Движение рубля принято очень жестко связывать с ценой на нефть. На мой взгляд, теперь эта связь базируется больше на привычках трейдеров. Значимость нефти для экономики России снизилась вместе с ценой на нее. Последние годы важнее был отток капитала. Именно за счет оттока рубль всегда — c 2000 года (исключением, стал, пожалуй, только 3-й квартал 2013 года) — корректируется так, что счет текущих операций (соотношение экспорта и импорта товаров и услуг) остается положительным. Эта связь курса рубля и оттока капитала остается в тени просто потому, что и нефть и движение капитала сейчас вместе играют против рубля.
По оценкам ЦБ, в 4-м квартале будет выплачено $34,7 млрд (из них в декабре — $21,2 млрд) внешнего долга. Эти выплаты, полагаю, определят движение средств по счету операций с капиталом. Зафиксированный Центробанком в 3-м квартале чистый ввоз капитала в размере $5,3 млрд вовсе не устойчивая тенденция. Это отчасти последствия нюансов статистического учета, отчасти, по моей версии, возврат какого-то теневого капитала. 4-й квартал будет характеризоваться именно оттоком капитала.
Мой базовый сценарий предполагает, что счет текущих операций будет оставаться в положительной зоне, что должно поддержать рубль. Но есть вероятность, что он приблизится к нулю или сальдо даже станет отрицательным. Вероятность не очень высокая, но ее нельзя игнорировать. В этом случае отток капитала будет главной определяющей силой движения на валютном рынке. И обесценение может оказаться большим и резким. Цена на нефть может при этом и не двигаться. Со стороны эта коррекция может показаться беспричинной.
Удержать рынок от такого развития событий призваны операции ЦБ по рефинансированию в валюте, однако они перекрывают далеко не все возможные потребности и дотягиваются не до всех заинтересованных агентов, поэтому полной гарантии тут нет.
Роста цены на нефть, который может поддержать рубль, я не ожидаю. Торможение темпов роста экономики Китая, на мой взгляд, адекватно пока рынком не оценено, рынок слишком спокойно реагирует на плохие новости. Избыток предложения нефти никуда не денется. Россия внушительно нарастила свой экспорт за последний год. Напряженность на Ближнем Востоке, похоже, как и прежде, работает на увеличение предложения нефти вместо того, что бы ее снижать.