Лента новостей
Меня там нет: создайте афишу с вами и Брэдли Купером 16:32, РБК и IWC Британский министр опроверг установление личностей отравителей Скрипаля 16:26, Политика Путин заявил об отсутствии «двойного дна» в проекте «Северный поток-2» 16:15, Политика Суд приговорил генерала МВД Варчука к 6 годам колонии строгого режима 16:14, Общество На чьих акциях можно заработать: ретейлеры готовятся раскрыть отчетность 16:12, Quote Простой способ экономии на транспортных расходах для компаний 16:11, РБК и «Шелл» Time представил обложку с совмещенным лицом Путина и Трампа 16:09, Политика В «Техмаше» рассказали о возможностях авиабомбы «Дрель» 15:59, Политика Защитные меры ЕС затронули украинскую металлопродукцию 15:55, Политика Костин объяснил реакцию Путина на вопрос Fox о политических убийствах 15:53, Политика Президент Хорватии сочла албанцев «братьями по оружию» 15:47, Политика Как создать социальный бизнес с постоянным платежеспособным спросом 15:45, РБК и Сбербанк Трамп обвинил СМИ в попытке развязать войну с Россией 15:44, Политика СКР раскрыл содержание новой статьи УК за врачебные ошибки 15:42, Общество В Компартии Украины рассказали о вооруженных силовиках в офисе в Киеве 15:41, Политика Путин предостерег от включения Украины и Грузии в НАТО 15:36, Политика Призер сочинской Олимпиады Денис Тен умер после нападения бандитов 15:25, Общество Посол в Пекине заявил об отсутствии радости от торговой войны США и Китая 15:20, Политика Единороссы объяснили свое отсутствие на голосовании за пенсионную реформу 15:19, Политика Как бизнесу сократить транспортные расходы на 25% 15:19, РБК и «Шелл» Прокуратура начала проверку ситуации с питьевой водой в Североуральске 15:09, Общество Путин призвал послов помнить о «могущественных силах» в США 15:06, Политика Огромные деньги и репутация: как инвесторы могут изменить крипторынок 15:05, Крипто Обвиняемого во взятке полковника из СК попросили осудить на 6 лет колонии 15:03, Общество Посол в Греции заявил об ответных мерах на высылку российских дипломатов 15:03, Политика Индустрия 4.0: какими разработками Россия может гордиться 14:58, Партнерский материал Хранить или избавляться: криптовалюта Ethereum подорожала до $479 14:55, Крипто В Киеве не увидели вреда от возможных санкций со стороны России 14:52, Экономика
Дороги без дураков: как изменят мир новые автомобильные технологии
Технологии и медиа, 20 ноя 2015, 11:40
0
Михаил Анохин Дороги без дураков: как изменят мир новые автомобильные технологии
Ситуация на дорогах кардинально изменится уже в ближайшие годы — автомобили научатся коммуницировать друг с другом и с экстренными службами. Если исключить «человеческий фактор», станет меньше аварий и пробок

Будущее близко

Осенью 2015 года автолюбители во всем мире обсуждали появление автопилота в электрокарах Tesla. На дорогах уже можно встретить немало машин с возможностями автопилота — они могут ускоряться, тормозить и маневрировать без вмешательства пользователя. По оценкам аналитиков, полностью «самоходная» машина, которая сможет доставить владельца из пункта А в пункт Б, появится на рынке к 2019 году, а к 2020 году на дорогах во всем мире будет насчитываться около 10 млн автомобилей с функциями автопилотирования.

Еще раньше большая часть автомобилей сможет «разговаривать» друг с другом, с городскими властями и своими владельцами. По оценкам аналитиков BI Intelligent, к 2020-му до 75% новых автомобилей, сходящих с конвейера во всем мире, будет оснащено оборудованием для подключения к интернету. А объем продаж «подключенных автомобилей» превысит $1,3 млрд.

Россия в тренде — 25 ноября стартуют продажи новинки АвтоВАЗа LADA Vesta, где будет установлено оборудование экстренного оповещения о ДТП.

Зачем это нужно?

Подключение автомобилей к Глобальной сети открывает большие возможности по сбору и анализу важных данных — например, о неполадках в двигателе, его включении и выключении, ускорениях, торможениях, расходе топлива, соблюдении скоростного режима и так далее.

Такая информация может использоваться людьми, компаниями и даже другими машинами для решения самых разных проблем. Типичная ситуация — автомобиль двигается в плотном городском трафике, обзор водителю закрывает фургон или грузовик перед ним. Внезапно кто-то впереди резко тормозит, доносится визг покрышек — времени на то, чтобы среагировать, почти не остается.

Однако это время можно увеличить, если информация, что кто-то резко затормозил или проехал на красный свет, будет в режиме реального времени поступать к находящимся неподалеку автомобилям.

Выиграть драгоценные минуты, которых может хватить для спасения человеческой жизни, можно и в том случае, если сигнал о произошедшей аварии будет мгновенно поступать с автомобиля к операторам служб спасения.

Помощь придет

Важность подобных усилий хорошо понимают власти разных стран. В России, например, 1 января 2015 года стартовал проект «Эра ГЛОНАСС», в рамках которого создается система автоматического оповещения служб экстренного реагирования о чрезвычайных ситуациях и авариях. К 2017 году в России системой экстренного реагирования на аварии должны будут оснащаться все новые автомобили, а для компаний, работающих в сфере пассажирских перевозок, требование о наличии терминала вступит в силу с 2016 года.

В случае ДТП терминал, установленный в машине, по сигналам спутниковой связи определяет координаты автомобиля. После этого собранные данные передаются в систему «Эра ГЛОНАСС», а оттуда — экстренным службам, которые уже принимают решение, как нужно реагировать на происшествие. Анонсируется, что время поступления сигнала о происшествии в систему составит примерно 10 секунд.

По некоторым оценкам, внедрение системы «Эра ГЛОНАСС» позволит сократить число жертв автоаварий в стране примерно на 4 тыс. человек. В данном направлении Россия развивается параллельно с США, где Министерство транспорта также разрабатывает план, согласно которому в ближайшие годы модули для сбора телематической информации должны будут устанавливаться на все новые машины, сходящие с конвейера. Установка телематических модулей к 2020 году будет прибавлять к стоимости автомобилей не более пары сотен долларов.

Дальше — больше

Подключение к единой сети автомобилей и светофоров позволит городским властям эффективнее управлять дорожным трафиком. И это уже не голая теория: в голландском Эйндховене городские власти совместно с компанией IBM провели пилотное внедрение системы организации городского трафика.

В ходе проекта на более чем 200 машинах были установлены модули для сбора телематической информации о торможениях, ускорениях и местоположении, данные с которых передавались в муниципальный аналитический центр. Все это позволило властям в режиме реального времени получать информацию о дорожных инцидентах и возникновении заторов, а также оперативно реагировать на эти изменения — например, с помощью регулирования режима работы светофоров или скоростных лимитов на конкретных участках дороги.

В настоящий момент в нескольких городах России — Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Казани запущено приложение «ЕТранспорт.рф», которое использует информацию о местонахождении автобусов, троллейбусов и трамваев, получаемую с датчиков ГЛОНАСС, и показывает, через сколько минут на остановку прибудет нужный транспорт.

Применять телематические сервисы можно и для оптимизации работы городского транспорта. Власти смогут отслеживать нарушения правил водителями автобусов, оптимизировать маршруты их движения — это также позволяет повысить общий уровень безопасности пассажиров и разгрузить дороги.

Честная страховка

Широкое внедрение телематических сервисов позволит аккуратным автовладельцам серьезно экономить. Самый очевидный пример — страхование автомобиля. В настоящий момент многие страховые компании проводят пилотные проекты по внедрению подобных систем, чтобы на основе собранной информации о стиле вождения и интенсивности использования машины (Usage Based Insurance, UBI) предлагать ее владельцу индивидуальные страховые тарифы. Это логично: если человек ездит мало и аккуратно, то почему он должен платить столько же, сколько автолюбитель, который постоянно колесит по городу?

По данным аналитической компании Ptolemus, объем рынка UBI-страхования в мире к 2020 году превысит €50 млрд. Эксперты компании в своем отчете также отметили, что в ближайшие годы подобные страховые продукты получат большое распространение в Европе, а также в Австралии, Канаде и России.

В нашей стране в числе компаний, которые уже занимаются внедрением таких продуктов, к примеру, «АльфаСтрахование», «Россгострах» и «Ингосстрах».

Кроме того, установка модуля для сбора телематической информации может помогать автовладельцам узнавать о неполадках в автомобиле еще до того, как это приведет к серьезной поломке, а также получать рекомендации по изменению стиля вождения — например, для снижения расхода топлива или вероятности аварий.

Многие технологии «интернета машин» позволяют экономить, так что вряд ли их внедрение затянется.

Об авторах
Михаил Анохин Исполнительный директор и сооснователь компании «Лаборатория умного вождения»
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.