Президент Сербии заявил о потере союзников из-за ее поддержки России

Как Белград видит дальнейший путь страны
«Вы не можете функционировать в современном мире в одиночку. Когда у нас были самые большие потери и войны, у нас были союзники. Сейчас на нас никто не смотрел бы как на союзника из-за вооруженного конфликта на Украине и того факта, что Сербия, руководствуясь своей ответственной и честной позицией, не ввела санкции в отношении России», — заявил 2 февраля президент Сербии Александр Вучич, представляя доклад правительства «О процессе переговоров с временными структурами в Приштине с 1 сентября до 15 января 2022 года» на специальной сессии парламента, посвященной проблеме Косово (цитата по «РИА Новости»). Он пообещал, что республика и впредь продолжит придерживаться независимой политики. «Мы одна из немногих стран, которые принимают решения независимо, страна, которая не ограничена никакими рамками. Я горжусь такой Сербией», — сказал он (цитата по порталу b92).
Однако приоритетом сербского правительства должно быть обретение членства в Европейском союзе, хотя эту идею поддерживают меньше 43% населения республики, признал Вучич. «Нам жизненно важно оставаться на европейском пути. Врут, когда говорят, что сегодня 43% за Европейский союз, это не так, намного меньше, потому что плохо делали исследование. У меня есть позавчерашнее исследование — намного меньший процент людей [за вступление в ЕС]. <...> Но европейский путь означает и инвестиции, и стандарты [жизни], и зарплаты, и пенсии», — объяснил он (цитата по «РИА Новости»).
Вучич также перечислил десять приоритетов, которых будет придерживаться правительство в своей политике. Среди них — мир и стабильность в стране, обеспечение безопасности и соблюдение интересов сербов, проживающих на севере Косово, создание там сообщества сербских муниципалитетов в соответствии с существующими договоренностями, готовность к переговорам и улучшение уровня жизни в самой Сербии. «В отличие от тех, кто любит выкрикивать лозунги и быть героями для других, я сказал, что Сербия будет говорить и договариваться даже о самом худшем документе, потому что мы не имеем права [поступить по-другому] из-за прошлого», — заявил Вучич.
Представители Сербии не раз с начала российской военной операции говорили о давлении, которое оказывают на них страны Запада, добиваясь, чтобы Белград присоединился к санкциям против Москвы. Сербия введет санкции лишь в случае экзистенциальной угрозы, говорил Вучич. Отказ от них он называл моральным долгом республики, которая в начале 1990-х сама находилась под санкциями.
При этом заседание сербского парламента 2 февраля началось с акции правопатриотической оппозиции «Нет капитуляции!», направленной против европейского плана по урегулированию в крае, предполагающего постепенное вступление Косово (отделившегося от Сербии 15 лет назад) в Совет Европы, ЮНЕСКО и ООН без формального признания его независимости Белградом.
Как Евросоюз предлагает урегулировать ситуацию с Косово
Вучич также рассказал, что получил так называемое франко-германское соглашение по урегулированию отношений с Косово и вступлению Сербии в Евросоюз. По его словам, 20 января «большая пятерка» (Германия, Франция, Италия, Великобритания и США) выдвинула ему ультиматум, согласно которому он либо принимает соглашение, либо Сербию ожидают прекращение переговоров о вступлении в ЕС, прекращение любых инвестиций в страну и вывод уже существующих. «Последуют и другие меры, которые должны показать, через что придется пройти тем, кто не согласен с ЕС», — добавил сербский президент. По его словам, этот ультиматум выдвигался дважды, от него ожидался немедленный ответ. В итоге он ответил, что у Сербии есть оговорки по ключевому вопросу.
Франко-германский план был представлен заинтересованным сторонам в конце 2022 года, но текст не был официально распространен. В ноябре издание Euractiv опубликовало вариант этого документа, полученный «из надежного источника» и состоящий из девяти пунктов. В нем говорится, что Косово и Сербия будут стремиться в ЕС и разрешать существующие проблемы путем переговоров, воздерживаясь от применения силы. Также они обязуются уважать территориальную целостность друг друга и нерушимость границы. Косово и Сербия также должны согласиться с тем, что ни одна из двух сторон не может представлять другую в международной сфере и действовать от ее имени. Стороны должны открыть на территории друг друга собственные представительства. Предполагается заключение дополнительных соглашений в области экономики, транспорта, связи, судебной системы, здравоохранения, культуры, спорта, окружающей среды.
2 февраля Вучич сообщил, что в предложенном варианте франко-германского соглашения содержится пункт о том, что Сербия согласится со вступлением Косово в ООН и другие международные организации, не будет препятствовать ее вступлению в НАТО. Вучич подчеркнул: он настоял на том, что сообщество сербских муниципалитетов должно быть создано в Косово в соответствии с более ранними договоренностями и оно не будет рассматриваться в качестве НКО. «Мне кажется, что я выбрал единственно возможное решение. Решение, которым я не могу нанести вред жизненно важным функциям Сербии», — сказал Вучич.
Ранее, комментируя выдвинутые западными странами условия, Вучич заявлял, что в случае отказа Сербия столкнулась бы с отменой безвизового режима с ЕС. По его словам, он мог бы ответить: «Убирайтесь, мы не будем ни о чем говорить», но понимал, что у подобных действий будут последствия. «Это был бы вопрос недель, прежде чем безвизовый режим с Европейским союзом был бы отменен», — сказал он, отметив, что за этим последовало бы прекращение, а затем и вывод инвестиций из Сербии.