Перейти к основному контенту
Свое дело ,  
0 

Торговые маневры: как малый бизнес использует пустующие бутики в ТЦ

Александр Перемятов придумал открывать временные магазины на месте пустующих бутиков. Торговые центры покрывают убытки от простоя, а начинающие продавцы получают доступ к аудитории. Сколько приносит такой маневренный ретейл?
Александр Перемятов
Александр Перемятов (Фото: Владислав Шатило / РБК)

Юрист Александр Перемятов в середине 2000-х годов одним из первых привез в Россию массажные кресла и за следующие десять лет создал вендинговую сеть в московских торговых центрах. Кризис подсказал ему новую идею: арендовать пустующие помещения по ценам ниже рынка и сдавать их в субаренду сразу нескольким продавцам. За два года Перемятов успел организовать два десятка таких временных магазинов под брендом «Йармарка», а сейчас его ярмарка станет первым масштабным торговым объектом, что увидят туристы, выйдя из аэропорта Домодедово.

Король вендинга

Перед тем как стать предпринимателем, 35-летний Александр Перемятов успел получить образование юриста и экономиста во Всероссийской академии внешней торговли, поработать в «Сибуре» и Торгово-промышленной палате РФ. Идею для первого бизнеса он подсмотрел в Таиланде, где проводил отпуск в 2007 году: там помимо традиционного ручного массажа предлагали механический в специальном кресле.

Он решил снабдить кресла купюроприемниками и привезти агрегаты в Россию. Зарегистрировал компанию Magic Rest, съездил на завод в Китай, договорился о производстве и заказал два контейнера с креслами. «Я так поверил в идею, что продал машину, заложил квартиру и набрал кредитов на 4 млн руб., а оказалось, что эти кресла здесь никому не нужны, — вспоминает предприниматель. — Начался адский труд — по 200 звонков в день, встречи и постоянные отказы».

Фото: Владислав Шатило / РБК

Постепенно Перемятов сумел убедить представителей нескольких торговых центров, автомоек и фитнес-клубов в том, что кресла повысят лояльность покупателей. За шесть лет работы ему удалось создать сеть из 500 кресел в Москве, еще тысячу он продал в регионы. Но масштаб бизнеса все равно был небольшим, а поставлять такие кресла в Россию начали многие компании.

При подготовке к Олимпиаде-2014 Magic Rest удалось выиграть два тендера Олимпийского комитета: на установку массажных кресел в зонах отдыха и пресс-центрах и поставку массажных столов для спортсменов. «Первый заказ мы выполнили в штатном режиме, а вот второй свалился как снег на голову: за полтора месяца до старта Олимпиады нужно было достать где-то тысячу этих столов, — рассказывает предприниматель. — Собирали по крупицам по всему миру». Госзаказы принесли Перемятову около 10 млн руб. прибыли и заставили задуматься над новыми проектами.

Предприниматель решил захватить и модернизировать рынок вендинга — автоматов для продажи напитков и снеков. Дело в том, что представителям ТЦ неудобно заключать договор аренды на несколько метров с каждым ИП, владеющим автоматом. А Перемятов предложил стать посредником между владельцами аппаратов и ТЦ — оформлял договор центра и своей компании Vendicum, а затем сдавал места в субаренду другим предпринимателям. Автоматы собирал в группы по несколько штук, ставил в проходном месте и огораживал специальными конструкциями из металла и пластика. В 2015 году совместно с компанией Johnson & Johnson он запустил свои автоматы по продаже линз, а затем кофейные аппараты и автоматы со снеками. Сейчас, по словам самого Перемятова, автоматы под его управлением стоят в 90% московских ТЦ.

Как не утопить бизнес на старте: пять советов Александра Перемятова

1. Отдавать на аутсорсинг все, что можно. На старте бизнеса хочется делать все самому — кажется, что посторонние люди все испортят. Например, чтобы развозить первые партии массажных кресел клиентам, я купил грузовую машину. Влез в кредит, потратил кучу времени и денег на ее ремонт и потом продал с большим дисконтом. Отдавайте профессионалам все задачи, которые можно отдать, а сами сосредоточьтесь на том, что сами умеете лучше всего.

2. Делать быстро. Время — самый ценный ресурс при выходе на рынок. Пока вы думаете, за вас все сделают конкуренты. Мы открыли магазин с десятью разными брендами в аэропорту, что для обычного ретейла где-то на грани фантастики.

3. Договариваться. Если вы понимаете, что контракт очень важный, но коммерчески убыточный для вас, глупо от него отказываться — надо попробовать изменить условия. Когда мы привезли массажные кресла, заказанные Олимпийским комитетом, на склад, то оказалось, что на стадион могут заехать только аккредитованные грузовые компании. Последние 200 м обошлись бы нам чуть ли не дороже дороги из Москвы в Сочи. Мы заявили, что лучше откажемся от тендера и выплатим штраф, но не будем участвовать в этом маразме. Пара часов переговоров решили вопрос в нашу пользу.

4. Искать обходные пути. Когда я только начинал реализовывать идею с массажными креслами, никто не хотел их брать. Тогда я обзвонил несколько автомоек под видом менеджера транспортной компании, которая выбирает, где мыть 200 машин. Я говорил, что мы среди своих сотрудников провели опрос, какой они видят идеальную автомойку. И якобы 90% респондентов хотят, чтобы в зале ожидания стояли массажные кресла. Через пару недель отправлял своего менеджера с предложением — конверсия была бешеной.

5. Держать слово. Сегодня работать без договора равноценно самоубийству. Но есть кое-что важнее официальных бумаг. Договориться с партнером, а потом отказываться от своих слов, защищаясь пунктом в контракте, — плохая идея. Рынок помнит все, и такое поведение чаще всего приводит к репутационным потерям, которые не стоят мимолетной выгоды.

Ярмарка тщеславия

Перемятов часто ездил по профильным выставкам, посвященным рекламе и торговле, и на одной из них разговорился с представителями московского ТЦ «Щука». «Им нужно было заполнить пустующее пространство в коридоре к Новому году», — рассказывает Перемятов. В декабре 2015 года он организовал первую тематическую ярмарку: на 300 тыс. руб. заказал на мебельном производстве деревянные домики и начал искать участников — продавцов елочных игрушек, сувениров, одежды, которые хотели заработать на новогоднем ажиотаже. «По сути, это была та же агрегация, что и с вендингом, — мы собирали под одной крышей несколько ИП и выполняли роль организатора-управленца», — говорит он. Ярмарка принесла Перемятову 100 тыс. руб. прибыли.

После мероприятия в «Щуке» к нему стали обращаться представители других ТЦ с просьбами провести ярмарки и у них. Вторым клиентом стала «Мега Белая Дача», которая предложила организовать временную торговлю не в коридоре, а на территории пустующего магазина. «Этот запрос отражал рыночную конъюнктуру в ситуации кризиса. Многие бренды не тянут условия аренды и съезжают, а люди не хотят ходить туда, где половина этажей завешана баннерами», — рассказывает Перемятов.

Александр Перемятов
Александр Перемятов

Он собрал под одной крышей 50 начинающих российских дизайнеров. Каждому досталось по 1–2 кв. м, на которых разместились вешалки с одеждой, полки с обувью или аксессуарами. Магазин должен был проработать три месяца и съехать, освобождая место для долгосрочных арендаторов. «Для начинающих дизайнеров это уникальная возможность получить место в крупном торговом центре с огромным трафиком, куда самостоятельно они бы ни за что не зашли — это дорого и сложно», — говорит Перемятов. ТЦ сдавал площадь по ставке в три раза ниже рыночной, а наценка посредника и организатора составляла около 200%. На ремонт помещения, закупку манекенов и оборудования предприниматель потратил около 1 млн руб.

Магазин под брендом «Йармарка» запустился за две недели. И поначалу ощущения единого торгового пространства не было: манекены и стеллажи, которые пришлось покупать на «Авито», выглядели разношерстно, каждый дизайнер оформлял уголок в своем стиле. Но уже на второй месяц Перемятов изменил схему: нанял собственных продавцов, обеспечил их униформой и едиными инструкциями по продажам. На третий месяц проект показал первую прибыль. Краткосрочный договор с ТЦ подходил к концу, но руководство центра предложило продлить его. В итоге первая «Йармарка» проработала в «Меге» целый год — до января 2017 года — и принесла Перемятову 3 млн руб. прибыли.

Проект показал: такая «коммунальная» схема работы выгодна не только дизайнерам, но и торговым центрам. «Молодые дизайнеры хоть обычно и бедные ребята, но с богатым социальным капиталом. Люди приходят к ним целенаправленно», — уверяет Перемятов. Летом 2017 года у «Йармарки» появился второй клиент — «Мега Теплый Стан». Новый магазин разместился на площади 1000 кв. м. Этот временный магазин проработал полгода и принес еще около 3 млн руб.

Параллельно с «маневренным ретейлом», как называет этот формат сам Перемятов, он проводил в ТЦ и классические ярмарки, приуроченные к Новому году и другим тематическим праздникам. Самой крупной и финансово успешной стала ярмарка в ТЦ «Авиапарк» в период новогодних праздников 2016/17: выручка Перемятова тогда составила 8 млн руб. Были и провальные проекты. Например, три ярмарки, приуроченные к 1 сентября, не окупились и принесли предпринимателю совокупно порядка 1 млн руб. убытков. Их участники не выдержали конкуренции с сетевыми магазинами.

С маневренным ретейлом тоже не всегда все гладко: «Йармарки» в «Афимолле» и «Vegas Крокус Сити» принесли еще по 1 млн руб. убытков из-за неудачного расположения магазинов. «Открываться нужно только на «муравьиной тропе» — пути следования большинства посетителей ТЦ. Если стать на верхнем «мертвом» этаже, как было в Vegas, никакой маркетинг, блогеры, звезды и навигация не помогут», — признает Перемятов.

За два года работы предприниматель успел организовать больше 20 «Йармарок» в разных городах, обычно они приносили от 300 тыс. до 3 млн руб. прибыли. Совокупная выручка в 2017 году составила 40 млн руб. Сейчас такие магазины работают в Москве и Екатеринбурге.

Дизайн на проценте

Владелицы уральского бренда женской одежды Nebesa Анастасия Алехина и Екатерина Кропивка дружат больше десяти лет. В 2017 году они решили запустить свою линию женской одежды и ради этого оставили офисную работу. Наладили пошив вещей, сняли шоурум в бизнес-центре и стали торговать в Екатеринбурге. Продажи шли не очень бойко: подруги отшивали по два-три экземпляра каждой модели, о бренде мало кто знал.

Накануне нового, 2018 года Алехина и Кропивка узнали, что в местной «Меге» открывается «Йармарка», и решили участвовать. Условия были выгодными: девушки платили 25 тыс. руб. в месяц за две стойки. «Трафик был хорошим: в «Мегу» люди обычно едут специально пошопиться, поэтому покупают охотно», — говорит Кропивка.

За полгода работы с «Йармаркой» оборот бренда вырос до 300 тыс. руб. в месяц, девушки стали отшивать уже не по два-три, а по 25 экземпляров каждой модели. «Это вывело наш бизнес на совсем другой уровень», — признает Анастасия Алехина. Однако в прошлом месяце условия работы на «Йармарке» изменились: теперь участники платят не фиксированную ставку, а 50% выручки. «Это уже не так выгодно, как было вначале, особенно теперь, когда у нас хороший объем продаж. Схема больше подходит для новичков», — говорит предпринимательница. Первый месяц принес девушкам небольшие убытки.

У процентной схемы есть и плюсы: в магазине работают продавцы «Йармарки», есть общий склад, сотрудники которого сами проводят ревизию вещей и размещают их на вешалках. «У нас не болит голова о том, как организован процесс, и все равно это выгоднее, чем арендовать целый магазин в ТЦ, — рассуждает Екатерина Кропивка. — К тому же «Йармарка» очень здорово помогает с маркетингом — проводит мероприятия и показы, которые привлекают покупателей».

Футбол как двигатель торговли

Новым витком в развитии бизнеса стал контракт с аэропортом Домодедово. В 2018 году Перемятов договорился об открытии на втором этаже аэропорта временного магазина «Йармарка» с российскими дизайнерскими брендами. Коммерческие условия работы предприниматель не раскрывает, но признает, что прибыли эта точка почти не приносит. «Это отличный имиджевый проект — трафик великолепный, маркетинговый эффект колоссальный. После открытия нас завалили заявками на проведение ярмарок со всей страны», — делится Перемятов.

Александр Перемятов
Александр Перемятов

Как и все объекты, задействованные в приеме болельщиков, аэропорт готовится к чемпионату мира по футболу. Чтобы оформить территорию в футбольном духе, руководство решило запустить тематическую ярмарку. В качестве подрядчика выбрали Перемятова. Возле входа появится баннер в виде футбольного поля (его размеры сопоставимы с реальным полем для игры), вокруг расставят трехметровые фигуры футболистов, а в центре привокзальной площади водрузят 20-метровый футбольный мяч из пластика и металла.

Рядом с этими конструкциями с начала чемпионата и до конца лета будет работать ярмарка — пять павильонов, по четыре торговых места в каждом. Отбором участников Перемятов занимался вместе с администрацией Домодедово — в итоговый список вошли ювелирные бренды, производители русских сувениров (матрешки, посуда с хохломской росписью и пр.), еды (мясные деликатесы, пастила, икра) и предметов с официальной символикой ЧМ-2018. Павильоны Перемятов заказал на мебельной фабрике, баннер, мяч и бутафорских футболистов изготовили производители наружной рекламы.

«При выборе партнера для этого проекта мы ознакомились с несколькими предложениями организации подобных маркетов. Ключевыми характеристиками для нас были креативность концепта, опыт работы именно в таком формате и репутация компании на рынке», — объяснил пресс-секретарь аэропорта Домодедово Александр Власов.

По подсчетам предпринимателя, организация проекта вместе с конструкциями, оплатой труда персонала и операционными расходам за три месяца работы ярмарки обойдется ему около 15–20 млн руб., прибыль принесет вряд ли. Главное, футбольная «Йармарка» может повысить узнаваемость бренда: по оценкам Перемятова, через нее будут проходить до 130 тыс. человек ежедневно, то есть почти вдвое больше, чем трафик крупнейших московских ТЦ.

Торговые маневры: как малый бизнес использует пустующие бутики в ТЦ

Предприниматель надеется наладить экспорт русских ярмарок за рубеж: вывозить российских дизайнеров, небольших производителей традиционной еды, напитков и народных промыслов в крупные мегаполисы. Первый фестиваль русской культуры он планирует провести следующим летом в Китае.

Взгляд со стороны

«Протестировать бизнес-идею с минимальными затратами»

Анастасия Комарова, основательница маркетингового агентства Cleverra.ru

«Рынок традиционных ярмарок в Москве развит не сильно, популяризовать его стал Собянин буквально пару лет назад. Маневренный ретейл как один из вариантов ярмарочного формата — хорошая альтернатива полноценной собственной торговой точке для стартапов. Этот формат позволяет протестировать бизнес-идею с минимальными затратами и дает шансы тем, у кого нет бюджета на открытие собственной торговой точки».

«Это бюджетный аналог шоурума в дорогих ТЦ»

Анастасия Климанова, ИП, организатор ярмарок в московских ТЦ

«В столице рынок ярмарок уже перенасыщен — складывается ощущение, будто каждый маркетолог ТЦ решил, что им обязательно нужен такой формат. Изначально временные маркеты создавались для местных брендов, которые производят что-то самостоятельно, но сейчас на ярмарках чаще можно встретить перекупщиков. Маневренный ретейл в бутиках кажется мне более перспективной моделью. Сейчас очень многие бренды одежды продаются только в соцсетях, а уголок в крупном ТЦ можно превратить в недорогой и эффективный аналог шоурума и точку самовывоза».

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Потребительские товары"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 19 апреля
EUR ЦБ: 100,53 (+0,25)
Инвестиции, 16:37
Курс доллара на 19 апреля
USD ЦБ: 94,09 (-0,23)
Инвестиции, 16:37
Пентагон впервые показал кадры боя человека с управляемым ИИ истребителем Политика, 22:27
Reuters сообщил об ужесточении выезда за рубеж для российских чиновников Политика, 22:25
Пермский чиновник уволился после фразы сына «на хрена мне Пермь» Политика, 22:11
Фон дер Ляйен рассказала об утечке капитала из Европы в США Экономика, 22:09
Украина потребовала отстранить 15 россиян от чемпионата Европы по дзюдо Спорт, 21:58
Меликов вступился за полицию Дагестана после инцидента с главой МЧС Чечни Политика, 21:53
Жителей 18 населенных пунктов Курганской области призвали эвакуироваться Общество, 21:36
Г. Нахапетян: создание устойчивого бизнеса
Смотрите этот и еще 40+ курсов в опции Уроки Легенд
Подробнее
Почему республиканцы взбунтовались против помощи Украине и Израилю Политика, 21:27
Яромир Ягр в 52 года забил первый гол в сезоне Спорт, 21:24
Столтенберг предложил Украине самой обеспечить себя солдатами Политика, 21:14
В Крыму провели операцию против группировки «Белая масть» Политика, 21:07
Атаки беспилотников и обстрелы территории России. Карта Политика, 21:06
Военная операция на Украине. Карта на 18 апреля Политика, 21:03
СК завел дело после нападения на съемочную группу «Известий» в Москве Общество, 20:57