Перейти к основному контенту
Свое дело ,  
0 

Доходы «Мафии»: как заработать на викторинах для топ-менеджеров

Хедхантер Юлиана Константинова предложила своим клиентам, топ-менеджерам корпораций, новый вид отдыха — интеллектуальные игры. Сейчас игровой клуб «для избранных» ACP Game приносит ей до 3 млн руб. выручки в месяц
Юлиана Константинова
Юлиана Константинова (Фото: Владислав Шатило / РБК)

Вечер четверга, ресторан в центре Москвы, несколько десятков топ-менеджеров борются за трехлитровую банку красной икры: наперегонки жмут на кнопку, угадывают кадры из фильмов и ломают голову над логическими задачами. Так проходит типичная встреча членов закрытого клуба интеллектуальных игр ACP Game, который основала хедхантер Юлиана Константинова. Сегодня проект работает в трех городах России, в Казахстане, Армении, Швейцарии и Киргизии, а рентабельность бизнеса достигает 70%.

Город просыпается

Идея организовывать интеллектуальные игры для взрослых пришла в голову Юлиане Константиновой в 2007 году. Тогда на пике популярности была психологическая ролевая игра «Мафия». В нее играли уже не только компании друзей, но и незнакомые друг с другом люди, собираясь в ресторанах и кафе. «В какой-то момент я поняла, что это развлечение можно превратить в площадку для реализации своих бизнес-задач», — вспоминает Константинова.

Сначала поиграть к ней приходили друзья, а как-то раз Константинова пригласила знакомого топ-менеджера из Альфа-банка: «Этот человек, искушенный самыми разными видами досуга, был в восторге. Я поняла, что чем выше уровень людей, тем больше они нуждаются в живом общении и интеллектуальном отдыхе». Константинова собрала базу из 30 управленцев и крупных предпринимателей — клиентов своего хедхантингового агентства — и стала брать 1000 руб. за вход, чтобы покрывать организационные расходы. Игры проводились каждую неделю в кафе и ресторанах.

По образованию Константинова клинический психолог: она окончила белгородский филиал Современной гуманитарной академии, но по специальности никогда не работала. В 21 год она запустила сервис заказа такси в Белгороде, а после выпуска из университета и переезда в Москву продала бизнес.

В Москве она решила стать специалистом по подбору персонала: устроилась рекрутером в агентство «Профиль». «Я не просто подбирала персонал, а перекупала топовых специалистов: такие сделки очень хорошо оплачивались», — вспоминает Константинова. На первый гонорар в 2005 году она вместе с коллегой Ириной Ноготковой запустила собственное хедхантинговое агентство AC Paige Company.

Параллельно с основным бизнесом увлеклась организацией игр. До 2010 года это было хобби: игры приносили 40–60 тыс. руб. в месяц. «Но я понимала, что нарабатываю опыт, базу клиентов, и чувствовала, что скоро проект выльется во что-то большое», — вспоминает она.

Весной 2010 года Константинова съездила в Канны на выставку недвижимости MIPIM, а вернувшись, устроила вечеринку для ее московских участников в ресторане «Чердак». Она поняла, что может вовлекать в игры не только своих друзей и клиентов, но и людей со стороны, и стала собирать гостей по отраслям: в один вечер играли банкиры, в другие — страховщики, девелоперы, нефтяники и пр. Несколько раз появлялись звезды — Ирина Хакамада, Александр Гордон, Виктор Батурин и Ксения Бородина.

Активных участников в «Мафии» не больше 20, остальные гости играют роль пассивных наблюдателей. И чтобы расширить охват аудитории, Константинова переключилась на игры формата брейн-ринг: за победу сражаются команды из шести человек, а побеждает тот, кто правильно ответит на большее количество вопросов. «Такая схема позволяла задействовать не 10–20, а 50–100 человек. Это выводило бизнес на новый уровень», — объясняет она.

Игровая модель

Рынок интеллектуальных игр переживает бум на протяжении последних пяти лет, говорит основатель интеллектуального клуба «60 секунд» Леонид Эдлин. Большинство игр проводится в формате паб-квиза: это командная игра с несложными вопросами в определенной тематике (кино, музыка и т.д.). Есть и «спортивный вариант» по образцу «Что? Где? Когда?» с более сложными вопросами.

По оценкам Юлианы Константиновой, в Москве сейчас работает около 30 проектов, специализирующихся на интеллектуальных играх. Текучка большая: многих новичков убивает естественный отбор, говорит партнер ACP Game в Казахстане Татьяна Будаева: «Со стороны кажется, что это очень просто: организатор улыбается и ничего не делает. На самом деле это не так. Подобрать нужную публику и удержать этих людей — кропотливый труд. Поэтому все попытки открыть небольшой легкий бизнес «для жены» заканчиваются плачевно».

Фото: Артем Белкин

Клуб для избранных

В 2013 году Константинова стала партнером ресторатора Кирилла Гусева (владелец Bistrot, Zoлотой, «Жизнь ПИ» и др.) в ресторане Osteria Olivetta, где и стали проводить игры. На презентации нового формата был аншлаг — собрались 80 человек, и партнеры стали устраивать игры каждую неделю. Участие сделали бесплатным, затраты на призы покрывали спонсоры. Но сразу же начались проблемы. «Игры часто отменяли из-за того, что на эту же дату ресторан бронировали для корпоратива. Мне приходилось извиняться перед гостями и искать другие площадки. Мне надоело, и через полгода я вышла из этого бизнеса», — говорит предпринимательница.

Игры вернулись на площадки нескольких партнерских ресторанов, а Юлиана зарегистрировала бренд ACP Game и подняла плату за участие до 1,5 тыс. руб. При этом за аренду площадок платить не нужно. «К нам приходит элитная публика, которая может обеспечить ресторану дневную выручку», — говорит Константинова. «Ресторанам нужен приток новых гостей, они даже готовы мотивировать нас, предоставляя скидку на меню в 10–15%, чтобы только мероприятие прошло в их заведении», — объясняет Валерия Мнацаканян, основательница клуба игры в «Мафию» Val & Jee и проекта StartUp Mafia.

Чтобы попасть на игру ACP Game, каждый участник должен пройти несколько этапов отбора. Главные критерии — место работы, должность и внешний вид, который основательница оценивает по аккаунту претендента на Facebook. «Люди у меня подобраны, как огурчики, — хвалится предпринимательница. — Я сознательно фильтрую аудиторию, создаю закрытый клуб, попасть в который может не каждый».

Такой подход вызывает критику конкурентов. «Люди вне зависимости от социального статуса хотят приятно и полезно проводить время и налаживать бизнес-контакты. Я считаю, что ориентация только на люксовый сегмент — это пережиток прошлого. Игра должна объединять людей, а не делить их по доходам», — считает Валерия Мнацаканян. Стратегия несет определенные риски, признает Татьяна Будаева: ясно, что круг высокопоставленных лиц и крупных бизнесменов ограничен и одни и те же люди не могут ходить на игры постоянно.

Статус гостя ACP Game не только трудно получить, но и легко потерять: тех, кто ходит играть к конкурентам, Константинова может вычеркнуть из списков. Тех, кто записался на игру, но не пришел, штрафуют: для них билет в следующий раз будет стоить дороже. «Ничего личного, просто бизнес», — пожимает плечами предпринимательница.

ACP Game в цифрах

2,8–3 млн руб. — выручка ACP Game в Москве в месяц в 2017 году

1,8 млн руб. — чистая прибыль московской компании в месяц

До 100 человек играют в клубе одновременно

80–150 тыс. руб. — цена за корпоративное мероприятие с ACP Game

50% прибыли платят представительства ACP Game головному офису в виде роялти

Источник: ​ACP Game

Миллионы играючи

В 2015 году Константинова запустила собственное интеллектуальное кафе «Москва гостям не верит» и переселила игровые вечера туда. Но ресторанный бизнес опять не пошел — через год заведение пришлось закрыть. «Это был самый тяжелый период в моей жизни. Управлять людьми без высшего образования, которые говорят с тобой на разных языках, я так и не научилась», — объясняет свое решение Константинова.

Зато разросся основной бизнес: сейчас в арсенале ACP Game несколько игровых форматов — «Угадать за 60 секунд», «Мафия», «Большая игра» (аналог «Своей игры») и «Читай. Слушай. Смотри» (ответ нужно дать быстрее соперника, нажав на кнопку, как в телешоу «Угадай мелодию»). С последним форматом пришлось помучиться: оборудование с кнопками и экранами, на которых высвечивался номер самого быстрого столика, постоянно барахлило. «Мы нашли выход — заказали эти кнопки у производителей специальной техники, которая используется в далекой от развлечений сфере», — говорит Константинова. Большую часть вопросов придумывает отец Юлианы — Юрий Константинов.

Юлиана Константинова
Юлиана Константинова

Весной 2016 года открылось первое зарубежное представительство ACP Game в Казахстане. За полтора года Константинова с партнерами запустила игры в Швейцарии, Израиле, Армении, Киргизии и еще двух городах России — Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. Партнеры проходят еще более строгий отбор, чем игроки. «В этом деле очень важен личный бренд, — считает основательница. — Мы ориентированы на аудиторию класса люкс, и абы к кому такие гости не пойдут».

В каждом новом городе Константинова отбирает представителей (в основном по советам друзей) и заключает с ними партнерский договор. Головной офис помогает новичкам с запуском игр и предоставляет контент. «Когда я запустилась, многие мои друзья недоумевали: зачем тебе какой-то франчайзер, с которым ты делишься прибылью, ты ведь сама все можешь? На самом деле выстроить с нуля механизмы организации, подбора гостей, рассадки, наполнения самих игр крайне сложно. Просто нагуглить вопросы недостаточно, их нужно адаптировать под каждую игру», — говорит Татьяна Будаева.

Например, чтобы на игру из раза в раз приходило достаточное количество участников, их нужно грамотно рассадить. «Я знаю каждого гостя лично и понимаю, с кем ему будет приятно или полезно сесть рядом, — рассказывает Константинова. — Мужчин на игре всегда должно быть больше, чем женщин, потому что они по природе своей охотники. Когда девочек меньше, формируется естественная среда: мужчины борются за внимание дам, а дамы чувствуют себя в центре внимания».

«На старте очень помогли личные связи»

Татьяна Будаева, представитель ACP Game в Казахстане

«Я начала проводить игры в Алма-Ате​ в 2016 году, когда была в декретном отпуске. На старте очень помогли личные и рабочие связи: я была сотрудником крупного холдинга Raimbek Group, который занимался поставками элитного алкоголя. Было сложно: идея всем нравилась, но когда дело доходило до брони места и оплаты, многие находили причину для отказа. Как потом оказалось, боялись уронить себя в глазах партнеров и конкурентов.

На старт ушло около $1 тыс. На первую игру удалось собрать 60 человек, на вторую — уже 100. Вскоре к Алма-Ате мы с партнером Зульфией Хайбуллиной подключили Астану. Это город чиновников, там довольно мало развлечений, поэтому там успех был еще громче. Но есть и своя специфика: зазвать госслужащих сложно, к тому же они не любят светиться в кадре, и нередко у нас на фото вместо команды победителей запечатлен только главный приз.

Это прибыльный бизнес. Совокупная выручка достигает 1,2 млн руб. в месяц. Входной билет стоит 10 тыс. тенге (около 2 тыс. руб.), 70–80% — прибыль, половину мы отправляем в Москву, зарабатывая в итоге около 400 тыс. руб. Затраты на организацию минимальные: рестораны бесплатно предоставляют свои площадки, призы обеспечивают партнеры. Особенно мы интересны поставщикам алкоголя.

Сейчас живое общение в дефиците: все мы постоянно в гаджетах, а такие мероприятия дают возможность пообщаться с людьми, наладить контакты. Эта ниша хорошо взаимодействует с трендом на дополнительное образование: люди читают много литературы, ходят на курсы, а делиться этой информацией не с кем».

Дети и корпоративы

Сегодня игры ACP Game проходят раз в две недели в одном из шести партнерских ресторанов («Будда-Бар», «Жизнь Пи», «Тамани» и др.), каждое мероприятие приносит компании 100–200 тыс. руб. выручки. Себестоимость организации доходит до 50 тыс. руб., большая часть которых приходится на призы.

В дополнение к клубным встречам каждую неделю ACP Game проводит одно-два корпоративных мероприятия. «Вся техническая база для игр у нас уже есть, закупать ничего не нужно, поэтому рентабельность высокая — порядка 70%», — уверяет Константинова. По ее словам, в прошлом году московская компания получила в общей сложности 20 млн руб. выручки и 14 млн руб. прибыли, в этом году рассчитывает на оборот 30 млн руб. Основные статьи расходов — зарплата семи сотрудников (ведущие и фотографы, дизайнер, руководители корпоративного и частного направлений и личный помощник Константиновой), аренда офиса, логистика и печать расходных материалов.

Доходы «Мафии»: как заработать на викторинах для топ-менеджеров

Основную часть дохода ACP Game приносят сейчас корпоративные и частные заказы. В списке клиентов — «Росгосстрах», «Альфа-Капитал», «Сибур», Leroy Merlin и др. «Это отличный способ наладить внутри коллектива хорошие отношения. Мы, например, мирили отделы закупок с продажами, работали с женскими коллективами, где сотрудницы друг друга недолюбливают», — говорит Константинова. В 2016 году она запустила еще и детское направление.

Количество клубов, проводящих интеллектуальные игры разных мастей, растет бешеными темпами, но в люксовом сегменте у ACP Game конкурентов нет, считает Константинова: «Открывается очень много командных словесных игр, но в среднебюджетном сегменте. Они арендуют помещения антикафе и мелких ресторанчиков, за вход просят 200–500 руб. Ясно, что эта публика не ест устриц и не так интересна рестораторам, поэтому о соперничестве с ними речи не идет».

Взгляд со стороны

«Закрытый клуб — правильная стратегия»

Ольга Сокольникова, соучредитель логистической компании «Альдетранс», игрок ACP Game

«Впервые на игру я попала три с половиной года назад: закрытый клуб, богатый интерьер, дресс-код. Но как только переступила порог, сразу ощутила какую-то домашнюю атмосферу, как будто попала на ужин к друзьям. Список гостей действительно составляется вручную, пускают не всех. Я считаю, что это правильная стратегия, ведь намного приятнее провести вечер в компании людей со сходными взглядами на жизнь и бизнес. За несколько лет игрового стажа я нашла здесь нескольких настоящих друзей и единомышленников, а в зрелом возрасте такая возможность — на вес золота».

«Бизнес очень рентабельный, а рынок не занят даже наполовину»

Леонид Эдлин, основатель интеллектуального клуба «60 секунд»

«Мы сосредоточились на массовых играх, на самых крупных встречах у нас бывают до 300 человек одновременно. Такая модель отличается высокой рентабельностью: расходы на организацию игр хотя и довольно велики, все же позволяют добиваться высокой маржинальности за счет большого числа команд. При этом бизнес легко масштабировать с помощью франшизы. У нас в Москве проходит десять еженедельных игр, работает 60 филиалов в России, СНГ и дальнем зарубежье. Объем рынка в Москве и крупных городах огромен, ниша не занята даже наполовину».

«Запускать что-то подобное уже поздно»

Эдуард Суворов, исполнительный директор Национальной ассоциации организаторов мероприятий

«Сейчас популярны интеллектуальные игры в неформальном стиле — в пабах, с алкоголем и не всегда серьезными вопросами. Но думаю, что их ждет участь квестов: скоро будет перенасыщение рынка за счет низкой стоимости входа, легкого клонирования формата, да и мода спадет. Тот, кто успел вовремя зайти на рынок, быстро окупит небольшие затраты, но сейчас что-то подобное запускать уже поздно».

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 17 апреля
EUR ЦБ: 99,93 (+0,14)
Инвестиции, 16:41
Курс доллара на 17 апреля
USD ЦБ: 94,07 (+0,49)
Инвестиции, 16:41
В России заблокировали сайты Amazon Web Services и GoDaddy Технологии и медиа, 23:48
В ООН заявили об отсутствии возможности найти виновных в атаках на ЗАЭС Политика, 23:40
США отказались брать на себя «боевую роль» в конфликте России и Украины Политика, 23:12
В Пентагоне допустили захват Тайваня Китаем в случае поражения Украины Политика, 23:07
The Jerusalem Post узнала, что ЦАХАЛ определилась с ответом на удар Ирана Политика, 22:34
Бракоразводный процесс между Лерчек и ее мужем приостановили до лета Общество, 22:27
Байден продлил запрет на прием связанных с Россией судов в портах США Общество, 22:21
Г. Нахапетян: создание устойчивого бизнеса
Смотрите этот и еще 40+ курсов в опции Уроки Легенд
Подробнее
В США заявили о подготовке КНДР к запуску второго спутника-шпиона Политика, 22:13
Жителей пяти деревень в Тюменской области призвали эвакуироваться Политика, 22:08
«Топит всё, везде». Очевидцы рассказали о последствиях дождей в Дубае Общество, 22:04
Уровень воды близ Кургана приблизился к 8 метрам Общество, 21:53
Фанаты «Барселоны» по ошибке забросали автобус своего клуба вместо ПСЖ Спорт, 21:52
ЦСКА вышел в финал Кубка России в «пути РПЛ» Спорт, 21:25
Шестикратный участник Матча звезд НБА завершил карьеру в 35 лет Спорт, 21:23