления правительства разработка концепции не может продолжаться. В сложившейся ситуации есть опасность того, что статья расходов по реконструкции Большого не попадет в бюджет на следующий год. Сейчас нужно волевое решение правительства по этому вопросу.

Готовые квартиры в новых кварталах

В разных районах Москвы и области

Квартиры в столице 

с выгодой до ₽4,5 млн

Выгодные предложения 

для семей с детьми

Видовые квартиры 

в высотных башнях

Варианты с мебелью 

и встроенной техникой

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.



 

Лента новостей
Курс евро на 13 декабря
EUR ЦБ: 110,48 (+1,92)
Инвестиции, 12 дек, 18:17
Курс доллара на 13 декабря
USD ЦБ: 103,95 (+0,68)
Инвестиции, 12 дек, 18:17
Крах бизнес-партнерств разбивает дружбу и семьи. Как его избежатьPro, 09:47
WSJ узнала о планах команды Трампа упразднить крупных регуляторов банковПолитика, 09:46
Как снабжают электроэнергией крупные научные центрыРБК и Россети, 09:46
Путин помиловал четырех осужденных женщин из Курской областиПолитика, 09:36
Росреестр сообщил о снижении спроса на новостройки Москвы за годНедвижимость, 09:32
Ведущие фигуристы России назвали фаворитов на поездку на ОлимпиадуСпорт, 09:30
Взрыв произошел в ОдессеПолитика, 09:24
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
WSJ сообщила, что Трамп рассматривает нанесение авиаударов по ИрануПолитика, 09:18
Время, дети, авто: три совета от бизнесменов, как организовать отдыхРБК и Wey, 09:10
Солнечный удар по экономике: как вспышки на Солнце повлияют на рынкиPro, 09:07
В ЦБ описали стратегии удержания сотрудников на фоне дефицита кадровЭкономика, 09:00
Минобрнауки выразило соболезнования из-за гибели главы департаментаОбщество, 08:58
РБК подводит итоги 2024: Расскажите нам, как вы провели год08:55
Кучеров стал автором исторического достижения по результативности в НХЛСпорт, 08:49