Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Кудрин сообщил о переходе на работу в «Яндекс» Технологии и медиа, 10:03
На аэродроме под Рязанью произошел взрыв Политика, 10:02
Российский вратарь впервые сыграл «на ноль» и вошел в число лучших в НХЛ Спорт, 10:00
Хватит щелкать кнутом. Как изменить стиль руководства перед праздниками Pro, 09:50
«Авито» назвал районы Москвы, где сильнее всего подешевела аренда жилья Недвижимость, 09:50
СК возбудил уголовное дело после взрыва газа в доме в Ярославле Общество, 09:48
НСПК обязала банки внедрить новый способ оплаты телефоном без «МирPay» Финансы, 09:46
Объясняем, что значат новости
Вечерняя рассылка РБК
Подписаться
Новогодний миллиард: почему лотереи помогают утилизировать стресс РБК и Столото, 09:42
В Москве автомобиль съехал в Яузу. Видео Общество, 09:38
Капризов повторил два рекорда в НХЛ Спорт, 09:33
Сервис аренды самокатов Whoosh идет на IPO. Что важно знать инвестору Pro, 09:30
Глава «МегаФона» не увидел логики в отключении Apple оплаты по номеру Технологии и медиа, 09:30
Барьер на входе: как решить главную проблему при трудоустройстве молодежи Дискуссионный клуб, 09:25
Без сборов, штрафов и овербуков: что может сервис для деловых поездок РБК и Smartway, 09:19
Свое дело ,  
0 

РБК составил рейтинг самых популярных в России франшиз

РБК составил ежегодный рейтинг самых динамично развивающихся в России франшиз. Используя данные Роспатента за 2018 год, мы определили самые популярные у покупателей франшиз торговые марки
Фото: Мария Ионова-Грибина для РБК
Фото: Мария Ионова-Грибина для РБК

3 — Место в рейтинге в 2017 году
1
722
Заключенные
контракты
89
Расторгнутые
контракты
8906
Всего
контрактов
145
Заключенные
контракты
3
Расторгнутые
контракты
529
Всего
контрактов
3 i 17
FIT SERVICE
121
Заключенные
контракты
1
Расторгнутые
контракты
170
Всего
контрактов
120
Заключенные
контракты
0
Расторгнутые
контракты
120
Всего
контрактов
5 i 14
Инвитро
84
Заключенные
контракты
4
Расторгнутые
контракты
662
Всего
контрактов
6 i 15
77
Заключенные
контракты
1
Расторгнутые
контракты
77
Всего
контрактов
65
Заключенные
контракты
5
Расторгнутые
контракты
131
Всего
контрактов
8 i 5
Чебаркульская птица
51
Заключенные
контракты
6
Расторгнутые
контракты
192
Всего
контрактов
9 i 19
50
Заключенные
контракты
0
Расторгнутые
контракты
106
Всего
контрактов
10
Первый Бит
50
Заключенные
контракты
0
Расторгнутые
контракты
50
Всего
контрактов
Весь рейтинг на РБК Pro

Как мы считали?

Понятие «франчайзинг» в российском законодательстве отсутствует. Для создания франчайзинговых сетей используются разные юридические формы: агентские и лицензионные соглашения, договоры поставки и многое другое. Единственный формат, юридически идентичный договору франчайзинга в зарубежных странах, — договор коммерческой концессии (ДКК). Он наиболее широко и подробно регулирует отношения франчайзера и франчайзи, защищает интересы обеих сторон, позволяет передать целый комплекс исключительных прав, а также установить возможность определенных ограничений, например цен и конкуренции. Второй год подряд по просьбам владельцев франшиз мы включаем в рейтинг также договоры коммерческой субконцессии — обычно их используют «дочки» иностранных компаний для своих франчайзи в России.

Все договоры концессии и субконцессии в обязательном порядке регистрируются в Федеральной службе по интеллектуальной собственности — Роспатенте. Процесс регистрации занимает обычно несколько месяцев, так что рейтинг фиксирует изменения с некоторым опозданием, но это единственные официальные данные о рынке франшиз.

РБК запросил в Роспатенте информацию о товарных знаках, по которым в течение 2018 года были зарегистрированы ДКК, а также данные о расторгнутых за год договорах по этим товарным знакам и общем количестве зарегистрированных договоров на конец 2018 года (показатель масштаба бизнеса). Эти данные обработал информационный центр РБК. Когда компании регистрируют в одном договоре сразу несколько наименований торговых марок, например Invitro и «Инвитро», в рейтинге отражается самое популярное наименование. Если в течение 2018 года компания перешла на новую торговую марку (например, у Sun School произошел ребрендинг), то в сумму контрактов включаются и те, что были заключены или расторгнуты с использованием старой торговой марки.

Место франшизы в рейтинге определяется количеством заключенных в 2018 году договоров. Если этот показатель у двух разных торговых марок совпадает, тогда более высокое место занимает та франшиза, которая лидирует по общему числу контрактов (см. доп. информацию в таблице).

Авторы