Фигурант «дела Цапков» пожаловался в Генпрокуратуру на пытки
Доктор боль
Защита осужденного по «делу Цапков» Вячеслава Цеповяза направила два обращения в Генеральную прокуратуру. Адвокат Цеповяза Эдуард Чургулия просит проверить действия сотрудников Следственного комитета, отказавшихся возбудить уголовные дела по заявлениям Цеповяза, следует из текстов документов, которые есть в распоряжении РБК. Жалобы были направлены 10 марта.
Адвокат настаивает, что Следственный комитет должен был возбудить дела по статьям «Доведение до самоубийства», «Превышение должностных полномочий с применением насилия» и «Принуждение к даче показаний» (ст.110, п.«а» ч.3 ст.286, ч.2 ст. 302 УК РФ). По мнению Чургулия, постановления СКР должны быть отменены, а материалы отправлены на повторную проверку.
В Генпрокуратуре не отреагировали на запросы РБК.
В жалобах Цеповяза отмечается, что он был арестован последним из всех фигурантов дела: его задержали 14 января 2011 года, когда остальные Цапки либо уже находились в заключении, либо были объявлены в розыск. Цеповяза доставили в изолятор временного содержания (ИВС) во Владикавказе, где его посетил следователь.
«Он говорил, что я приехал в ад», — приводятся в жалобе слова Цеповяза. Также, по его словам, следователь недвусмысленно высказался о его будущем.
Осужденный также описал, как его вывозили из ИВС с целлофановым пакетом на голове и со скотчем на глазах и пытали в неизвестном месте. «Меня подняли на третий этаж, провели по длинному коридору, потом завели в кабинет и привязали скотчем к стулу, чтобы я не мог пошевелиться. Я спросил человека [в кабинете], зачем они это делают. На это он посоветовал называть его «доктор боль» и сказал, что сейчас я узнаю, почему его так зовут», — отметил Цеповяз.
Из жалобы следует, что его душили с помощью пакета, били по голове «чем-то вроде пластиковой бутылки, наполненной водой», угрожали изнасилованием и не кормили. Все это, по словам Цеповяза, делалось по приказу следователя. «Больше всего их интересовало, на кого записаны мои предприятия и кто будет управлять моими компаниями, если я умру», — подчеркнул фигурант дела.
Попытка самоубийства
Другой адвокат Цеповяза Эльбрус Муртазов в разговоре с РБК отметил, что в мае 2011 года всех заключенных из ИВС Владикавказа вывезли в изолятор в Успенском. Как выяснилось позднее, это было связано с тем, что во Владикавказ приехала проверка Европейского комитета по предупреждению пыток.
В Успенском Цеповяз вскрыл себе вены. Лезвие ему дал сокамерник Андрей Резанов, позднее осужденный за убийство министра внутренних дел Дагестана. «Я разрезал себе руку так сильно, что у меня в дырку залазил мизинец, а длина разреза составляла примерно 20–25 см», — отметил Цеповяз в жалобе.
В обращении в Генпрокуратуру говорится, что вскоре к обвиняемому пришел следователь. «Он сказал, что лучше бы я голову себе отрезал — быстрее бы сдох», — цитирует Цеповяз сотрудника СКР. На следующее утро обвиняемому впервые оказали медицинскую помощь: в камеру к нему пришел кинолог и перевязал рану. Позднее адвокату Муртазову удалось получить окровавленные вещи своего подзащитного. Он отдал их на экспертизу, которая обнаружила в крови Цеповяза следы фенобарбитала — противоэпилептического лекарства, которое может вызвать галлюцинации, отмечается в исследовании (есть в распоряжении РБК).
История жалоб
На пытки Цеповяза сам обвиняемый и его супруга жаловались в 2011 и 2013 годах, но оба раза СКР отказывался возбуждать уголовные дела, указав, что «Цеповяз добросовестно заблуждался относительно факта совершения в отношении него преступления».
На жестокое обращение жаловались все фигуранты дела, которых также держали в ИВС Владикавказа, рассказал РБК адвокат Игорь Скрипка, защищавший Сергея Цапка. О жестоком обращении с задержанными, которых держат в ИВС Владикавказа, а на ночь вывозят в другое место и пытают, ранее неоднократно сообщали правозащитники из «Комитета против пыток», Amnesty International и «Мемориала».
Расследование дела банды Сергея Цапка началось после того, как 4 ноября 2010 года в станице Кущевской Краснодарского края были убиты 12 человек — семья фермера Сервера Аметова и его гости. По версии следствия, Цеповяз был приближенным Цапка, но по эпизоду о массовом убийстве в Кущевке обвинения ему не предъявлялись.
Цеповяз был приговорен к 19 годам и 10 месяцам колонии и штрафу в размере 250 тыс. руб. В марте 2016 года он пожаловался в Европейский суд по правам человека на нарушения, допущенные в ходе процесса по «делу Цапков».