Перейти к основному контенту
Свое дело ,  
0 

Камерное искусство: как сервис облачного наблюдения сумел выйти в США

Чтобы вывести Ivideon в лидеры на российском рынке и закрепиться за рубежом, основатели сервиса продали личные квартиры, убедили в своей незаменимости Samsung и Philips, а затем два года судились в Америке по троллинговому иску
Фото: ru.ivideon.com
Фото: ru.ivideon.com

«Сфера безопасности очень консервативная, и в ней до сих пор распространено мнение, что интернет — это зло, а облачный сервис ведет к потере приватной информации. Трудно объяснить, что тот уровень безопасности, который предлагаем мы, на порядок круче, чем у традиционных систем, к которым может подключиться любой айтишник», — говорит Андрей ​Юдников, сооснователь сервиса видеонаблюдения Ivideon. В 2010 году он вместе с программистом Владимиром Еремеевым cоздал сервис, который предлагал альтернативу существовавшим тогда системам наблюдения — хранил видеозаписи не на собственных серверах компаний-клиентов, а в облаке. Сервис опередил свое время: он позволял клиенту присматривать за квартирой или офисом, когда тот грел живот на любом пляже мира, где есть интернет. Однако корпорации, которые пытались заинтересовать основатели Ivideon, не верили в безопасность удаленного хранения их данных. Тогда Еремеев и Юдников решили обратиться к малым и средним компаниям — сервис позволял им сэкономить на дорогом оборудовании. Это позволило Ivideon стать одним из лидеров облачного видеонаблюдения в России и выйти за рубеж.

Голова в облаках

В 2003 году выпускника факультета робототехники МГТУ им. Баумана Владимира Еремеева пригласили разрабатывать софт для систем видеонаблюдения в компанию, обеспечивавшую безопасность крупных объектов. Ее решения применялись, например, в «Роснефти» и столичном Историческом музее. Молодой программист занимался разработкой программ, которые могли бы самостоятельно посылать уведомления с фото объектов на смартфоны (тогда на рынке только появились Nokia 6600 на Symbian S60 и Siemens SX1). Но передавать по мобильным сетям того времени видеосигнал оказалось слишком сложной задачей. Проект закрыли, а Еремеев потерял работу.

Получив ценный опыт в одном из проектов Кремниевой долины, Еремеев задумался над собственным сервисом, который позволял бы просматривать изображения с видеокамер на мобильном устройстве, будь то ноутбук или мобильный телефон. В доайфонную эпоху идея казалась безумной. Однако всего за год, к 2008-му, Еремеев разработал первую версию серверного ПО для подобной системы. Он долго не мог найти инвесторов, пока в декабре следующего года друзья не познакомили его с главой департамента продаж банка «Держава» Андреем Юдниковым. «Я понимал: видеонаблюдение через интернет — это технология, которая однозначно изменит отрасль. И весь вопрос тут в том, кто окажется первым на этом рынке», — говорит Юдников.

Партнеры зарегистрировали компанию и даже нашли инвестора из банковской среды. «Он сказал нам: ребята, начинайте, а я подтянусь, — вспоминает Юдников. — Мы с Володькой ушли с работы, наняли пять сотрудников, сняли офис в центре Москвы, установили оборудование...» В расчете на скорое участие инвестора партнеры делали все это на банковский кредит, но через четыре месяца выяснилось, что у инвестора начались проблемы с собственным бизнесом и денег он не даст.

В начале 2010 года у партнеров было около $300 тыс. долгов и они продолжали расти. Чтобы вовремя вернуть деньги друзьям и родственникам, Юдников продал свою машину, а затем и квартиру в Калининграде. Затем Еремеев продал квартиру в Подмосковье. К сентябрю партнерам удалось вернуть долги. Получилось и найти новых инвесторов: ими стали сооснователь сервиса фотопечати через интернет NetPrint Андрей Фатахов и член совета директоров банка «Держава» Сергей Бакулин, вложившие в компанию $3 млн.

Андрей ​Юдников
Андрей ​Юдников

Видео невидимо

Основатели опять начали с нуля. Бюджет экономили: и себе, и нескольким разработчикам платили по 50–60 тыс. руб. в месяц. «И участники рынка видеонаблюдения, и потенциальные инвесторы говорили, что наша идея — безумная глупость», — вспоминает Юдников. Скепсиса добавляла неправильно выбранная аудитория: основатели Ivideon хотели заинтересовать своим сервисом основных потребителей классических систем видеонаблюдения, например банки и охранные предприятия. Прорыв случился, когда основатели осознали, что консерватизм корпораций не победить, и решили переключиться на малый и средний бизнес — тех, кто не мог позволить себе дорогие системы наблюдения. Юдников и Еремеев решили разработать коробочное решение, которое может установить и использовать любой человек.

Параллельно создатели Ivideon начали переговоры с производителями камер видеонаблюдения: собственного «железа» у компании не было, и наилучшим вариантом было договориться об интеграции ее решений с техникой крупных производителей. Первой стала южнокорейская Microdigital. В феврале 2011 года на сайте Ivideon появилось приложение, позволяющее получать удаленный доступ к видеокамерам.

Денег на рекламу не было, поэтому в первые полгода работы партнеры набирали базу, предлагая потенциальным клиентам бесплатно протестировать услугу. Первым платным клиентом стала сеть «Крошка Картошка», руководству которой Ivideon открыла глаза на целую систему мошенничества: во многих киосках продавцы отпускали еду мимо кассы. В 2012-м камеры установила и сеть «Додо Пицца». После того как число клиентов пополнило несколько небольших компаний, пришла очередь корпораций, таких как Honda и «Роснефть».

Инвестиции предприниматели использовали для того, чтобы разместить свое оборудование в 15 дата-центрах по всему миру. Это позволило наладить высокое качество передачи видеопотока в любую точку мира. По словам основателей, в 2013 году Ivideon была лучше любого из международных конкурентов и это привлекло к ней внимание крупнейших производителей камер видеонаблюдения — Samsung, D-Link, Philips. Осенью того же года Philips и Samsung начали продавать по всему миру кобрендинговые решения — свои камеры с интегрированным в них доступом к сервису Ivideon. Всего за несколько месяцев эти компании вместе продали более 50 тыс. таких камер. Чуть позже Ivideon начала сотрудничать и с крупнейшими китайскими производителями камер HikVision и Dahua.

Как это работает

Ivideon передает видеопоток онлайн на мобильное устройство в любую точку мира, где есть интернет. Дополнительную ценность продукту создает видеоаналитика. Например, если в помещениях, где расположены камеры, замечены подозрительные события — движение, где его быть не должно, громкие звуки и т.п., — система сама сообщает клиенту об угрозе. «С самого начала я понимал, что для пользователя камера должна перестать быть пассивным устройством, которое висит на стене и ничего не сообщает, пока к ней не подключишься», — говорит Владимир Еремеев. Установить камеры можно в любом помещении — квартире, магазине, кафе и т.п. Самый дешевый пакет обслуживания стоит 1,8 тыс. руб. в год, самый дорогой — 36 тыс. руб.

Американская мечта

В 2012 году Ivideon получила 12,8 млн руб. выручки, а в следующем — почти в пять раз больше, 60 млн руб. ​Однако и рынок не стоял на месте: у сервиса стали появляться конкуренты — как российские, так и зарубежные. «Один из главных — компания Nest Labs, которая является частью Alphabet (материнский холдинг Google. — РБК), — говорит Андрей Юдников. — В 2014 году она приобрела разработчика облачного видеонаблюдения Dropcam за $555 млн, а в июне 2015 года представила облачную камеру Nest Cam, преемника популярной модели Dropcam Pro».

Фото: Ivideon / VK

Ivideon обслуживала уже сотни тысяч пользователей в США, Европе и Азии, и руководители компании понимали, что конкурировать им придется не только с российскими, но и с иностранными компаниями. «Фактически сейчас у нас одни и те же конкуренты что за рубежом, что в России», — говорит Юдников. Ключевые игроки мирового рынка — шведская Axis, американские Nest Labs, Honeywell International, Brivo, ADT Security Services, Cloudastructure и Duranc, нидерландская Cameramanager, израильская NeoVSP, канадская Genetec, а также Pacific Controls и Smartvue Corporation из ОАЭ.

Логичным решением стал выход на американский рынок. «Объединившись с производителем техники Oco, в 2015 году мы представили камеру Oco, интегрированную с сервисом Ivideon, — говорит Юдников. — Она обеспечивала все те возможности, что были у Nest Cam, и продавалась по более доступной цене». Но чтобы соперничать с американскими компаниями на их поле, потребовались новые инвестиции. В 2015 году Ivideon привлекла $4 млн от российского фонда Impulse VC (условия сделки компания не раскрывает).

Это позволило весной 2016 года открыть офис в Калифорнии и разработать несколько новых сервисов видеоаналитики. Например, год спустя была внедрена система распознавания лиц, которая помогает решать маркетинговые задачи, в частности определяет пол и примерный возраст посетителей магазина, соотнося эти данные с товарами, которые покупатели приобретают. Система позволяет вести учет рабочего времени сотрудников, идентифицировать постоянных покупателей или отслеживать людей, находящихся в черных списках: заметив в магазине посетителя, пойманного на воровстве, она сообщает об этом продавцу.

Выход за рубеж оказался непростым. «Одним из самых трудных испытаний стала атака патентного тролля: американская компания e.Digital Corporation, которая специализируется на судебных исках по надуманным предлогам, обвинила Ivideon в нарушении патентов и предъявила иск на $500 млн», — говорит Юдников. По словам предпринимателя, e.Digital Corporation инициировала к Ivideon более 30 исков и той пришлось не раз участвовать в разбирательствах в американском суде. «Суть претензий заключалась в том, что наша архитектура передачи данных походила на ту, которую защищали какие-то их патенты. Если бы мы согласились на судебное разбирательство по существу, это потребовало бы сотни тысяч долларов расходов. Поэтому мы применяли различные тактики затягивания процесса, например привлекали к процессу российское юридическое лицо и предлагали минимальные отступные, на которые истец в итоге был вынужден согласиться», — говорит Андрей. Тяжбы продолжались два года и завершились лишь в 2017-м. Судебные издержки Ivideon составили $100 тыс.

Но именно 2017 год принес компании долгожданную новость: Ivideon закрыла его с оборотом в $10 млн и вышла в ноль. Наверное, это можно считать прорывным моментом, но команда держит кулаки и плюет через плечо, чтобы не сглазить. «На счетах еще оставались деньги инвесторов, но в 2017 году из них не было потрачено ни копейки», — уверяет Юдников.

Ivideon в цифрах

$15 млн общих инвестиций за десять лет

150 сотрудников в России и США

500 тыс. камер по всему миру

3,5 млн пользователей

$12,5 млн выручки в 2018 году

Источник: данные компании

Другие берега

Сейчас основатели Ivideon жалеют, что поздно вышли за рубеж. «Эти шишки нужно было набивать как можно быстрее. Если бы мы зашли в США в 2014–2015 годах, мы бы стоили сейчас на порядок больше. Но с тех пор успели вырасти сильные местные проекты. В сегменте b2c, например, лидеры Nest, Ring, Canary инвестировали в проекты, связанные с видеонаблюдением, миллиарды долларов. Бороться с ними непросто», — говорит Андрей Юдников. По его мнению, стандартная стратегия российской компании — сначала завоевать отечественный рынок, а потом уже выходить на западный — ведет в тупик: «Например, технологически сильная компания «Яндекс» сделала ставку на российский рынок, а когда наконец пошла порубиться с Google, было поздно, время упущено. Выковыривать конкурентов из ниш, которые они уже заняли, гораздо сложнее, чем занимать свободные».

Владимир Еремеев и Андрей ​Юдников (на переднем плане в центре)
Владимир Еремеев и Андрей ​Юдников (на переднем плане в центре)

Растущий спрос на услуги компании и ее конкурентов связан с переломом в отношении потребителя к облачному видеонаблюдению. «Когда рынок только начинался, потенциальные покупатели думали, что данные в облаке — это небезопасно, потому что кто угодно сможет иметь к ним доступ, — объясняет Андрей Васильев, сооснователь поставщика систем видеобезопасности «Видеоглаз». — В последние годы это предубеждение удалось побороть. Другая тенденция — появилось понимание, что облачное видеонаблюдение хорошо для стартового бизнеса: можно сэкономить на серверах, регистраторе, дорогом ПО».

Мировой рынок облачного видеонаблюдения растет очень быстро: к 2023 году его объем почти удвоится по сравнению с 2018-м и достигнет $68,34 млрд. Вдохновляющие прогнозы позволили Ivideon в октябре прошлого года привлечь самые крупные инвестиции за всю историю российских облачных сервисов видеонаблюдения — $8 млн от венчурного фонда Sistema SICAR и индустриального фонда Skolkovo Ventures.

Сейчас среди клиентов Ivideon — Philips, Honeywell, Google, «МегаФон», «Яндекс.Такси», Acronis, Gett, ГК «ПИК», Тинькофф Банк, Московский ювелирный завод и многие другие. Однако, по словам руководителей компании, они сознательно придерживаются принципа «тысячи маленьких яиц в сотнях мелких корзин»: 75% выручки приносит малый и средний бизнес. «Мы рано поняли, что большие корпорации и госсектор не наши ключевые клиенты, и хотели создавать продукт, доступный большому количеству предпринимателей», — говорит Андрей Юдников. Выручка складывается из доходов от продажи оборудования и сервисного обслуживания абонентов (с услугами подключения). Абонентская плата клиентов, купивших камеры и сервис, приносит более 50% доходов.

На 2018 год у компании была цель «пробить потолок годового оборота в $15 млн», но рост курса доллара подпортил продажи камер в России: выручка выросла лишь на 23% и составила всего $12,3 млн. Сейчас 76% выручки лежит в рублевой зоне, но, как надеются основатели, доля, которую приносит международный рынок, будет быстро расти. «Мы в первую очередь планируем расширять работу в США, Великобритании, во Франции и в Германии — это те страны, в которых у нас уже есть партнеры и клиенты», — говорит Юдников. Компания старается повысить ценность своего продукта, создавая новые системы видеоаналитики. Например, она уже поставляет российским ретейлерам детектор очередей: система определяет, сколько человек стоит в очереди к кассе, и по достижении определенной длины очереди ​сообщает менеджеру, что нужен еще один кассир.

Взгляд со стороны

«Лидерству компании угрожают телекоммуникационные гиганты»

Андрей Васильев, сооснователь поставщика систем видеобезопасности «Видеоглаз»

«На сегодняшний день Ivideon — лидер российского рынка облачного наблюдения. Они впереди всех по функционалу, по юзабилити, по стабильности работы сервиса. Компания была первой на отечественном рынке и с этой форой ушла далеко вперед и технологически, и по охвату. У них очень хорошее мобильное приложение: стабильное, с удобным интерфейсом, с красивым дизайном.

На мой взгляд, лидерству этой компании сейчас угрожают телекоммуникационные гиганты типа МГТС и «Ростелекома». Они увидели, что облачное видеонаблюдение — это лакомый кусок, и активно наверстывают упущенное. Чтобы сохранить лидерство, Ivideon нужно срочно предпринимать какие-то шаги. Оптимальное решение для всех — если Ivideon будет тесно сотрудничать с этими компаниями, предлагать партнерские решения на базе их оборудования. Одновременно с этим компании придется держать высокий темп развития технологических решений: сейчас, например, в их портфеле не хватает предложений для вертикальных рынков (ретейл, индустрия гостеприимства, ЖКХ и др.). А также активно создавать решения по видеоаналитике (системы распознавания лиц, номеров, контроль кассовых операций, маркетинговые инструменты, подсчет посетителей), потому что это направление становится очень востребованным».

«На рынке чуть более десятка топовых игроков»

Илья Мохов, директор по маркетингу IPEYE

«На данный момент на рынке российского облачного видеонаблюдения существует чуть более десятка топовых игроков. Это компании Ivideon, Trassir, «Линия», I-Cam, SpaceCam, CamBat, NoviCloud, Ezviz, МГТС, CamDrive, Lechange, YouLook и наша компания IPEYE. Среди явных достоинств компании Ivideon отмечу простоту подключения камер со встроенным сервисом к облаку; возможность мультипросмотра — до 36 камер одновременно; то, что компания предоставляет весь комплект ПО для использования сервиса в полном объеме; открытый API для интеграции со сторонними системами. Отсутствие ограничений разрешения и битрейта для трансляции и записи архива; гибкость тарифных предложений и для физических, и для юридических лиц. К недостаткам я бы отнес небольшое количество оборудования, имеющего встроенную поддержку облака, а также необходимость предоплаты для абонентов: за один месяц для «физиков» и за три — для юрлиц».

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Охранные услуги"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 29 марта
EUR ЦБ: 99,71 (-0,56)
Инвестиции, 28 мар, 16:51
Курс доллара на 29 марта
USD ЦБ: 92,26 (-0,33)
Инвестиции, 28 мар, 16:51
Mango Office выяснил, как изменятся коммуникации сотрудников в 2024 году Компании, 11:00
АвтоВАЗ начал производство Lada в Азербайджане Бизнес, 11:00
Провалы в памяти: когда забывчивость становится тревожным сигналом Pro, 10:57
ЦБ продлил ограничения на перевод средств за границу Финансы, 10:53
Простор и логика: какая квартира подойдет большой семье 10:50
Над Белгородской областью сбили дрон Политика, 10:49
Первый квартал стал рекордным для индекса S&P 500 за 5 лет Инвестиции, 10:43
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
С памятного мемориала у «Крокуса» начали убирать свечи Общество, 10:43
Дефицит людей рождает роботов: как ИИ трудится в российских компаниях Pro, 10:41
Вторая ракетка мира Алькарас сенсационно проиграл в 1/4 финала в Майами Спорт, 10:40
Третий фигурант дела о теракте в «Крокусе» обжаловал арест Общество, 10:40
Глава «Росгеологии» — о новых подходах к разведке полезных ископаемых Отрасли, 10:38
Как устроены экосистемы крупных страховых компаний Отрасли, 10:35
Стоит ли покупать дачу в Подмосковье весной 2024 года Недвижимость, 10:33