Перейти к основному контенту
Свое дело ,  
0 

Нашего ума дело: как заработать на торговле «российскими мозгами»

Василий Воропаев создал Rubrain.com, чтобы продавать услуги российских ИТ-специалистов за рубежом. Но быстро понял, что бизнес-модель биржи фрилансеров там не работает. Как он адаптировал сервис к иностранным реалиям?
Василий Воропаев
Василий Воропаев (Фото: из личного архива)

«Наш главный товар — русские мозги», — говорит 37-летний Василий Воропаев. Он продал свою долю в крупнейшем российском портале для поиска фрилансеров (внештатных исполнителей разнообразных работ) fl.ru и создал проект Rubrain.com, чтобы помочь российским ИТ-фрилансерам продавать свои услуги на Запад.

Фриланс в России — это всегда риск с обеих сторон. «Исполнители предпочитают получать оплату наличными, не умеют презентовать себя, могут исчезнуть в середине проекта, — говорит Роман Ефимов, директор департамента новых проектов HeadHunter. — Заказчики же хотят, чтобы фрилансер «работал за еду» — был дешевым и бесправным. Могут внезапно изменить техзадание, заплатить только часть оговоренных денег. В итоге фрилансер в России воспринимается как некий безработный, который рад любому заказу». В США и ЕС, по наблюдениям Ефимова, ситуация принципиально иная — фрилансера воспринимают как профессионала, который перерос офисную работу и ушел из компании, чтобы зарабатывать больше на проектах, которые ему интересны. Да и сами фрилансеры, как правило, ответственнее относятся к работе.

Чтобы адаптировать российских фрилансеров к иностранным реалиям, Rubrain пришлось изменить первоначальную концепцию и ввести тотальный контроль. Для Воропаева это попытка вернуться на знакомое поле игры в новом качестве: не собираясь отвоевывать российский рынок у нынешних лидеров, предприниматель пытается создать международную компанию по подбору временных ИТ-специалистов.

Непростое партнерство

Василий Воропаев родился в городе Златоуст Челябинской области. Отучившись в местном филиале Южно-Уральского госуниверситета по специальности «инженер-электрик», в 2001 году юноша перебрался в Санкт-Петербург. Два года спустя он вместе со своим земляком, выпускником Санкт-Петербургского университета аэрокосмического приборостроения Антоном Мажириным создал дизайн-студию «Петрограф», занимавшуюся разработкой сайтов. Поскольку денег у партнеров было мало, они не могли позволить себе постоянную команду дизайнеров, программистов и привлекали людей через интернет для выполнения конкретных проектов. Это было непросто — искать приходилось в основном через соцсеть «Живой Журнал», поскольку в Рунете, по словам Воропаева, тогда не было ни одного специального сайта, где фрилансеры и работодатели могли бы находить друг друга.

Увидев пустующую нишу, партнеры загорелись идеей ее заполнить. Так в конце 2004 года появился сайт free-lance.ru, впоследствии перебравшийся на доменное имя fl.ru. Сразу стало понятно, что бизнес перспективный — в день открытия на сайте зарегистрировалось около 1 тыс. человек разных специальностей, а в течение месяца проект уже вышел в операционный плюс. Спустя три года по 20% проекта ООО «ВААН» (юрлицо проекта) приобрели HeadHunter Group и фонд Юрия Мильнера Digital Sky Tеchnologies (у основателей осталось по 30%).

Росту популярности проекта способствовал экономический кризис 2008 года, когда компании начали массово сокращать сотрудников, взамен нанимая фрилансеров. Воропаев занимал позицию гендиректора компании, но ее бизнес-модель предпринимателя не устраивала — fl.ru монетизировался как какой-нибудь клуб знакомств: заказчики платили за продвижение в поисковой выдаче их объявлений, а фрилансеры — за продвижение своих анкет. При этом за качество работы и гарантии оплаты портал не отвечал. На сайте массово регистрировались новички без серьезных намерений, а среди работодателей встречались мошенники.

На сайте работал сервис «Сделка без риска», когда деньги заказчика сначала поступали на счет fl.ru и лишь после выполнения работы выплачивались исполнителю, но особой популярностью не пользовался. Осенью 2012 года Воропаев задумал реформу, чтобы повысить доходы сайта и одновременно упорядочить рынок фриланса: теперь все участники должны были использовать «Сделку без риска» и платить комиссию за посредничество: 3% от заказа — с фрилансера и 7% — с заказчика.

Нововведение вызвало яростную критику со стороны многих пользователей. «Схема перевода всех пользователей на «Сделку без риска» была непродуманной, техническое исполнение — сырым, — вспоминает Антон Мажирин. — Мало того что люди, заплатившие за продвижение своих анкет, теперь должны были еще комиссию оплачивать, так и сделать это с комфортом не получалось — система то и дело выдавала ошибки, платежи не проходили. Начался отток пользователей. Когда Василий уходил, прибыль по EBITDA у нас была 0%, а сейчас около 60%».

Реформа проходила на фоне конфликта между основателями: Мажирин, с 2009 года не участвовавший в оперативном управлении, решил вернуться в компанию и занялся проверкой финансов. Вскоре на портале «Хабрахабр» появилось его письмо акционерам, где он обвинял партнера в махинациях. Воропаев, по его словам, присвоил себе его зарплату, выписывал самому себе бонусы и т.п. В итоге в феврале 2013 года Воропаев уступил свою долю в fl.ru инвесторам и покинул пост гендиректора. Сумма сделки не раскрывается, но Воропаев утверждает, что продал свой пакет «даже дороже, чем планировал». Вслед за ним ушло несколько ключевых топ-менеджеров.

Одним из условий сделки был запрет создавать конкурентов fl.ru в течение двух лет. И Воропаев стал инвестировать в другие интернет-проекты. Например, в 2014 году он вместе с бывшими топ-менеджерами fl.ru приобрел за 3 млн руб. 40% проекта Babytask, созданного, чтобы обучать недавно родивших женщин правильному кормлению младенцев. А год спустя стал миноритарием онлайн-маркетплейса юридических услуг LegalSpace.

Клуб элитных фрилансеров

К моменту окончания действия договора о неконкуренции Воропаев подготовился основательно. Он рассудил, что далеко не все российские ИТ-специалисты хорошо знают английский, а значит, им трудно пользоваться западными платформами для поиска фрилансеров — Upwork.com, Career Builder, AngelList, Toptal.com и т.п. В то же время на фоне подорожавшей валюты многие российские специалисты хотели работать на зарубежных заказчиков, а имидж у российских программистов за рубежом хороший.

Работа над проектом стартовала в начале 2015 года. Василий привлек бывших коллег по fl.ru: совладельцами стали директор по разработке Дмитрий Григорьев и руководитель департамента клиентского обслуживания Ирина Котова, а также Эка Кадагидзе и Екатерина Литвинова, в разное время занимавшие должность директора по маркетингу. Партнеры вложили в проект $200 тыс. собственных средств, больше половины из которых принадлежало Воропаеву. Они сделали сайт и пригласили первых 200 фрилансеров, которых знали еще по fl.ru. После того как Воропаев анонсировал новый проект в Facebook, в течение нескольких месяцев ему прислали свои анкеты еще около 10 тыс. фрилансеров. Совершенно уверенные, что новый проект быстро наберет заказчиков и выйдет на прибыль, основатели решили не выплачивать себе зарплаты.

Надежды оказались необоснованными. Изначально Rubrain создавался как специализированный (с уклоном в ИТ) конкурент fl.ru. Но, полистав анкеты пользователей, Василий вскоре убедился, что новый проект превращается в очередную свалку фрилансеров без портфолио, которые не востребованы западными заказчиками. Владельцы таких сервисов, как fl.ru, YouDo.ru, weblancer.net, стараются решить проблему с помощью отзывов о работе исполнителей и автоматического скоринга (оценки каждого исполнителя на основе выставленных ему заказчиками баллов). Воропаев же решил пойти неординарным путем: «Мы стали брать в свою базу фрилансеров, только лично отобранных командой ИТ-специалистов. Изучаем портфолио фрилансера, его компетенции, связываемся с предыдущими заказчиками и проверяем, нет ли за ним сорванных проектов. Чтобы мы взяли фрилансера, все члены нашей команды должны дать добро на его кандидатуру». Отказ получают 97,64% специалистов, подавших заявки, приводит статистику Воропаев.

Фото: РБК

Другим новшеством стала схема монетизации: в отличие от fl.ru, других российских и большинства западных порталов для фрилансеров создатели Rubrain решили работать как ИТ-компания, которая сама принимает заказы, договаривается о стоимости и отвечает за их выполнение. Никаких автоматических сделок на сайте нет: каждого клиента ведет менеджер, который изучает его проект и в зависимости от сложности и дедлайна называет сумму, за которую сервис берется его выполнить. В среднем маржа составляет около 30%, и это хороший показатель: по словам Романа Ефимова, комиссия, которую берут российские и западные порталы со сделок между исполнителями и заказчиками, составляет 10–30%.

По сути, бизнес Rubrain напоминает софтверный аутсорсинг с той разницей, что компания не нанимает людей, а использует фрилансеров. «Нам говорили, что такую схему невозможно масштабировать — менеджеров не напасетесь, — говорит Воропаев. — Но пока получается». Изначально в команде Rubrain было десять человек, сейчас в проекте работают 15 штатных сотрудников и 20 человек, которых сайт привлекает время от времени.

Почти все сотрудники работают удаленно, из разных городов и стран. Офиса у компании нет вообще — только представительство в Сиэтле, которое Rubrain открыл, чтобы привлекать американских клиентов. Отсутствие офиса позволяет экономить на расходах. Сейчас 80% всех трат — это зарплаты и поддержка платформы, оставшееся уходит на маркетинг.

Пробуксовка на старте

На первых порах Rubrain не давал почти никакой рекламы, а клиенты появлялись в основном за счет сарафанного радио. Несмотря на то что Воропаев рассчитывал на западных заказчиков, первыми пришли несколько клиентов из России — в основном это были его знакомые. За рубежом предпринимателя мало кто знал, и заказов поступало мало. «Мы были уверены, что проект сразу станет популярным, но этого не произошло. Мы постоянно пересматривали бизнес-модель и не понимали, как правильно общаться с зарубежными клиентами», — признает Воропаев.

В среднем в 2016 году в месяц на портал приходили с заказами примерно по две российских и пять зарубежных компаний, что позволяло проекту лишь балансировать на грани рентабельности. В итоге компанию покинули разочарованные Григорьев и Котова. Затем ушла в декретный отпуск и перестала участвовать в операционном управлении Эка Кадагидзе. Сейчас Воропаеву принадлежит 51% Rubrain, Литвиновой и Кадагидзе — по 15%. Еще 5% приобрел инвестор — управляющий партнер фонда Maxfield Capital Александр Туркот. Наконец, 14% проекта в виде опционов принадлежат членам команды.

Когда стало понятно, что открыть юрлицо в США и перевести сайт на английский недостаточно для привлечения западных клиентов, основатели Rubrain стали искать их на крупнейших ИТ-конференциях — в 2016 году посетили TechCrunch в Лондоне, в 2016 и 2017 годах — WebSummit в Лиссабоне, а также четыре локальных американских и шесть европейских мероприятий. «Когда представляешь новый и к тому же русский проект, важно, чтобы заказчики могли увидеть его живых представителей: это заметно усиливает доверие к проекту», — говорит Воропаев. В начале 2017 года предприниматель сам перебрался за рубеж — чтобы быть поближе к потенциальным клиентам.

Сперва Воропаев отправился в Сан-Франциско, в окрестностях которого расположены офисы сотен ИТ-компаний. Здесь он освоил несколько новых маркетинговых приемов — в частности, запустил программу #smartrussianbrains. Суть в том, что Rubrain организует участие со скидкой в международных мероприятиях перспективным российским стартапам. Например, платформе для подключения чатов и чатботов «Бисендер» и платформе для поиска фотографов Cheeese. Представляя интересные стартапы, компания заодно продвигает на мероприятиях и свой собственный бренд.

Также Василий решил расширить спектр услуг: теперь через сервис можно было не только нанимать исполнителей на проектную работу, но и делать аутстаффинг — подбирать целую команду внештатных сотрудников, которую компания нанимает на длительный — от полугода до нескольких лет — срок.

Личное участие сработало: в 2017 году выручка проекта составила $1,4 млн, прибыль — около $50 тыс., что на порядок больше, чем в 2016 году. Прожив в США около года, Воропаев в феврале нынешнего года отправился в Лондон. «В Англии много русских — и богатых предпринимателей, и крутых айтишников», — поясняет Воропаев. В итоге обосновался в Кембридже — решил получить MBA.

Сейчас 80% выручки идет от зарубежных клиентов, но есть и российские заказчики. «В кризисы российские компании вынуждены сокращать расходы и охотно начинают сотрудничать с удаленными исполнителями. В 2008 году, например, весь рынок фриланса вырос на 200%. Начиная с 2016 года я вижу схожую ситуацию», — говорит Воропаев. Сейчас через портал ежемесячно делают заказы около 30 российских и столько же зарубежных клиентов, средний чек — 300 тыс. руб. Всего в базе Rubrain около 3 тыс. исполнителей.

Среди крупных клиентов компании — московский ЦУМ, которому они с начала года подбирают программистов на проектную работу, и «Сколково», которому Rubrain в 2016 году делал под ключ проект, посвященный дистанционному образованию. «Еще весь прошлый год мы сотрудничали с Тимуром Бекмамбетовым», — говорит Воропаев. Проект был связан с дополненной реальностью и имел отношение к новому фильму продюсера, но раскрывать детали Василий не имеет права по контракту. Среди американских заказчиков — проект автоматического страхования Benrevo.com, сеть акселераторов стартапов Startupbootcamp и чатбот для иммигрантов Visabot. «В прошлом году мы два раза пользовались услугами Rubrain, — говорит сооснователь Visabot Артем Голдман. — В первый раз брали пять человек на аутстаффинг — в течение полугода они под нашим руководством разрабатывали один из сервисов нашего сайта. Второй раз брали программиста на проектную работу. Оба раза качеством услуг остались довольны».

Около 50% заказов, которые проходят через портал, — это аутстаффинг, 40% — фриланс. Оставшиеся 10% дает подбор сотрудников на постоянную работу для западных компаний, такие услуги портал стал оказывать с декабря 2017 года. По словам предпринимателя, они шагнули на новую для себя территорию, увидев возможность: российским ИT-специалистам довольно сложно самим себя «продать» на хорошую вакансию в зарубежную компанию.

Взгляд со стороны

«Сейчас даже фрилансер, живущий в глубинке, не имеет недостатка в хороших заказах»

Денис Кутергин, сооснователь сервиса YouDo

«Цель у проекта благая, и нет сомнений, что в России много классных ИТ-фрилансеров, но все зависит от того, сможет ли проект создать поток заказов. Сейчас даже фрилансер, живущий в глубинке, не имеет недостатка в хороших заказах — был бы интернет. Те из ИТ-специалистов, у которых есть предприимчивость, самостоятельно регистрируются на западных порталах. Другое дело, что есть часть фрилансеров, которые не любят напрямую общаться с заказчиками — им лучше, чтобы был менеджер, который бы им просто ставил задания. Вот среди них Rubrain может найти своих исполнителей».

«К 2020 году около 50% трудоспособного населения будет так или иначе заниматься фрилансом»

Роман Ефимов, директор департамента новых проектов HeadHunter

«Многие отечественные ИТ-специалисты уже несколько лет как зарегистрированы на зарубежных порталах для фрилансеров. Выходцы из России​ там котируются — у них и качество работы высокое, и аппетиты умеренные. Но это не значит, что нет места для российских проектов, которые бы представляли наших фрилансеров за рубежом. Россия, пусть и с запозданием, но следует за мировым трендом. Западные исследования рынка фриланса сходятся на том, что примерно к 2020 году около 50% трудоспособного населения будет так или иначе заниматься фрилансом. По нашим прогнозам, в России к тому же сроку во фрилансе будут заняты около 30%».

«Мало набрать базу фрилансеров, нужен постоянный поток заказов»

Антон Мажирин, сооснователь fl.ru

«Рынок фриланса в России сформировался, игроки на нем все те же, что и несколько лет назад. Мы держим более половины рынка. Затем идет freelance.ru. И, наконец, украинский Weblancer, который был сделан примерно в то же время, что и наш проект. Это три основных игрока. Новые появляются почти каждую неделю, но быстро разоряются, поскольку не понимают главного — мало набрать базу фрилансеров, нужен постоянный поток заказов. Что касается Rubrain, то его модель, наверное, жизнеспособная, но вопросы к ней есть. Например, почему эти ИТ-специалисты не могут напрямую предлагать свои услуги западным компаниям? Тут мне судить трудно. В любом случае я хочу пожелать Воропаеву успеха».

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 19 апреля
EUR ЦБ: 100,53 (+0,25)
Инвестиции, 18 апр, 16:37
Курс доллара на 19 апреля
USD ЦБ: 94,09 (-0,23)
Инвестиции, 18 апр, 16:37
Определились все полуфинальные пары Лиги Европы Спорт, 01:50
Определились все полуфинальные пары Лиги Европы Спорт, 01:50
ПВО сбила 25 воздушных целей на подлете к Белгороду Политика, 01:42
Тбилиси объяснил закон об иноагентах желанием «не повторить путь Украины» Политика, 01:37
США заблокировали резолюцию о членстве Палестины в ООН Политика, 01:20
«Байер» установил рекорд лучших лиг по количеству матчей без поражений Спорт, 01:09
Оператор подтвердил повреждение газопровода в Харьковской области Политика, 00:45
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
Чистая прибыль Netflix достигла $2,3 млрд. за квартал Бизнес, 00:43
Украина проигнорировала просьбу США об атаках дронов Политика, 00:28
Глава МАГАТЭ обвинил в игнорировании призыва не атаковать Запорожскую АЭС Политика, 00:20
Что нужно знать про выборы в Индии — «крупнейшей демократии мира» Политика, 00:00
МИД предложил разрешить подтверждать аккаунт «Госуслуг» из-за рубежа Технологии и медиа, 00:00
Число назначенных иноагентам штрафов за год выросло в 20 раз Политика, 00:00
Киносети отказались от пиратских фильмов после ультиматума прокатчиков Технологии и медиа, 00:00