Перейти к основному контенту
Свое дело ,  
0 

Катер по клику: как капитан из Санкт-Петербурга строит Uber на воде

Георгий Кожуховский сделал сервис Anyships, чтобы купить билет на пароход или арендовать катер было так же просто, как вызвать такси. Запустив сервис в родном городе, предприниматель теперь масштабирует его по всему миру
Георгий Кожуховский
Георгий Кожуховский (Фото: Асхат Бардынов для РБК)

Гуляя по Венеции в начале 2017 года, Георгий Кожуховский с трудом смог попасть на водный трамвайчик: не зная итальянского языка, он долго блуждал по улицам, пытался читать таблички, чтобы выяснить маршруты, а персонал на борту самих судов не знал английского. «Мне не хватало сервиса а-ля Uber, только для лодок: открыл приложение, вызвал катер или купил билет да поехал», — вспоминает Кожуховский.

Вернувшись домой, он стал разрабатывать такой сервис в родном Санкт-Петербурге. Он сумел привлечь 10 млн руб. инвестиций, а за месяц работы в мае 2018 года получил 1,2 млн руб. выручки.

Встреча на палубе

28-летний Георгий Кожуховский всегда мечтал о яхтах и большой воде. На первом курсе географического факультета Санкт-Петербургского государственного университета он даже начал издавать life-style журнал Open Eyes — про катера, яхты, машины и моду. Правда, выпустил всего один номер — грянул кризис 2008 года. Тогда Кожуховский пошел другим путем — приобрел в рассрочку подержанную яхту Bayliner 285 Cruiser за 2,5 млн руб. и получил права на управление маломерными судами.

Он договорился с двумя причалами у Петропавловской крепости, нанял капитана и стал возить туристов. За яхту удалось расплатиться в первый же летний сезон 2010 года. Однако вскоре бизнес пришлось заморозить: по новым правилам у любой судоходной компании, даже совсем небольшой, должна была быть лицензия, а у Кожуховского ее не было. Быстро получить документ он не смог из-за бюрократических проволочек. Тогда он сдал яхту в аренду другой компании, а сам устроился на работу в петербургскую медиакомпанию PMI. У нее были свои суда, на которых проводились вечеринки. Молодой капитан катал по Санкт-Петербургу на модной яхте Земфиру, группу Scorpions, Филиппа Киркорова и других знаменитостей. Параллельно он основал компанию Numidal и помогал знакомым владельцам яхт сдавать их в прокат. Сейчас в базе компании восемь легких судов, два из которых в собственности.

В июне 2016 года знакомый капитан Георгия Кожуховского попросил подменить его на яхте и встать за штурвал. Владельцем судна оказался сооснователь одежного холдинга Sela Аркадий Пекаревский. В 2010 году он продал свои 45% Sela двоюродному брату Борису Остроброду, купил недвижимость и открыл шоколадно-марципановую фабрику «Ацтек». «Мы разговорились с Аркадием и произвели друг на друга приятное впечатление», — вспоминает Кожуховский.

Аркадий Пекаревский
Аркадий Пекаревский

Об этом знакомстве он и вспомнил в Венеции, когда задумал создать агрегатор для судов: «У меня был номер телефона миллиардера. Я подумал: попробую, чем черт не шутит, предложу ему идею для бизнеса». Пекаревскому идея понравилась, и он вложил в проект 10 млн руб. «Есть такое понятие «душа предпринимателя». Я всю свою сознательную жизнь занимался созданием чего-то нового, и у меня возникло желание создать сервис, который будет удобен людям и который может выйти на международный уровень», — объясняет Пекаревский. Он получил 50% в новой компании ООО «Энишипс». На роль технического директора Кожуховский пригласил владельца дейтингового сервиса Topfaces.com Дмитрия Бородина, предложив 5% компании.

Название проекта партнеры выбирали уже вместе. Кожуховский хотел дать агрегатору имя Allships. Пекаревский же предложил назвать иначе — Anyships — по аналогии с сервисом покупки авиабилетов Anywayanyday. Как оказалось, домен Anyships.ru стоил дешево — всего 2 тыс. руб. «Для меня это был знак, что нужно развивать проект», — рассказывает Пекаревский.

Доходы на воде

По оценке коммерческого директора московской компании Rivertickets.ru Ивана Бочурина, рынок речных перевозок Москвы и Санкт-Петербурга за последние два года вырос более чем в два раза — в основном за счет увеличения числа туристов. Например, в последнее время среди клиентов стало очень много туристов из Китая и Ирана. В 2015 году в Москве было 700 тыс. пассажиров речного транспорта, а в 2017 году — уже 1,5 млн. В общей сложности в прошлом году в Москве и Санкт-Петербурге было продано 2,5 млн билетов на 600 млн руб., подсчитал Бочурин. В 2018-м рынок должен продолжить рост благодаря чемпионату мира по футболу. ​Но пока этот бизнес развит недостаточно, особенно в регионах. «У нас в Санкт-Петербурге только 1000 судов. По Москве-реке ходит всего около 600 судов, в Казани — 120, в Сочи — около 80», — приводит свои данные Кожуховский.

Билеты на теплоходы продают либо сами судоходные компании, либо туристические агентства. В столице уже есть крупный агрегатор билетов — это компания Rivertickets.ru, которая продает билеты на 70% маршрутов теплоходов. По словам Бочурина, сейчас компания пошла дальше — обучает персонал небольших компаний, которые владеют одним-двумя судами, организует маршруты и нанимает кассиров, которые на причале продают билеты.

«Большинство сайтов-агрегаторов работает с двумя-тремя судоходными компаниями, мы же сразу решили продавать билеты на любой водный транспорт онлайн по всему миру, — уверяет Кожуховский. — С возможностью увидеть само судно и то, как оно плывет по маршруту, в реальном времени, с расписанием и стоимостью».

Клиенты в тетрадке

Разработка сервиса Anyships заняла более года, сайт был запущен только в мае 2018-го. К июлю разработчики обещают запустить еще и мобильное приложение. Сейчас на сайте работает поиск судов и экскурсий. Можно посмотреть на карте, по какому маршруту пойдет судно, где оно сейчас находится, график отправлений, цены и свободные места.

В штате Anyships 28 человек. Половина из них — разработчики, половина — сотрудники, которые отвечают за подключение партнеров. Главный продажник — сам Кожуховский. На первых порах он пообщался с представителями всех 40 судоходных компаний Санкт-Петербурга, многие из них знали его лично. «Мы общались с судовладельцами и узнавали, чего им не хватает. Чаще всего они жаловались на то, что неудобно вести записи о клиентах: кто-то записывал информацию в блокнотах, кто-то вбивал данные в Excel. Назначить капитана на заказ, указать, сколько топлива нужно для рейса, кто завтра работает, какие экскурсоводы — мы решили автоматизировать эту часть процесса», — рассказывает Кожуховский.

Если для клиентов сайт Anyships выглядит как агрегатор билетов, то для владельцев судов — это, по сути, специализированная CRM-система для водных перевозок. В ней содержится информация о сформированных на ближайшее время заказах, маршрутах, местонахождении судов, о том, кто ими управляет, сколько топлива есть на борту. Информация о проданных билетах автоматически обновляется в реальном времени.

Первой подключившейся к системе компанией была «Минхерц & Ко» — у нее есть несколько теплоходов и причалов у Петропавловской крепости и Невского проспекта. Затем подключилась «Астра Марин», которая владеет несколькими «Метеорами», курсирующими между Санкт-Петербургом и Петергофом, и другими судами. К настоящему времени к системе подключились 25 компаний в Санкт-Петербурге. Комиссия Anyships.ru колеблется от 5 до 35% в зависимости от объема продаж. Среди партнеров и Аркадий Пекаревский — он сдает в аренду свою яхту Azimut 55.

Представитель компании «Минхерц & Ко» подтвердил, что договор с Anyships.ru компания уже заключила, но отказался рассказать, сколько билетов уже продано: «Сейчас только начало сезона, мы еще сами не поняли». Гендиректор судоходной компании «Алые паруса» Дмитрий Нечаев рассказал, что тестирует систему Anyships.ru, но не уверен, что она ему нужна — дело в том, что компания разрабатывает свою систему бронирования, так как «не хочет быть чьим-то заложником».

Георгий Кожуховский и Аркадий Пекаревский
Георгий Кожуховский и Аркадий Пекаревский

Убрать лишнее звено

Цель Кожуховского — автоматизировать покупку билетов и в итоге сократить число сотрудников, которые работают на причалах. «Сейчас клиент приходит сначала в кассу, где оплачивает билет, потом ему отрывают талончик на причале. Все происходит в ручном режиме, а компании не могут отслеживать продажи онлайн», — поясняет он.

Часть компаний, подключившихся к Anyships, уже использует автоматизированную систему проверки билетов. Кассы не нужны, а сотрудник на причале использует мобильное приложение, сканируя, как в кинотеатре, QR-код билета, купленного у Anyships онлайн. Каждые пять секунд мобильное приложение синхронизируется с базой данных и отправляет информацию на сервер. Судовладельцы видят загрузку своих судов в онлайн-режиме и могут менять ценовую политику. В ближайшее время Anyships планирует установить турникеты на причалах — тогда люди не потребуются совсем.

Самим судовладельцам обычно невыгодно продавать билеты на причалах: часто они находятся в удаленных от проходных улиц местах, и приходится нанимать еще и промоутеров-зазывал, приглашающих туристов купить билет на речную прогулку. На некоторых причалах нет электричества, и компании вынуждены использовать для работы касс дизельные генераторы.

В открытом море

Главная проблема бизнеса водных перевозок — сезонность, но Кожуховский считает, что нашел решение. «Когда в Петербурге сезон заканчивается, он начинается в Арабских Эмиратах», — говорит предприниматель. Стартовав в родном городе, он планирует зарабатывать за рубежом. Экспансия в некоторые страны уже началась.

В 2018 году Anyships наняла представителей в 18 странах, в том числе во Франции, Италии, Испании, ОАЭ, Израиле и на Кипре. В основном это бывшие соотечественники и профессиональные переводчики — Кожуховский и Пекаревский находят их через общих знакомых. Представители общаются с судовладельцами и предлагают им сотрудничество. Как и в Санкт-Петербурге, компания работает и с судоходными компаниями, и с ​владельцами яхт и катеров. По словам Кожуховского, около 80 компаний и 200 частных лиц уже подписали предварительные договоры (всего в базе 3 тыс. судов). Продажи еще не стартовали, так как сервис переводят на местные языки. По словам Кожуховского, за рубежом судовладельцы, как правило, готовы сотрудничать, ведь для них «это дополнительный приток туристов, а он никому не помешает».

Во Франции и Италии уже есть онлайн-базы чартерных лодок, но в основном это парусные и моторные яхты, которые сдаются на длительный срок. Билеты на паромные суда или местные прогулочные трамвайчики зачастую вообще не продаются онлайн. Кожуховский убежден, что компания, которая сделает процесс покупки билетов и аренды прогулочных судов простым и универсальным, сможет захватить весь этот рынок.

За май 2018-го компания заработала на комиссиях 1,2 млн руб. На содержание офиса и разработку софта она тратит около 1,5 млн руб. в месяц. Выйти в плюс рассчитывают по итогам первого же сезона. «Если честно, мы двигаемся вслепую, решаем проблемы по мере поступления. Я это называю играть с листа», — говорит Аркадий Пекаревский.

Взгляд со стороны

«Компаниям будет проще выживать»

Светлана Гончарова, заместитель генерального директора «Мостурфлота»

«Плюсы у Anyships однозначно есть. Такая агрегационная ИТ-система может пригодиться туристам, которые привыкли планировать путешествие самостоятельно. И нам, компании, которая работает по традиционной модели с туристическими группами, такой турист интересен, ведь обычно он к нам не приходит.

Если агрегатор даст возможность сократить издержки, например уменьшит персональное общение с клиентом, то это тоже будет плюс. Когда у нас не было системы онлайн-бронирования и продаж, клиенты общались с кол-центром. Там трудилось немалое число сотрудников. Как только мы стали пользоваться онлайн-бронированием и отказались от услуг кол-центра, то решили несколько проблем: избавились от ошибок не слишком высококвалифицированных сотрудников и ответов, которые даются с большой задержкой — этот фактор очень раздражает туристов. Правда, существенно расходы сократить не удалось, поскольку содержание системы бронирования обходится не намного дешевле, чем услуги кол-центра.

Компаниям, использующим автоматизированные системы, будет проще выживать: они смогут оперативно менять цены, если спрос будет расти. Например, сейчас мы не можем этого делать быстро, да и спрос не всегда получается предсказать».

«Туристические Uber плохо работают»

Управляющий партнер Leta Сapital Александр Чачава

«Думаю, что перспективы этого проекта не очень радужные, а в Санкт-Петербурге их совсем нет. Навигация там длится три месяца, а лодками владеют, может быть, сотни, но никак не тысячи и не миллионы людей. Туристические Uber, как показывает практика, вообще плохо работают, потому что привлечение пользователя стоит дорого, при этом прибыль низкая: турист приехал и уехал, он не пользуется сервисом регулярно.

Если говорить про морской транспорт, то им тоже почти нигде не пользуются регулярно — наверное, только в Венеции. Обычные петербуржцы на трамвайчиках тоже не катаются. Это не сработает так, как с агрегаторами такси, ни в одном городе нет большого количества потенциальных клиентов, которые пользовались бы услугой ежедневно».

Кредит наличными от 

БАНК ВТБ (ПАО). ГЕНЕРАЛЬНАЯ ЛИЦЕНЗИЯ БАНКА РОССИИ № 1000. РЕКЛАМА. 0+

Ставки по кредиту ниже

от 30 тыс. до 40 млн ₽

Оставьте заявку онлайн

Оформить прямо сейчас

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Такси"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 25 апреля
EUR ЦБ: 98,91 (-0,65)
Инвестиции, 24 апр, 17:11
Курс доллара на 25 апреля
USD ЦБ: 92,51 (-0,79)
Инвестиции, 24 апр, 17:11
На юге Италии нашли доримский некрополь VIII—VII вв. до нашей эры Общество, 01:50
МИД объяснил недопуск россиян на рейсы из Турции в Мексику давлением США Политика, 01:31
Аналитики заявили о риске для доллара из-за конфискации активов России Политика, 01:05
Захарова объяснила вето России на резолюцию США по безопасности в космосе Политика, 00:46
В Варшаве в течение месяца будут включать сигналы тревоги для проверки Политика, 00:40
СК отчитался о постановке бывших мигрантов на воинский учет в Дагестане Общество, 00:26
ВОЗ выявила рост популярности электронных сигарет среди подростков Общество, 00:01
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
«Эксперимент удался». Что говорят об итогах плей-офф КХЛ Спорт, 00:00
АКРА оценила эффект для бюджета от налоговой реформы Экономика, 00:00
Хуситы заявили об ударе по американскому эсминцу в Аденском заливе Политика, 24 апр, 23:38
ЕК предложит санкции из-за торговли Северной Кореи с Россией Политика, 24 апр, 23:14
Россия наложила вето на резолюцию ООН о запрете ядерного оружия в космосе Политика, 24 апр, 23:10
В США подтвердили распоряжение Байдена передать Украине ракеты ATACMS Политика, 24 апр, 23:03
Общественники рассказали о содержании замминистра обороны Иванова в СИЗО Политика, 24 апр, 22:48