Перейти к основному контенту
Свое дело ,  
0 

Доходный экспонат: как объединить современное искусство и рекламу

Искусство — это новый маркетинг, уверена финансист Люси Шатковская. Ее арт-агентство Everal продвигает компании с помощью современного искусства. За 2017 год этот бизнес принес 75 млн руб. выручки и 25 млн руб. чистой прибыли
Люси Шатковская
Люси Шатковская (Фото: предоставлено пресс-службой)

Заработать на современном искусстве в России — задача нетривиальная. Покупателей-коллекционеров мало, востребованных актуальных художников — тоже. Основательница арт-агентства Everal Люси Шатковская нашла выход — она не только организует покупку произведений искусства, но и привлекает художников для продвижения брендов, а также организует арт-туры.

Лондонский фейл

В искусство Люси Шатковскую, выпускницу Финансового университета при правительстве РФ, привел случай. Ее родители, владельцы подмосковной компании «Випс-Мед», производящей фармацевтическое оборудование, хотели для дочери стабильного будущего и настаивали на работе по специальности. Но к системам налогообложения у Шатковской душа не лежала, поэтому на третьем курсе она начала работать в маркетинговом отделе фармацевтической компании.

В итоге маркетингом в различных компаниях она занималась десять лет. «В какой-то момент я поняла, что достигла профессионального потолка, — объясняет Шатковская. — Следующей ступенью была должность генерального директора, которая предполагает огромный пласт административной работы. А мне хотелось больше пространства для творчества, хотелось бросить самой себе вызов, поэтому я начала искать области, которые были для меня загадкой».

Чтобы привести мысли в порядок, в 2014 году Шатковская полетела в Нью-Йорк. Там она встретилась с подругой, которая училась в нью-йоркском отделении Института искусств при Christie's. «Она сказала мне: «Люси, что ты мучаешься, иди в искусство. Арт-бизнес очень похож на рекламу: 50% стоимости объекта искусства зависит от того, как ты его «завернешь», — вспоминает Шатковская.

Чтобы понять, как устроена индустрия, Шатковская прошла недельный курс в лондонском отделении Christie's и решила сделать арт-бизнес своей профессией. Искусствоведческий диплом Шатковская получила в лондонском Sotheby's Institute of Art. «Семья была, мягко говоря, в замешательстве: бросить все и уйти в абсолютно новую сферу — для них это было за гранью разумного, — вспоминает предпринимательница. — Но мое бунтарство взяло верх, чему я очень рада».

После выпуска Шатковская надеялась остаться в Лондоне, но оказалось, что британские галереи не горят желанием брать на работу иностранку. «Это был чистый фейл, меня вообще никто не хотел, — вспоминает она. — Мне предлагали только бесплатные стажировки: носить кофе и пыль с картин стирать». Устав от бесконечных собеседований, Шатковская решила вернуться в Москву и открыть собственное арт-агентство.

Выставка Сергея Самородова «Пространство вселенной» в Москве
Выставка Сергея Самородова «Пространство вселенной» в Москве

Консультант по прекрасному

Московские друзья часто просили Шатковскую провести экскурсии в музее или помочь с подбором картины. «Я поняла, что спрос на такие услуги есть, а вот предложений очень мало, и подумала: а почему бы на этом не зарабатывать?» — вспоминает предпринимательница. В 2015 году она зарегистрировала ИП и начала оказывать услуги арт-консалтинга. Стартовые вложения за первые полгода работы составили около 3 млн руб. личных накоплений — на эти деньги Шатковская сделала сайт, арендовала офис, оплачивала услуги трех помощников, покупала доступ к арт-базам и вносила предоплату за картины, которые впоследствии продавала.

Клиенты появлялись благодаря сарафанному радио. В основном это были знакомые знакомых, которым Шатковская помогала с оформлением интерьера, изредка — коллекционеры, которые хотели оценить инвестиционную привлекательность того или иного объекта искусства. «Арт-рынок — это особый мир со своими правилами, которые чаще всего непонятны обывателю, — говорит Шатковская. — Кто решает, что эта картина стоит миллионы, а та не стоит ничего? Стоимость складывается из собственной оценки художника, оценки культурных институций и спроса на рынке. Наша задача — дать клиенту какую-то опору и определить максимально объективную ценность того или иного предмета искусства». ​Оборот агентства в месяц составлял тогда около 2 млн руб., выйти в операционный ноль удалось через десять месяцев после старта.

Летом 2016 года Шатковская начала работать еще и с бизнес-клиентами. Она познакомилась с основательницей лондонского проекта Secret Art Викторией Бейлис, которая предложила Люси организовать мероприятие с представителями Rolls-Royce в Лондоне. Несколько раз в год Rolls-Royce устраивает со своими корпоративными клиентами встречи, которые обычно проходят в формате винных и сигарных дегустаций и тест-драйвов. На этот раз автомобильный бренд решил устроить выставку современного искусства.

Шатковская связалась с художником Фабио Латтанци Антинори и привезла на выставку несколько его концептуальных работ, главной из которых была Dataflags — «поющая» картина, основанная на финансовых данных. Для ее создания художник собрал информацию о котировках акций банка Lehman Brother’s с 1998 по 2008 год, когда банк заявил о банкротстве. Эти данные в виде черных полосок разной длины и ширины он нанес на бумагу. «Когда посетитель дотрагивается до произведения, оно реагирует, и звучит трагическое сопрано, которое озвучивает историю одного из самых больших европейских банков», — рассказывает она.

Кроме Фабио Латтанци Антинори, работы которого выставлялись на первом организованном Шатковской событии, она успела поработать с русскими художниками Ксенией Сенько и Ольгой Ломака, Алексеем и Антоном Твороговыми, француженкой Натали Харви и другими.

«Россия не видна»

По оценкам аналитической компании InArt, объем рынка современного российского искусства с мая 2016 года по июнь 2017-го составил €20,3 млн ​— столько удалось выручить от продажи работ отечественных художников по всему миру (оценивались продажи аукционов и галерей). Для сравнения, с июля 2016 года по конец июня 2017-го мировой аукционный оборот в сегменте современного искусства, по оценке портала Artprice, составил $1,58 млрд. «Россия на карте мирового арт-рынка практически не видна, сам рынок не сформирован», — считает Шатковская. Абсолютные лидеры — США, Великобритания и Китай.

Несмотря на незначительные объемы, арт-рынок России развивается: по данным InArt, по результатам аукционов современного искусства в первом полугодии 2017 года по сравнению с аналогичным периодом 2016-го рынок подрос на 62%. Рост обусловлен отсутствием внешних потрясений и относительной стабильностью курса рубля, считает основательница InArt Ксения Подойницына. «Люди спокойны и могут себе позволить подумать о приобретении предметов искусства», — говорит она.

Искусство путешествий

На выставке для Rolls-Royce собралось около 300 человек, прибыль Everal от этого проекта составила порядка 1 млн руб. Следующим крупным проектом стал закрытый показ известного британского художника Бэнкси, организованный по заказу крупного банка. Работы Бэнкси Everal предоставили клиенты из своих частных коллекций.

Параллельно с арт-маркетингом Шатковская продолжила заниматься привычной работой — подбирала картины для коллекционеров и корпоративных клиентов. В 2016 году выручка компании составила 25 млн руб., прибыль — около 7 млн руб. За прошедшие с первого ивента полтора года удалось организовать еще шесть мероприятий — закрытых арт-вечеринок для корпоративных заказчиков и персональных выставок молодых художников в коллаборации с крупными брендами. Шатковской удалось заполучить в заказчики Gruppo Campari (бренд Cinzano), Societe Generale и другие компании.

«Мы работаем с Everal с 2016 года — являемся связующим звеном между ними как организаторами арт-ивентов и компаниями, которые хотят ассоциировать свой бренд с искусством», — говорит директор по развитию креативного агентства Possible Вадим Стольберг. Его агентство провело совместно с Everal три мероприятия по заказу компаний из сектора FMCG (товары повседневного спроса), телекоммуникаций и девелопера. «На совместной презентации нового объекта недвижимости мы не просто продавали стены и вид из окна, а рассказывали об истории этого места, об архитектурной ценности самого здания, о легенде, которая его окутывает. Это другой уровень маркетинга — осознанный, эмоциональный», — рассказывает Стольберг.

Закрытый показ работ Бэнкси в Лондоне
Закрытый показ работ Бэнкси в Лондоне

Один из главных вопросов, который волнует большинство представителей брендов: как правильно измерить результаты такого продвижения? «Однозначного ответа не существует: если мы не говорим о выпуске лимитированной коллекции с художником, то такие проекты — это в большей степени инвестиции в репутацию, чем инструмент для прямого повышения продаж», — считает Анастасия Елаева, глава департамента корпоративных коммуникаций PR-агентства Grayling. «Это инвестиции в имидж. И все больше компаний сегодня понимают, что эти вложения не только себя окупают, но и дают преимущество перед конкурентами в долгосрочной перспективе», — уверен Стольберг. Впрочем, по его словам, благодаря проведенным мероприятиям его клиенты заключили на 35% больше сделок, чем в период, когда использовали только классическую рекламу.

В феврале 2017 года к проекту Everal присоединился давний знакомый Шатковской Владимир Лапин, старший менеджер в крупной консалтинговой компании. Чтобы юридически закрепить партнерство, предприниматели зарегистрировали ООО «Эверал». «Мы знакомы с Люси больше десяти лет — просто приятельствовали, катались на сноуборде. Когда она решила создать бизнес на стыке рекламы и искусства, я понял, что мне это тоже интересно, и решил поучаствовать, насколько позволяла основная работа», — рассказывает Лапин. Сейчас ему принадлежат 10% компании (остальные 90% у Шатковской), которые он получил взамен на «незначительные финансовые вложения» и помощь с базой потенциальных клиентов. «Благодаря основной профессии у меня довольно много знакомых на рынке, которым я предлагаю услуги Everal. Если сделка идет через меня, я лично общаюсь с клиентом, езжу на встречи, участвую в разработке проектов», — рассказывает Лапин.

Кроме арт-консалтинга и мероприятий для бизнеса Everal работает еще в нескольких направлениях. Среди самых популярных запросов — коллаборации бренда и художника, когда, например, на этикетке шоколадных плиток печатаются уменьшенные копии картин, а в дизайне одежды используется орнамент, созданный известным арт-деятелем.

А в 2017 году в арсенале Everal появилась еще одна услуга — арт-туры. «Работа заставляла меня много путешествовать, и расходы по этой статье были запредельно большими. Я понимала, что не могу взять с собой даже одного помощника — это дорого. И тогда решила монетизировать свои рабочие поездки», — рассказывает Шатковская. Незадолго до очередного биеннале в Венеции она объявила о наборе группы туристов, которые интересуются мировым современным искусством. Экскурсионное обслуживание от Everal (в проекте была занята сама Шатковская плюс два гида) стоило €1,5 тыс.

«Венецианская биеннале в арт-мире — это как «Евровидение» в эстрадной музыке. Каждая страна выставляет своего художника, потом выбирают лучшую работу. Вокруг этого всего происходят еще десятки интересных событий — очень легко потеряться, — говорит предпринимательница. — Мы организовывали завтраки с лекциями и обсуждениями, люди знакомились, обзаводились рабочими связями. Никакое турагентство такого не предложит».

Собрав 15 человек — архитекторов, дизайнеров, финансистов и богатых бизнесменов с женами — Шатковская окупила расходы собственной команды и заработала несколько десятков тысяч рублей. Поездка в Лондон на арт-ярмарку Frieze Art Week дала похожие результаты.​

Бренды и искусство

Направление арт-маркетинга на Западе уже стало классикой. Впервые соединить рекламу и искусство пришло в голову художникам поп-арта (Энди Уорхол, Роберт Раушенберг, Джаспер Джонс и др.) в 60-х годах XX века. Именно тогда появились знаменитые «Банки с супом Campbell», «Coca-Cola (3)» и другие картины, превращающие повседневные бытовые вещи в предметы искусства. Моду на арт-маркетинг быстро подхватили крупные бренды, которые ради продвижения на рынке стали организовывать коллаборации с современными художниками и дизайнерами. Например, в 2014 году дом моды Kenzo вместе с брендом питьевой воды Evian создал лимитированный дизайн бутылки в духе фильмов Дэвида Линча. Наполненная водой бутылка превращалась в увеличительное стекло, через которое был видел ломаный фиолетовый узор и зигзагообразные линии цвета лайм. Алкогольный бренд Absolut Vodka решил почтить память короля поп-арта Энди Уорхола и выпустил 4 миллиона бутылок, оформленных по мотивам известных произведений художника, которые продавалась на всех рынках присутствия бренда.

Экономика арт-агентства

Основная проблема арт-агентств в России — неразвитость рынка, считает Шатковская. «Рынок профессионального коллекционирования и тем более арт-маркетинга у нас в зачаточном состоянии, — уверена она. — Если мы говорим не о Павленском или других убежденных акционистах, которые желают бизнесменам гореть в аду, художники рады идти на контакт. А вот бизнес пока плохо понимает, как искусство может ему помочь».

За свои услуги как арт-консультант Шатковская получает фиксированную плату. Сумма гонорара складывается из цены за поиск подходящего объекта искусства, организацию встреч, логистики и подготовки сделки. Отдельно оплачивается сама картина, скульптура или инсталляция. Средний чек таких покупок — около €15 тыс., при этом агентство получает в среднем 150–300 тыс. руб. за проект. Корпоративный консалтинг (создание концепции и плана выставки для компаний) стоит около 1 млн руб., проект по созданию арт-контента — 500–900 тыс. руб. Организация культурного события (выставка, перформанс для бизнеса) под ключ в среднем обходится клиенту в 2–3 млн руб.

В 2017 году агентство принесло Шатковской 75 млн руб. выручки и 25 млн руб. чистой прибыли. Из них почти 60% — доходы от подбора картин и скульптур для частных заказчиков, 15% — корпоративный консалтинг, 20% — организация культурных событий и около 5% — выручка от арт-туров.

В планах — активно развивать арт-туризм, в том числе внутренний (например, организовать экскурсии по культурным местам Москвы), и создать онлайн-гипермаркет предметов искусства. «Рынок коллекционирования будет расти. Люди, которые уже заработали свои первые миллионы долларов, хотят саморазвития. Они устали от стандартных для бизнес-тусовки видов досуга и рано или поздно обратят свое внимание на искусство, — оптимистична Шатковская. — Поэтому я думаю, что в ближайшие пять лет нас ждет бум».

Взгляд со стороны

«Арт-посредники нужны как воздух и коллекционерам, и художникам»

Мэри Миллер, художник, куратор выставок

«В России сейчас от силы три сотни людей, которые могут и хотят инвестировать в искусство. Тем не менее повышается интерес в целом: идет просветительская работа в музеях и галереях, появились образовательные программы и мастерские. Если есть спрос, то должен появиться и товар, то есть сам объект искусства и услуги по его продвижению. Цена на картину никогда не растет сама по себе, этим нужно заниматься — продвигать ее на рынок.

Писать картины, делать дизайнерские работы и продвигать их в галереи одновременно очень сложно. Да и рекламировать себя тоже сложно, получается, что хвалишь сам себя. Поэтому компании, подобные Everal, нужны как воздух и коллекционерам, и людям искусства».

«Главная задача бизнеса — не обесценить искусство»

Екатерина Тареева, основатель коммуникационного агентства MediaBuzz

«К сотрудничеству с искусством обычно приходят компании, которые мыслят стратегически и понимают необходимость выстраивания долгосрочных отношений со своим потребителем. Они понимают, что в условиях высокой конкуренции на смену маркетингу продукта приходит маркетинг ценности, а миссия — это не просто строчка в корпоративном буклете или на сайте компании. Основной риск при взаимодействии бизнеса с искусством — это превращение последнего в развлекательный или рекламный контент. В этом случае искусство обесценивается, а бизнес может получить обратный эффект».

«Арт-маркетинг — это долгосрочные инвестиции в бренд»

Анастасия Елаева, глава департамента корпоративных коммуникаций международного PR-агентства Grayling

«Традиционно на сферу искусства смотрели бренды премиального сегмента, но в последнее время арт-проектами начинают интересоваться представители масс-маркета и технологические бренды. Первые часто запускают продуктовые коллаборации с художниками и продвигают «доступное искусство». Для технологических брендов это шанс предоставить свой продукт, показав его в действии и добавив в него эмоций.

Арт-маркетинг — это часть «экономики впечатлений», когда от бренда потребитель ожидает не только качественный продукт и сервис, но и запоминающийся опыт-впечатление. Можно не только приглашать клиентов на мероприятия вокруг выставок, которые поддерживает компания, но и готовить образовательные материалы и проводить лекции для внешней аудитории, выстраивать коммуникации в социальных сетях, выходя за рамки контакта только в физическом пространстве. Поэтому арт-маркетинг эффективен настолько, насколько нестандартно и креативно компания к нему подходит и мыслит шире, чем спонсорство логотипов».

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 18 апреля
EUR ЦБ: 100,28 (+0,34)
Инвестиции, 17 апр, 16:37
Курс доллара на 18 апреля
USD ЦБ: 94,32 (+0,25)
Инвестиции, 17 апр, 16:37
Маск согласился с Дуровым относительно безопасности в городах США Бизнес, 04:43
RTL сообщило об инсценировке смерти и бегстве в Москву миллиардера из ФРГ Общество, 04:22
Над Белгородом сбили 21 воздушную цель, одна женщина пострадала Политика, 03:55
Бастрыкин взял на контроль дело хирурга, который мог калечить клиентов Общество, 03:43
Информатор пожаловался конгрессу на Белый дом из-за ситуации в Нигере Политика, 03:14
В Ростовской области за ночь сбили три беспилотника Политика, 03:01
Названы профессии, в которых больше всего обеспокоены заменой человека ИИ Технологии и медиа, 03:00
Тайм-менеджмент: как больше успевать
За 5 дней вы пересмотрите свой подход к планированию и научитесь разным инструментам тайм-менеджмента
Подробнее
NYT узнала, почему удар Израиля вызвал гнев США Политика, 02:38
В Белгороде запустили сирену ракетной опасности во второй раз за ночь Политика, 02:34
Посольство Китая обвинило США в дезинформации о военной помощи России Политика, 02:01
«24 канал» сообщил о взрывах в Киевской области Политика, 01:55
Жители в Оренбургской области рассказали, как сами строили дамбу Общество, 01:40
Стали известны все полуфинальные пары Лиги чемпионов Спорт, 01:23
Спикер конгресса предложил Трампу роль посредника для России и Украины Политика, 01:19