Лента новостей
Хуснуллин заявил о хорошем разговоре с Путиным и бизнесом на съезде РСПП 22:06, Новость Молодежная команда СКА во второй раз стала обладателем Кубка Харламова 21:57, Статья Может ли отставка премьера Испании привести к политическому кризису 21:50, Статья Bloomberg: ЕС запретит реэкспорт СПГ из России, но себе получать разрешит 21:44, Статья Песков заявил, что Путин и бизнес остались довольны съездом РСПП 21:30, Новость Экспертизы не подтвердили взрыв на Ту-154, в котором летел Качиньский 21:27, Новость В Батайске из-за конфликта ученика и учительницы приехали мэр и полиция 21:17, Статья ФИФА и УЕФА выразили обеспокоенность ситуацией в испанском футболе 21:15, Статья Синоптик предсказал появление ржавого дождя в Поволжье и на Среднем Урале 21:11, Новость Число жертв убийства в Херсонской области возросло до семи 21:02, Статья Австрия отказала России в участии в церемонии в Маутхаузене 20:50, Новость Тренер «Сочи» заявил об отравлении 14 футболистов перед игрой с «Ахматом» 20:48, Статья Военная операция на Украине. Онлайн 20:29, Онлайн Суд удовлетворил иск ФНС к одному из юрлиц IKEA на ₽12,9 млрд 20:26, Статья «Крылья Советов» победили «Факел» благодаря голу в концовке 20:24, Статья Жителя Подмосковья в розыске задержали в Адлере с тушей дельфина 20:18, Новость Пушилин уволил замруководителя своей администрации 20:18, Новость Минобороны Литвы допустило высылку украинцев призывного возраста 20:16, Новость
Газета
Бизнес-джеты пойдут в армию
Газета № 135 (1668) (3007) Общество,
0

Бизнес-джеты пойдут в армию

Bombardier заработает на переделке своих самолетов под нужды военных
Фото: BLOOMBERG
Фото: BLOOMBERG

Канадская Bombardier, выпускающая бизнес-джеты для топ-менеджеров крупных компаний, решила заработать на сокращении оборонных расходов по всему миру. Авиапроизводитель намерен переделывать свои лайнеры в специализированные самолеты для военных нужд — противолодочные, разведывательные и спасательные. Компания рассчитывает, что военные будут не против сэкономить, покупая уже готовые к полетам самолеты, а не разрабатывая собственные с нуля.

Идея переделки своих гражданских лайнеров в самолеты, подходящие для военных нужд, родилась у Bombardier на фоне первого с 1998 года снижения военных расходов в мире. В прошлом году показатель снизился на 0,5%, до 1,75 трлн долл., свидетельствуют данные стокгольм­ского института SIPRI. «Каждое правительство сейчас осознает, что им надо поменять подход к своим расходам. Есть набира­ющая обороты тенденция к поиску готовой продукции, уже сертифицированной для коммерческих полетов», — заявил Bloomberg вице-президент Бен Боэм, отвечающий за специализированные самолеты компании.

Сейчас на военизированные самолеты приходится только 1—2% всей выручки аэрокосмиче­ского подразделения Bombardier, составившей в прошлом году 8,6 млрд долл. Например, сейчас компания продает американскому оборонному концерну Raytheon свою модель Global 5000, которую та переделывает в самолет-носитель РЛС для британских ВВС, а турбовинтовые модели Bombardier используются береговой охраной Японии и Швеции. Компания намерена предложить военным переделанное семейство Challenger для проведения поисково-спасательных операций. Его младшего брата Learjet авиапроизводитель намерен превратить в самолет-радиоперехватчик, а турбовинтовые Q400 могут быть задействованы в патрулировании прибрежных зон.

Бен Боэм, который сам в прошлом служил в канадских ВВС, рассчитывает, что со временем продажи специализированных самолетов военным и спасателям могут вырасти до 20% всей аэрокосмической выручки Bombardier. Способствовать этому будет цена: противолодочный самолет P-8 Poseidon на базе гражданского Boeing 737 обходится американскому ВМФ в 75—90 млн долл. Аналогичный самолет на базе Bombardier Global 5000 будет стоить вдвое меньше — 49 млн долл. Кроме того, Bombardier пытается привлечь клиентов, обещая им экономию от использования своей развитой сервисной сети по всему миру.

«Идея сэкономить на модификации уже существующих гражданских самолетов может иметь смысл для военных. Ведь уже сейчас современные заправщики создаются на базе гражданских моделей. Однако, как это всегда бывает с военными, все будет зависеть от конкретного заказчика. Военные на то и военные, что гражданская сертификация их не очень заботит. Хотя само по себе удовлетворение самолетов гражданским требованиям может послужить аргументом при выборе. В целом рынок этот довольно тонкий, а на основе бизнес-джетов создать можно не так много. О бизнес-джетах для генералов, конечно же, не может быть и речи», — рассуждает главный редактор журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Синицкий.

Впрочем, главный конкурент Bombardier бразильская Embraer довольно успешно работает на рынке специализированных самолетов для военных, напомнил эксперт. В прошлом году этот сегмент обеспечил ей 17% всех продаж бизнеса по выпуску самолетов, составивших 12,2 млрд долл., отмечает Bloomberg. Сэкономить на использовании гражданских авиационных наработок для военных нужд не против и власти стран Азии и Ближнего Востока. Объединенные Арабские Эмираты, например, стали первым заказчиком легкого штурмовика, созданного американской Air Tractor на базе разработанного 20 лет назад винтового самолета для распыления удобрений и пестицидов — аналога советского «кукурузника».