Среднее профессиональное образование в России меняет ориентиры

Обновлено 18 октября 2023, 12:12
Александр Уткин / РИА Новости
Фото: Александр Уткин / РИА Новости

Успех импортозамещения в стране зависит от качества подготовки рабочих кадров. Среди вариантов решения этой задачи — широкое распространение отраслевой модели обучения при масштабном вовлечении в процесс работодателей.

В России с 2015 года реализуется программа импортозамещения, потребовавшая изменений устаревших подходов к подготовке технологических кадров. Наша страна обладает большим производственным потенциалом, постоянно растет технологичность производства, но первая проблема, с которой сталкивается руководство современного завода, — дефицит квалифицированных рабочих кадров, отмечает заместитель генерального директора ОАЗ «Алабуга» по привлечению инвестиций Никос Топузидис. Вторая проблема — зависимость от импорта, который, по его данным, составляет 22 трлн руб. «В сегодняшних реалиях это очень большой бизнес. Нужно локализовать производство в стране», — считает эксперт.

По данным Минпросвещения РФ, сегодня 60% выпускников 9-х классов и 30% выпускников 11-х классов выбирают программы среднего профессионального образования. В России насчитывается более 3,6 тыс. профессиональных лицеев и колледжей, в которых учатся около 3,3 млн студентов.

Сделать отечественное среднее профобразование соответствующим требованиям экономики и запросам рынка труда помогает нацпроект «Образование», в рамках которого определена стратегия развития этого сегмента. Работа по совершенствованию системы ведется с 2019 года. Ожидается, что к концу 2024 года все регионы России обновят инфраструктуру учебных заведений, внедрят гибкие практико-ориентированные программы по наиболее востребованным и перспективным профессиям. В регионах откроют 100 центров опережающей профподготовки и более 5 тыс. мастерских с современным оборудованием.

Адаптация к производству

В 2022 году был запущен флагманский проект «Профессионалитет», направленный в первую очередь на рабочие профессии. Как отмечается в составленном АНО «Национальные приоритеты» при участии аналитического центра НАФИ экспертном докладе «Среднее профессиональное образование в России: шаг в будущее», главная особенность «Профессионалитета» — учет отраслевых нюансов производства и масштабное вовлечение в процесс работодателей.

«Основная задача проекта — адаптировать систему среднего профобразования к запросам производства, что позволит насытить рынок труда квалифицированными кадрами с учетом региональной и отраслевой специфики», — говорит член правления Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), сопредседатель Комитета по профессиональному обучению и профессиональным квалификациям Андрей Комаров.

В рамках проекта формируются образовательно-производственные кластеры для интеграции колледжей и организаций реального сектора экономики. Выделяется базовый колледж, в котором при участии опорного работодателя создаются учебно-производственные комплексы, разрабатываются новое содержание и структура образовательных программ. Около 70% занятий в этой структуре отводится на практику на реальных производствах, студенты осваивают профессию в сжатые сроки (за два-три года) и получают гарантированное место работы.

На реализацию проекта «Профессионалитет» помимо средств федерального бюджета удалось привлечь финансирование предприятий и регионов, отмечают в Минпросвещения России. Пока сформирован 71 кластер в 43 регионах по выбранным при участии РСПП отраслям, среди которых металлургия, фармацевтика, нефтехимическая промышленность, машиностроение, сельское хозяйство и др. С сентября 2022 года по этой программе обучаются около 150 тыс. студентов. К 2024 году их количество возрастет до 600 тыс., а число кластеров составит 210.

В рамках «Профессионалитета» уже разработаны практико-ориентированные программы, обучены управленческие команды кластеров, закуплено оборудование, проведена переподготовка преподавателей и мастеров производственного обучения, подчеркивается в экспертном докладе «Среднее профобразование в России: шаг в будущее».

Среди барьеров для развития проекта — не до конца проработанный вопрос оплаты труда преподавателей, особо отмечается в докладе. Эксперты указывают на отсутствие льготного стажа в конкретном образовательном учреждении, недостаточно высокую оплату труда преподавателей в целом, а также на возможную разницу в доходах тех специалистов, кто задействован в проекте «Профессионалитет», и остальных педагогов.

Зал ожидания

Авторы экспертного доклада делают акцент на широком наборе возможностей для всех участников «Профессионалитета». Бизнес получает квалифицированных сотрудников и тратит минимум ресурсов на их адаптацию на производстве. Вложенные в проект средства — это долгосрочная инвестиция, которая позволит увеличить производительность труда и сэкономить на переобучении специалистов, отмечает заместитель начальника департамента управления персоналом ОАО «РЖД» Александр Збарский. По его словам, в ближайшие три года компания планирует вложить более 350 млн руб. на развитие учебной инфраструктуры десяти кластеров.

Дополнительными преимуществами для бизнеса станут налоговые льготы (вычет до 100%), предусмотренные государством. «Условно у бизнеса есть 10 млн налога на прибыль и два варианта: отдать их налоговой инспекции или учебному заведению. При этом он будет четко понимать, куда эти деньги пошли и что он за них получит», — объясняет директор ГАПОУ МО «Подмосковный колледж «Энергия» Нерсес Нерсесян.

В проект «Профессионалитет» вошли самые мотивированные работодатели, добавляет и.о. ректора Института развития профессионального образования Министерства просвещения РФ Наталия Золотарева: «На первом этапе это были те, кто сумел оценить высокую эффективность инвестиций в развитие кадрового потенциала региона, понял, что взаимодействие с колледжами позволяет обеспечить практически бесшовный вход студентов на предприятие».

Участвующие в проекте колледжи получают возможности для переоборудования единых учебно-производственных пространств и обучения преподавателей работе на оборудовании предприятий, а также выходят на лидирующие позиции, в том числе за счет более высокого процента трудоустроенных выпускников. «Сто миллионов рублей — очень приличный грант. И серьезный толчок для развития», — считает проректор ФГАОУВО «Российский университет транспорта» Алексей Овчинников.

Особую ценность в этой синергии представляют преподаватели — сотрудники промпредприятий с практическими навыками и пониманием бизнес-процессов, добавляет Нерсес Нерсесян: «С ними мы получили новые производственные технологии». Изменилось и взаимодействие между колледжем и базовым предприятием: теперь бизнес воспринимает нас не как отдельную образовательную организацию, а как свое структурное подразделение, добавляет эксперт.

От теории к практике

Основное преимущество студентов, участвующих в проекте колледжей, — больший объем практики, в том числе на реальных предприятиях, возможность получить сразу три-четыре специальности и заключить целевой договор с будущим работодателем, говорит Андрей Комаров. При должной мотивации выпускник «Профессионалитета» сразу будет обеспечен рабочим местом с достойной заработной платой, сможет выбирать регион и предприятие.

Сами учащиеся колледжей в ходе онлайн-опроса, проведенного авторами доклада «Среднее профобразование в России: шаг в будущее», среди плюсов «Профессионалитета» выделяли быстрый выход на рынок труда с востребованной специальностью и практическими навыками, чувство независимости, в том числе финансовой, и уверенности в своем будущем. Более 70% опрошенных считают, что учеба в колледже позволяет получить больше знаний, чем в школе, и при этом сэкономить время на обучение. 84% респондентов согласились, что «Профессионалитет» дает профессию, значимую для будущего страны или региона. Работа на конкретном предприятии или в корпорации оказалась важна для 62% респондентов.

Первых результатов федерального проекта, по мнению экспертов, можно ожидать к концу 2025 года, а ощутимый эффект для экономики страны будет носить долгосрочный характер. Но для этого проект должен развиваться. Необходимо участие в нем большего количества колледжей и производственных предприятий, считает Алексей Овчинников: «Судя по заявкам, которые подают регионы, пока в проекте участвует примерно 15% колледжей. Но если мы хотим сдвинуть систему радикально, этого недостаточно».

Другой существенный фактор — включение в проект работников реального сектора экономики, нуждающихся в переобучении, добавляет Андрей Комаров. «Колледжи в парадигме «Профессионалитет» должны не только обучать студентов, но и активно участвовать в переподготовке и оценке квалификаций всех претендующих на трудоустройство», — резюмирует эксперт.

Поделиться