Возрождение дракона: почему китайскую экономику рано хоронить
Китайская эпидемия
7-процентное падение китайского фондового индекса Shanghai Composite и приостановка торгов на Шанхайской бирже в первый же торговый день 2016 года, последовавшая вслед за этим очередная девальвация юаня при продолжающемся падении китайского фондового рынка спровоцировали цепную реакцию на мировых фондовых площадках и панику среди финансистов. Даже рынок США продемонстрировал крупнейшее для начала января недельное снижение за последние 119 лет. Эксперты вновь заговорили о рисках возникновения глобального финансового кризиса, похожего на тот, что мир пережил в 2008 году.
Эмоции инвесторов понять можно. Китай — вторая страна по объему ВВП после США, а главное, китайская экономика — это значимая и неотъемлемая часть мировой экономики и глобальной системы торговли. Китай обеспечивает треть общемирового экономического роста и является крупнейшим потребителем сырья и промышленных металлов и вторым по величине покупателем нефти в мире. Но сейчас рост китайской экономики замедляется, и вряд ли в ближайшие пять лет ВВП Китая покажет темпы выше 6,5% в год. Для Поднебесной наступает момент смены экономической парадигмы, и пока нет ясного представления, что именно может прийти на смену экстенсивному росту, а это очень пугает финансистов всего мира.
Китай, переживший инвестиционный бум в последнее десятилетие, сейчас сталкивается с колоссальным оттоком капитала, который за 2015 год оценивается в астрономическую сумму $850–900 млрд. По данным Народного банка Китая, объем валютных резервов страны за прошлый год сократился на $512 млрд до уровня $3,33 трлн, причем в декабре 2015 года падение резервов составило $107,9 млрд. И дело не только в том, что вложения в китайскую экономику уже не приносят высоких прибылей иностранным инвесторам, в какой-то мере отток капитала был спровоцирован решением ФРС США начать цикл повышения ставок, что вынудило китайские компании ускоренными темпами направлять средства на погашение многомиллиардных долларовых кредитов.
Китай отвечает на падение объемов экспорта и отток капитала девальвацией юаня, масштабными интервенциями, смягчением монетарной политики и резервных требований. Но бегства капиталов это не останавливает; более того, новостной фон из Китая и попытки государства повлиять на финансовые рынки вызывают новые опасения у инвесторов относительно перспектив китайской экономики и дают повод играть на понижении акций, валют и сырьевых активов. Крупнейшие банки, такие как Citigroup, Merrill Lynch, Morgan Stanley и др., в своих отчетах отмечают, что дальнейшее замедление темпов китайского роста может столкнуть мировую экономику в затяжную рецессию.