Как российские разработки помогают компаниям расти в новых реалиях

Обновлено 09 октября 2023, 18:45

Уход западных вендоров и нестабильная экономическая ситуация заставили российские компании пересмотреть стратегии развития. Рассказываем об основных трендах в сфере e-commerce и цифровизации бизнеса в 2022 году

Рамиль Ситдиков / РИА Новости
Фото: Рамиль Ситдиков / РИА Новости

Из-за санкций после событий февраля 2022 года многим организациям и предприятиям пришлось срочно менять бизнес-процессы: пересматривать цепочки поставок, искать новые рынки сбыта и технологические альтернативы ушедшим зарубежным решениям. Тем не менее у бизнеса появилась возможность изменить стратегию развития и улучшить ключевые показатели. В рамках форума RBC.TECH эксперты «Сбера» рассказали, как компания справляется с новыми вызовами.

Собственная разработка позволила не зависеть от западных решений

Изначально основные продукты «Сбера» и платформы inSales (входит в экосистему «Сбера», предназначена для создания интернет-магазинов и работы на маркетплейсах) разрабатывались внутри компании. По словам эксперта «Сбера» Евгения Щепелина, компания всегда стремилась использовать собственные решения, которые не зависят от западных провайдеров. Поэтому уход зарубежных поставщиков с российского рынка затронул только периферийные сервисы для аналитики и офисные программы. Сейчас «Сбер» активно ищет замены ушедшим сервисам, но кардинально на бизнес-процессах это не отражается.

Евгений Щепелин, управляющий директор дирекции по экосистеме юридических лиц в «Сбере», председатель совета директоров inSales и «СберМегаМаркета»:

«Группа «Сбер» инвестирует очень много средств в собственные разработки. У нас есть коммуникационные модули и программные продукты типа Jazz (сервис видеоконференций от «Сбера»), есть собственное ПО, которое используется во всех банкоматах в стране. Сама платформа inSales как продукт, который принадлежит банку, — это российская разработка».

Уход западных вендоров играет на руку российским технологическим решениям в сфере e-commerce

С начала пандемии количество онлайн-магазинов в стране выросло с 200 до 500 тыс. и продолжает расти. Во многом это происходит из-за маркетплейсов: для небольших предпринимателей это легкий вход в интернет-торговлю. По мнению Евгения Щепелина, маркетплейсы ежегодно растут, и пока нет сигналов к тому, что тренд будет замедляться: «По отчетностям публичных компаний мы видим, что там [на маркетплейсах] есть довольно хороший рост. По сути, этот рост и подпитывает самих предпринимателей внутри площадок».

Вместе с этим благодаря российским разработкам в сфере e-commerce предприниматели могут работать в онлайне и без зарубежных решений. Особенно это касается облаков: продукты зарубежных вендоров менее надежды по сравнению с российским ПО, поскольку не отвечают требованиям законов РФ, в частности 152-ФЗ «О персональных данных».

«Технологическим платформам, таким как inSales, играет на руку уход западных вендоров, особенно в облачных решениях, где в силу российского законодательства есть запреты на передачу персональных данных. Все-таки их нужно хранить здесь, в России. Многие [российские] облачные сервисы находятся сейчас в выигрышном положении, потому что не все можно перенести на западные серверы, и это небезопасно», — утверждает Евгений Щепелин.

Цифровая трансформация позволит компаниям стать более гибкими и адаптивными

Цифровая трансформация позволяет внедрить технологии во все сферы бизнеса компаний. Сейчас, когда многие организации столкнулись с необходимостью полностью пересмотреть стратегию развития, именно реинжиниринг бизнес-процессов и реструктуризация компаний помогут подстроиться под нынешние реалии максимально эффективно.

Дмитрий Трофимов, управляющий директор департамента развития корпоративного бизнеса Сбербанка:

«У наших клиентов есть запрос на опыт цифровой трансформации «Сбера». Поэтому не так давно мы начали пилот нового проекта — «Цифровая трансформация как сервис». В рамках него мы помогаем клиентам проходить через все этапы цифровой трансформации».

В рамках проекта «Цифровая трансформация как сервис» «Сбер» запустил партнерскую программу аккредитации вендоров, интеграторов и разработчиков. На сегодняшний день в программе уже более 100 участников, которые помогают заказчикам внедрять лучшие на рынке цифровые решения.

По словам Трофимова, цифровая трансформация — это не одноразовое решение, которое призвано решить локальную задачу. Бизнес должен непрерывно меняться и расти: нужно искать новые возможности и быть готовым к новым вызовам.

«Цифровая трансформация — это про то, как мы меняем компанию, чтобы она имела возможность масштабироваться, стать гибкой, структурированной, а в штате были квалифицированные сотрудники, готовые вести за собой. Сейчас, как и всегда, это очень актуально. У «Сбера» успешная история собственной трансформации, поэтому проект «Цифровая трансформация как сервис» — это прежде всего возможность помочь клиентам расти, используя накопленные знания и практический опыт «Сбера», — отмечает Дмитрий Трофимов.

Для разработки и реализации цифровой стратегии требуется серьезная подготовка

В зависимости от целей цифровой трансформации — будь то оптимизация затрат или выход на новые рынки — бизнес готовит соответствующую цифровую стратегию. По словам Трофимова, перед началом трансформации важно понять, на каком этапе зрелости находится компания. «Сбер» проводит аудит, чтобы понять уровень развития процессов. Исходя из этого принимается решение, с чего начинать цифровую трансформацию и по каким направлениям она необходима в первую очередь. Эксперт отмечает, что такой аудит может занять несколько месяцев, а сама цифровая трансформация — годы. Поэтому компания должна четко распределить свои силы и финансы, чтобы трансформация не повлияла негативным образом на бизнес.

Сейчас у «Сбера» более 500 завершенных проектов по цифровой трансформации.

«Четверть всех наших проектов направлены на рост бизнеса. Остальные три четверти — на оптимизацию процессов. Задача «Сбера» — помочь компаниям с учетом нашего опыта пройти этот путь. Мы выступаем в качестве консультантов, но владельцем продукта цифровой трансформации всегда должен оставаться клиент», — говорит Трофимов.

Поделиться