Ваш браузер использует блокировщик рекламы
Он мешает корректной работе сайта.
Добавьте www.rbc.ru в белый список. Как это сделать.
Лента новостей
Антикризисная ставка: как ЦБ отреагировал на новые угрозы 17:55, Мнение В Бангладеш в давке на похоронах экс-мэра погибли 10 человек 17:51, Общество Президент Молдавии назвал провокацией решение об отзыва посла из Москвы 17:51, Политика Житель Дагестана получил 8 лет колонии за финансирование терроризма 17:51, Общество Киев назвал провокацией отзыв Москвой офицеров-наблюдателей из Донбасса 17:48, Политика МИД Молдавии отозвал из Москвы недавно назначенного посла в России 17:48, Политика Яд становится лекарством: как змеи спасают людей 17:41, Lenovo и РБК Рогозин заявил о моральном праве компаний из России зарабатывать в Сирии 17:40, Политика Появилось видео с места ликвидации боевиков в Карачаево-Черкесии 17:32, Общество Российский МИД призвал США вывести ядерное оружие из Европы 17:30, Политика РФС и РФПЛ назвали лучших футболистов 2017 года 17:28, Спорт Как найти инвестиции для стартапа: пошаговая инструкция 17:27, Спецпроект РБК PINK Элвис Пресли осужден в Москве по обвинению в мошенничестве 17:27, Общество В Минкомсвязи не увидели рисков для МТС из-за решения суда по «Системе» 17:20, Бизнес 25 проверенных маршрутов для зимнего автотуризма по России и Европе 17:20, РБК и Hankook В правительстве предложили изъять у Росавиации финмониторинг авиакомпаний 17:18, Бизнес ЦБ заявил об отсутствии планов замены монетой банкноты в 50 руб. 17:09, Финансы В работе брокера Промсвязьбанка произошел технический сбой 17:01, Технологии и медиа Посол США в России увидел конец «цикла взаимных мер» 16:57, Политика Лжегенерал осужден на год за обещание устроить в ФСБ своего знакомого 16:52, Общество СК проверит сообщение о нападении полицейских на главу Приморска 16:37, Общество Валютный рынок: как не пасть жертвой спреда и бумажной волокиты 16:30, РБК и Thomson Reuters Создатель браузера Opera сменит название на Otello 16:29, Технологии и медиа Росрыболовство рассказало о будущем прибалтийских шпрот в России 16:21, Общество Суд амнистировал экс-главу департамента Минобороны по делу о хищении 16:14, Общество АТОР рассказала о росте потока иностранных туристов в Россию 16:12, Общество Силуанов призвал два проблемных региона не «доходить до ручки» 16:11, Экономика Продажи новостроек в Москве установили рекорд с 2008 года 16:10, Бизнес
Русский и другие: как преподавание национальных языков стало политикой
Политика, 26 сен, 18:07
0
Ирина Стародубровская Русский и другие: как преподавание национальных языков стало политикой
Рациональному отношению к языковой проблеме мешает логика «перетягивания каната», когда центр и регионы спорят о пределах своей власти. А стимулировать изучение языка можно не обязаловкой, а реально интересными форматами

После поручения президента о проверке соблюдения принципа добровольности изучения национальных языков в российских республиках дискуссии по этой проблеме резко активизировались и быстро приобрели политический характер. В Татарстане — в первую очередь, но не только.

Сторонники наличия второго государственного языка и обязательности его изучения утверждают, что при отказе от этого требования сам статус национальной республики теряет смысл. Противники считают, что обязательное двуязычие чуть ли не подрывает единство Российской Федерации. И те и другие требуют окончательного, единственно правильного решения.

Между тем здесь мы вступаем на достаточно зыбкую почву, где окончательных и единственно правильных решений попросту нет. Вопрос о соотношении прав субъекта федерации и прав индивида, о сочетании единства и разнообразия в рамках федеративного государства не имеет универсального решения, это сложный и конфликтный поиск баланса, приемлемого для всех заинтересованных сторон в каждом конкретном случае. И чем меньше в принятом решении компромисса, чем больше «употребления власти», тем сильнее недовольство и нестабильность в обществе.

В России, так и не научившейся искусству компромисса, поиск баланса во многом заменяется «перетягиванием каната» по принципу игры с нулевой суммой: что приобретают одни — теряют другие. Причем субъектами «перетягивания» являются центр и регионы, граждане в данном процессе имеют все меньше права голоса. Совсем недавно это очень наглядно проявилось в истории с ношением хиджабов в школе, где то, что начиналось как борьба за конституционные права граждан, в результате было отдано на откуп региональным властям. Здесь ситуация во многом аналогична.

Кто против?

Попробуем, тем не менее, отказавшись от языка малореалистичных рисков и выдуманных страшилок, порассуждать о том, каким этот баланс мог бы быть в данном случае.

Мне представляется, что проблема не в угрозе сепаратизма и распада страны из-за обязательного преподавания национальных языков. А просто в том, что внутри республик отсутствует консенсус в решении языкового вопроса. Несмотря на ритуальные заявления властей, будто существующий порядок оспаривается лишь отдельными отщепенцами.

Против обязательного изучения национальных языков выступают две группы жителей. Во-первых, значительная часть русского населения, которая ориентируется на развитие собственной культуры, далеко не всегда видит будущее своих детей именно на территории республики и воспринимает обязательное изучение национального языка как избыточное. Во-вторых, это представители, так сказать, «титульной нации», которые воспринимают себя частью глобального мира и хотели бы жить по правилам этого мира, в частности, больше внимания уделять не национальному языку, а, например, английскому. Результаты недавно проведенного социологического опроса показывают, что в Казани 23–27% татар допускают, что их дети могли бы не изучать родной язык в рамках школьной программы. Скорее всего, они относятся именно к обозначенной выше группе. И, как мы видим, их не так мало.

Уступить без потерь

Каковы же последствия подобной ситуации? Важнейшее из них состоит в том, что обязательность обучения национальному языку вовсе не эквивалентна знанию этого языка. Вспоминается следующая история. Я приехала в один из татарских городов. Меня встречали водитель и молодая женщина из городской администрации — оба русские. По дороге я спросила, как переводится с татарского название центральной площади. Ни один из них не смог мне ответить. Хотя они, естественно, в полном объеме изучали татарский в школе.

И такие случаи не единичные. Изучение любого языка требует серьезных усилий. Если для этого нет стимулов ни у школьника, ни у его родителей — более того, это вызывает отторжение, надеяться на качественное овладение предметом не приходится. А пойти на решительный шаг и попытаться жестко связать образовательные возможности ребенка с его знанием национального языка означает вызвать такую дестабилизацию и протест, на которые ни одна адекватная республиканская власть не пойдет.

Тогда зачем все это? В тех национальных республиках, где нет официального двуязычия и его хотели бы ввести по примеру Татарстана, мне объясняли, что иначе ощущается постоянная угроза забвения национального языка. Дети с детского сада разговаривают на русском, приучаются думать на русском и уже не могут органично воспринимать собственный родной язык. Не берусь судить, насколько обоснованны такие опасения. Но в логике «перетягивания каната» они вполне естественны: если мы уступим, то непременно проиграем.

Хотя на самом деле, если выйти из логики игры с нулевой суммой, это не обязательно так. На любой территории все этнические группы должны иметь возможность развивать свои национальные культуры, а родители, да и сами дети — иметь возможность влиять на характер обучения исходя из перспективных жизненных траекторий. Если универсального решения нет, почему бы не обеспечить разнообразие школьных программ, где предусматривался бы разный объем изучения национального и русского языков? На самом деле по факту это так и есть. И стимулировать изучение языка можно не бессмысленной обязаловкой, а реально интересными форматами. В Татарстане, например, функционирует замечательная система детских лагерей, где разговаривают только на татарском языке и изучают татарскую культуру. Туда ездят и русские ребята. Опыт, достойный всяческой поддержки.

Поэтому не стоит рассуждать, что лучше — чтобы Федерация додавила национальные республики или чтобы республики в очередной раз подтвердили свою самость. Лучше властям всех уровней уметь говорить и договариваться с собственным населением. Но это требует несколько другой политической культуры.

Об авторах
Ирина Стародубровская Руководитель направления «Политэкономия и региональное развитие» ИЭП
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
×
Ваш браузер устарел
Пожалуйста, обновите его или установите новый.
Ваш браузер не обновлялся уже несколько лет. За это время некоторые сайты стали использовать новые технологии, которые он не поддерживает и не может корректно отобразить страницу. Чтобы это исправить, попробуйте установить новый браузер.