Лента новостей
Как россияне празднуют победу сборной в матче с Египтом. Фоторепортаж 02:43, Фотогалерея  Экипажу удерживаемого на Украине судна «Норд» вернули российские паспорта 02:14, Общество Тренер сборной Египта назвал причины поражения от команды России 01:52, Общество Черчесов прокомментировал победу над Египтом 01:37, Общество Организовавший встречу Трампа и Ким Чен Ына чиновник покинет Белый дом 01:30, Политика В МВД отчитались об отсутствии нарушений на матче между Россией и Египтом 01:26, Общество Появились видео празднований второй победы России на ЧМ 01:06, Общество Сборная России показала лучший старт для хозяев в истории ЧМ по футболу 01:03, Спорт США объяснили выход из Совета ООН по правам человека «израильским делом» 01:01, Политика Слуцкий перестанет комментировать матчи на «Первом канале» 00:57, Общество Жирков рассказал о сложностях игры против египетского нападающего Салаха 00:56, Общество Самый результативный игрок России прокомментировал победу над Египтом 00:40, Общество Как тренеры сборных России и Египта реагировали на голы. Фоторепортаж 00:30, Фотогалерея  Дзюба прокомментировал победу сборной в матче над Египтом 00:26, Спорт Бывший глава Минприроды возглавит Росгеологию 00:10, Политика Эксперты назвали самый вероятный сценарий прохождения пенсионной реформы 00:01, Политика Иран отказался от участия во встрече ОПЕК+ 23 июня 19 июн, 23:58, Экономика Cамые яркие моменты матча Россия — Египет. Фоторепортаж 19 июн, 23:52, Фотогалерея  Черышева второй раз подряд признали лучшим игроком матча на ЧМ-2018 19 июн, 23:41, Спорт Колобков поздравил сборную Россию словами «на поле была команда» 19 июн, 23:40, Общество Совет ЕС одобрил увеличение стоимости шенгенских виз 19 июн, 23:35, Политика По принципу ДНК: что общего у биткоина и нефтяного рынка 19 июн, 23:30, Партнерский материал Феномен Никольской: кто зарабатывает на футбольном карнавале 19 июн, 23:15, Бизнес Тренер сборной Саудовской Аравии прокомментировал инцидент с самолетом 19 июн, 23:11, Общество Полиция Великобритании сообщила о небольшом взрыве в метро Лондона 19 июн, 23:02, Общество Путину доложили о второй победе сборной России на ЧМ 19 июн, 22:56, Политика Сборная России забила три гола Египту и выиграла второй матч на ЧМ-2018 19 июн, 22:50, Спорт «Умные здания»: как будет выглядеть мегаполис через 30 лет 19 июн, 22:46, РБК и Schneider Electric
Безопасный выход: как Brexit повлияет на обороноспособность ЕС
Политика, 24 мая, 07:52
0
Таисия Шенцева Безопасный выход: как Brexit повлияет на обороноспособность ЕС
ЕС теряет страну с наибольшим оборонным бюджетом, а Великобритания — европейские механизмы по обеспечению внутренней безопасности. Попытки снизить взаимный ущерб уже стали предметом переговоров

Май — месяц, когда в Европейском союзе празднуют сразу два Дня Европы: 5 мая, в память создания в 1949 году Совета Европы, и 9 мая — в этот день в 1950 году была выдвинута идея Евросоюза. Именно в мае в Брюсселе часто начинают обсуждать новые интеграционные идеи с акцентом на вопросах безопасности. В этом году май подбросил ЕС новые основания для усиления координации оборонной, да и шире — всей внешней политики: главный партнер по НАТО решил выйти из сделки с Ираном, что не укладывается в представление ЕС о гарантиях безопасности союза. США действуют все более автономно, руководствуясь своими интересами, а значит, и европейским странам необходимо формировать свою повестку, учитывающую новые проблемы.

Брешь в обороне

Однако последние два года отдельной проблемой безопасности ЕС стал Brexit. В результате демарша Лондона Евросоюз теряет очень важную для проведения Общей внешней политики и политики безопасности (ОВПБ) ЕС страну — с наибольшим оборонным бюджетом, развитой экспертизой по борьбе с терроризмом и, что важно, с вооруженными силами и репутацией, которые во многом обеспечивали доверие к военным миссиям ЕС. Без Великобритании только Франция, Италия, Германия и Греция обладают достаточными возможностями, чтобы командовать военными операциями за границами союза. Отказ Великобритании от командования «боевыми группами ЕС» (своего рода силы быстрого реагирования) с 2019 года — это первый конкретный пример влияния Brexit на европейскую безопасность.

Но едва ли не больше от выхода теряет сама Великобритания, которая нуждается в инструментах ЕС для обеспечения внутренней безопасности. Полицейская служба ЕС (Европол), европейский ордер на арест, который значительно упрощает процесс экстрадиции, база данных авиапассажиров и Шенгенская информационная система, сообщающая о подозреваемых в режиме реального времени, важны для борьбы с преступностью и терроризмом. В интересах Лондона сохранить к ним доступ, так же как доступ к Европейскому фонду обороны важен для британского бизнеса. Комплекс всех этих проблем столь серьезен для Лондона, что в конце марта Министерство внутренних дел Великобритании призвало немедленно сфокусироваться на новом соглашении с ЕС в области безопасности, иначе страна окажется под прямой угрозой.

Стремление к оборонной интеграции у Лондона и его пока еще партнеров по ЕС поддерживают и общие вызовы: конфликты в арабских странах и Африке, рост терроризма и новая волна беженцев (особенно если ухудшится ситуация вокруг Ирана), в конце концов — отношения с Россией.

Норвегия или Швейцария

Действующая система международных соглашений в Европе подсказывает две возможные модели договоренностей между ЕС и Британией по вопросам общей внешней политики и политики безопасности.

Первый вариант — норвежская модель. Не входящая в ЕС Норвегия имеет двухстороннее соглашение с союзом об экстрадиции, сотрудничает с Европолом и Евроюстом, участвует в проектах Европейского оборонного агентства. Диалог Норвегии и ЕС происходит в Совете Европейской экономической зоны, куда входит Норвегия, а также через неформальные консультации. Однако возможности подобных площадок ограничены: например, Норвегия не имеет права голоса в принятии решений по международной политике и политике безопасности ЕС.

Вторая модель, швейцарская, подразумевает под собой аналогичные «норвежскому сценарию» договоренности о сотрудничестве в сфере внутренней безопасности, то есть носит более гражданский характер. Совместные с ЕС военные операции каждый раз требуют отдельных соглашений. Диалог в данной модели носит еще более неформальный характер, а список вопросов заметно уже.

Однако главная проблема обеих моделей состоит в том, что ни одна из них не отражает всех возможностей и потребностей Лондона. Так, в вопросах внутренней безопасности ни Норвегия, ни Швейцария, ни какая-либо другая страна за пределами ЕС не имеют доступа к европейской информационной системе уголовных досье. А остальные инструменты, как Европол и запрос на экстрадицию, хотя и доступны, но работают с оговорками. А во внешней политике подобная степень формальной и неформальной вовлеченности в процесс принятия решений абсолютно не соответствует амбициям Лондона, традиционно претендующего на особую роль в европейской, да и мировой политике.

Новое соглашение

Одним из новых вариантов взаимодействия является создание оборонной структуры, открытой для третьих стран и дающей им возможность институционализированного участия в вопросах европейской безопасности. Такой может стать предложенная президентом Франции Эмманюэлем Макроном осенью 2017 года «европейская инициатива реагирования», которая будет находиться вне структур ЕС, что позволит Великобритании стать ее частью. Лондон уже поддержал инициативу.

Еще одна возможность для Великобритании — предложение стран Бенилюкса привлечь третьи страны к военным проектам ЕС, таким как PESCO. Цель этой структуры — усиленное военное сотрудничество, и часть проектов планируют финансировать из Европейского фонда обороны, что является заманчивой возможностью для британских компаний. Министры обороны стран ЕС обсудят эту идею уже в июне.

Хотя предложенные инициативы и более интересны Британии, чем стандартные модели, скорее всего, они смогут стать дополнительными, а не основными решениями, поскольку не касаются области, где Лондону особенно необходима кооперация, — внутренней безопасности. Поэтому правительство Великобритании настаивает на принципиально новом виде партнерства. Еще зимой на Мюнхенской конференции Тереза Мэй заявила, что раз ЕС имеет полномасштабные договоры в сфере торговли с третьими странами, то она не видит причин, почему схожий договор не может быть достигнут в сфере безопасности, например, с Британией. На деле же все обстоит сложнее, Лондон пытается выторговать себе преференции, обойдя наиболее важные для ЕС вопросы.

Переговорные позиции

Например, Великобритания не готова безоговорочно вносить принимаемые на уровне ЕС поправки в нормативные документы. Это увеличит разницу в стандартах и подходах к регулированию, в том числе и очень чувствительных для ЕС вопросов, таких как защита персональных данных. Кроме того, Великобритания не готова принять верховенство Европейского суда над собственным Верховным судом, что не устраивает ЕС, так как возникает риск, что Лондон не будет соблюдать условия достигнутых договоренностей. Есть и еще ряд политических и правовых препятствий, как, к примеру, конституционные запреты в Германии и Словакии на экстрадицию своих граждан странам, не входящим в ЕС. Поэтому преград для полномасштабного договора предостаточно.

В конце 1990-х годов Великобритания в лице премьера Тони Блэра способствовала укреплению ОВПБ. Блэр был убежден, что в отсутствии серьезных военных возможностей у Европы американцы рано или поздно дистанцируются от НАТО. Однако впоследствии именно Великобритания стала противником передачи полномочий в этой области на наднациональный уровень. К примеру, Лондон выступал против реформирования механизма финансирования операций и против создания европейских оперативных штабов, так как это подрывает структуры НАТО. Поэтому перед британскими политиками дилемма. С одной стороны, растущие общеевропейские вызовы, где ЕС — близкий союзник, а с другой — холодная реакция дома на любые проекты, напоминающие общеевропейскую армию.

Несмотря на все это, вероятно, стороны смогут достигнуть соглашения. Во-первых, из-за меньшей интеграции в военной сфере переговоры здесь все же проще, чем, к примеру, по вопросам доступа Великобритании к общему рынку ЕС. Во-вторых, обе стороны нуждаются в таком соглашении и с февраля заметно активизировали контакты по вопросам обороны и безопасности. Хотя ряд стран, в том числе Германия, не хотят торопиться с соглашением, так как боятся, что Великобритания будет использовать свою роль в ОВПБ в качестве рычага давления на страны ЕС.

Особый статус Великобритании в вопросах ОВПБ интересен еще и потому, что подобная сделка может стать прецедентом для других стран, не являющихся членами ЕС. К «первому» эшелону можно отнести Швейцарию, Тунис, Израиль и Норвегию. Однако такие перспективы одновременно и возможность, и проблема для европейской безопасности. Раньше у ЕС существовали единые для всех стран-членов правила, а институты изначально были построены так, чтобы исключить влияние на вопросы обороны «чужаков». Но как поступить в случае появления прецедента и как это отразится на отношениях с «нежеланными» соседями? К примеру, Турция просит о подобном формате десятилетия, с момента появления ОВПБ. Да и Россия когда-то тоже интересовалась особым статусом. Конечно, еще до резкого ухудшения отношений с ЕС в последние годы.

Об авторах
Таисия Шенцева политолог, Тартуский университет
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.