Как мосты и дороги могут поддержать экономику

Обновлено 18 октября 2023, 12:00
Пресс-служба
Фото: Пресс-служба

Государство ищет дополнительные инструменты и ресурсы для развития инфраструктуры. Снижение объемов инвестиций в эту сферу может привести к ее деградации.

Для сохранения текущего уровня качества инфраструктуры в ближайшие десять лет в России необходимо расходовать на нее в среднем около 2,5–3,5% ВВП в год, пришли к выводу аналитики рейтингового агентства АКРА. Улучшение качества до среднего уровня стран с сопоставимыми возможностями и типом территории потребует вложений в размере 3,5–4,5% ВВП в год, достижение уровня лидеров — 4,5–6% ВВП в год. Также анализ показал, что в странах, где на инфраструктуру за счет всех источников тратится меньше 2% ВВП в год, ее качество, как правило, деградирует. В реальности за предыдущее десятилетие среднегодовые расходы на инфраструктуру в России составляли 2,5–3% ВВП, говорит заместитель директора — руководитель направления проектного финансирования АКРА Альфия Васильева.

Инфраструктурное строительство — эффективный инструмент антикризисной политики, уверен заместитель директора Института народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук (ИНП РАН) Дмитрий Кувалин: «Развитие инфраструктуры приводит к снижению относительных транспортных и энергетических издержек отечественных производителей, обеспечивает необходимую вариативность экспортно-импортных потоков, позволяет осваивать новые территории, вовлекать в экономический оборот дополнительные ресурсы, повышать обороноспособность страны». В текущих условиях, к примеру, расширение инфраструктурного строительства способствует заметному увеличению внутреннего спроса на производимый в стране металл, что очень важно на фоне ограничений на его экспорт, добавляет эксперт.

Тернии для инфраструктуры

Инфраструктурный рынок в России испытывает серьезные трудности, связанные с последствиями пандемии и геополитическими изменениями. Рост цен на стройматериалы и услуги, срыв поставок строительной техники и материалов, разрушение логистических цепочек, колебания валютного курса — это далеко не полный список проблем, констатирует Альфия Васильева. Изменения ключевой ставки Банка России — за прошлый год семь раз — приводили к сложностям с обслуживанием заемного финансирования, добавляет она. Следствием этих факторов стало существенное повышение стоимости инфраструктурных проектов. В качестве примера Альфия Васильева приводит проект строительства моста через Лену в Якутии. Его стоимость согласно актуальной проектной документации в сентябре 2022 года составила 175,8 млрд руб. против 83,4 млрд руб. в 2020 году.

Среди основных проблем инфраструктурного строительства Дмитрий Кувалин называет недостаток финансирования, плохую организацию межведомственных взаимодействий, длительность и излишнюю бюрократизированность процессов согласования и утверждения, а также низкое качество экспертизы. Как следствие — постоянный перенос сроков реализации крупных инфраструктурных проектов, таких, к примеру, как создание высокоскоростных железнодорожных магистралей, подчеркивает он.

Сегодня властям и потенциальным инвесторам приходится учитывать еще большее число рисков, которые могут стать препятствием для реализации инфраструктурных проектов, говорит профессор кафедры Корпоративного управления и инноватики РЭУ им. Г.В. Плеханова Андрей Полтарыхин: «Санкции и их последствия могут отразиться на перспективах запуска чуть более трети проектов национального перечня в сумме на 1,14 трлн руб., что составляет почти 55% общего объема инвестиций в топ-100 инициатив нынешнего года».

Новые механизмы

Некоторые проблемы при этом удается решать. По оценкам АКРА, после сокращения числа новых инфраструктурных проектов по итогам 2020 года до 340 (минус 30% к показателям 2019 года) на общую сумму 448 млрд руб. (минус 35% к 2019-му) за период с 2020 по 2022 год наблюдается стабильный рост количества и объемов новых сделок государственно-частного партнерства. Их число в абсолютных цифрах выросло на 70%, а объем — на 21%. Достичь таких результатов удалось благодаря федеральным и региональным программам по поддержке инфраструктурного рынка, включая нацпроекты и «Инфраструктурное меню», уточняет Альфия Васильева.

Финансовая поддержка инфраструктуры в рамках нацпроектов в 2022 году, по оценкам Sherga group, составила 3,31 трлн руб., а бюджетное исполнение достигло 99%; объем федеральных вложений оказался почти на 29% больше, чем в 2021 году. «Правительством разработан комплекс мер по опережающему развитию инфраструктуры субъектов РФ, позволяющих регионам выполнять задачи, направленные на достижение национальных целей развития и создание комфортной среды проживания, инфраструктуры для человека; совокупный объем программы — около 2,4 трлн руб.», — добавляет Альфия Васильева.

На реализацию «Инфраструктурного меню» с 2022 по 2025 год планируется выделить более 2 трлн руб. Об этом в середине марта в ходе круглого стола, посвященного этому федеральному проекту, сообщил заместитель председателя комитета Совета Федерации по экономической политике Валерий Васильев. «С помощью одного из его инструментов — инвестиционного бюджетного кредита (ИБК) — регионы привлекают заемные средства на льготных условиях по ставке 3% годовых сроком на 15 лет», — отметил сенатор. На сегодня все предусмотренные ИБК средства в объеме 1 трлн руб., по его словам, распределены на 83 субъекта РФ.

Благодаря механизму ИБК на территориях 21 региона уже реализовано около 50 проектов, а также закуплено и поставлено 811 единиц общественного транспорта. Соответствующая информация была размещена на официальном портале правительства РФ в конце февраля со ссылкой на заявления вице-премьера Марата Хуснуллина. На разных стадиях реализации за счет ИБК сегодня находятся 517 проектов в 78 субъектах РФ на общую сумму почти 757 млрд руб. Наиболее крупные из них — это строительство линий метротрамваев в Красноярске и Челябинске, комплексное развитие Нижегородской агломерации, включая строительство метро, возведение комплекса очистных сооружений в Краснодарском крае.

Помимо льготных инфраструктурных кредитов федеральным проектом предусмотрены реструктуризация бюджетных кредитов и инфраструктурные облигации. Последний механизм, в частности, сегодня используется в 39 проектах в 20 регионах, а общая сумма соответствующих займов превышает 126 млрд руб. Об этом в марте сообщил директор подразделения «Инфраструктурные облигации» «Дом.РФ» Александр Аксаков. По его словам, за счет инфраструктурных облигаций в первую очередь планируется финансировать крупнейшие капиталоемкие транспортные проекты, такие как строительство дороги в обход Тольятти с мостом через Волгу (инфраструктурный заем на 24,2 млрд руб.), который станет частью транспортного маршрута Европа — Западный Китай. По поручению президента России объем финансирования в рамках программы планируется масштабировать до 300 млрд руб.

По мнению Дмитрия Кувалина, в нынешних жестких геополитических условиях первоочередными должны стать два типа транспортных проектов: повышающие вариативность внешнеэкономических связей (развитие транспортного коридора через Каспий и далее через Иран в направлении стран Центральной и Южной Азии, строительство железной дороги «Белкомур», в долгосрочной перспективе — строительство Северного широтного хода и железнодорожного перехода на Сахалин) и создающие дополнительные возможности для развития внутри страны.

Особое внимание также уделяется развитию международного транспортного коридора Север — Юг, говорит заведующий лабораторией ИНП РАН Юрий Щербанин. Уже сейчас на отдельных участках здесь прирост грузооборота, по его словам, составляет 90%, а общий транспортный потенциал маршрута должен удвоиться в ближайшие пять-шесть лет.

Сегодня в части первоочередных задач для инфраструктурной сферы возникла необходимость кардинальным образом переориентировать экспортно-импортные потоки, подчеркивает директор лаборатории инициатив Агентства стратегических инициатив Андрей Дорошенко: «Соответствующая инфраструктура просто необходима». По его мнению, также нужно всячески помогать предпринимателям, готовым брать на себя задачу развития производства, особенно высоких переделов. Инфраструктура при этом играет очень важную роль.

Поделиться
Авторы
Теги