Сырье для крафта: кто производит и покупает российский солод

Обновлено 15 октября 2023, 12:11

Потребление пива растет, а вместе с ним и спрос производителей на солод. На примере компании «Грейнрус» разбираемся, что сейчас происходит на этом рынке и хватит ли сырья крафтовым пивоварням

Unpslash
Фото: Unpslash

Разнообразие сортов и вкусов

Чтобы приготовить 100 л пива, потребуется от 12 до 19 кг солода. Обычно его делают из ячменя, вымачивая и проращивая зерна. Реже используют другие зерновые — рожь, пшеницу, кукурузу и даже гречиху.

Ежегодно по всему миру изготавливают около 24 млн т солода, рассказывали участники отраслевой конференции World Barley, Malt & Beer весной 2022 года. «Это сверхнишевый продукт. В мире производится примерно 4 млрд т зерна в год, и на солод идет очень небольшая доля», — говорит основатель и председатель совета директоров «Грейнрус» Владислав Чернов. По его словам, рынки таких продуктов довольно волатильны, но, тем не менее, интересны для производителей и инвесторов.

Всего на российском пивном рынке работает примерно 1,6 тыс. пивоваров. Однако основных производителей солода в стране лишь около десятка, в том числе компания «Грейнрус», которая выпускает около 150 тыс. т продукции в год на двух собственных солодовнях.

«Мы решили, что приоритетом для нас будет растущий рынок маленьких пивзаводов и крафтовых пивоварен, которые работают на разнообразие сортов и вкусов», — объясняют в компании.

Стратегию производства разных сортов солода компания приняла в 2012 году, ориентируясь на опыт и практики европейских производителей. Она запустила несколько новых продуктов, которые раньше не выпускались в нашей стране. Например, гречишный, пшеничный и овсяный, ржаной солод. Причем гречишный в России пока не делает больше никто.

Помимо разнообразия, на рынке был запрос и на определенное качество сырья, добавляет управляющий ГК «Грейнрус» Сергей Мирюк. Производство солода возглавила технолог с 30-летним стажем Галина Авидонова. Под ее руководством провели модернизацию всего производства, фактически удвоив мощность предприятия.

От импорта к экспорту

В 1997 году, когда «Грейнрус» начинала работу, российский рынок солода сильно зависел от импортного сырья. Собственного пивоваренного ячменя почти не было. А то сырье, которое делали в РФ, не отвечало требованиям по качеству.

Поначалу компания, как и большинство других поставщиков, просто импортировала солод из других стран. Прежде всего, европейских. Для этого использовали приобретенный в 2000 году элеватор в речном порту Кинешма в Ивановской области.

В 2006 году компания приобрела земли и семенной завод и начала свой агропроект по выращиванию различных зерновых культур. Собственное солодовенное производство появилось у «Грейнрус» в 2012 году. Тогда же запустили бренд «Курский солод», и компания начала экспортировать продукцию в 20 стран. Помимо СНГ, география поставок включает в себя Турцию и некоторые государства Азии.

«Если раньше мы зависели от импорта, то сейчас Россия полностью обеспечивает себя солодом и даже отправляет его в другие страны, — комментируют в компании. — От общего объема российского производства на экспорт идет около 15%».

Как и в России, за рубежом охотно покупают не только традиционный ячменный солод, но и альтернативные виды. Например, в Турции пользуется спросом гречишный солод. Причем турецкий рынок считается очень перспективным: интерес к пиву здесь кратно вырос в последние годы.

Однако главными потребителями российского сырья остаются страны СНГ. Учитывая затраты на логистику, для них поставки из РФ выгоднее, чем, например, для покупателей из Вьетнама или Мексики. Вдобавок в некоторых государствах СНГ действуют льготные режимы торговли с Россией, и сырье можно ввозить без пошлин.

Из-за крепкого рубля поставлять солод за рубеж сейчас не так выгодно, как весной 2022 года. Но учитывая, что курс может измениться, в будущем «Грейнрус» надеется нарастить экспорт продукции и довести его до 20–30% от объема производства.

Влияние санкций

В отличие от многих других отраслей, солодовенный бизнес в краткосрочной перспективе не сильно пострадал от санкций, с которыми столкнулась Россия в последние несколько месяцев. Основная модернизация солодовни была проведена до февраля, объясняет Чернов.

Небольшая часть оборудования — например, для обжарочных цехов — еще не приехала из-за рубежа, но пока поставщики продолжают сотрудничать с «Грейнрус» и обещают исполнить контракты, говорят в компании.

Растениеводческий бизнес компании из-за новой геополитической ситуации оказался в более трудном положении. Есть сложности с семенами: в этом сегменте Россия сильно зависима от импорта. Семена пшеницы российской селекции в среднем дают урожайность заметно ниже, чем импортные.

Предприятия, которые поставляют семена ячменя, продолжают работать с РФ. Но с другими культурами — например, кукурузой или подсолнечником — ситуация не такая благополучная. С рынка ушли крупные поставщики, и цены поползли вверх.

Основные страхи и трудности связаны с поставками новой техники и запчастей для уже работающего иностранного оборудования. Цены на сельхозмашины и запчасти к ним удвоились, несмотря на укрепление рубля.

В то же время из-за крепкого рубля и экспортных пошлин цены на все основные зерновые и масличные культуры настолько низкие, что не в состоянии покрыть себестоимость производства. В таких условиях новые инвестиции в растениеводство требуют большей осторожности.

Кроме ситуации с ценами, были точечные проблемы с экспортом зерна, хотя санкции к нему не применялись. Например, весной часть товара застряла на элеваторах Прибалтики, и его довольно долго не могли реализовать. В итоге покупатель нашелся. К всеобщему удивлению им оказалась американская компания.

С экспортом солода подобных проблем не возникает. География зарубежных поставок никак не пострадала в последние несколько месяцев, подчеркивают в «Грейнрус».

Больше пива лучшего качества

Будущие потребности в солоде и перспективы рынка зависят в основном от спроса на пиво. По данным Rabobank, которые озвучивались в марте 2022 года на конференции World, Barley, Malt & Beer, с каждым годом пива в мире пьют все больше. Основной прирост идет за счет стран Африки и Азии.

При этом пиво требуется все лучшего качества. Потребление в сегментах премиум и супер-премиум увеличивается быстрее, чем в дешевых. В результате доля массового продукта на рынке снижается.

В России, как отмечают аналитики Nielsen, пиво служит основным драйвером на рынке алкогольных напитков. Весной 2022 года доля импортной продукции стала резко сокращаться, но ее успешно заменяют локальные бренды. И общий тренд на прирост продаж сохраняется.

Все это означает, что потребность пивоваров в солоде продолжит расти и на российском рынке, и в других странах.

Солод будущего и другие продукты

Развивая производство, поставщики солода инвестируют в проекты по нескольким направлениям.

Новые сорта. «Мы испытываем сорта пивоваренного ячменя, проводим микросоложение (крафтовое соложение ячменя в небольших количествах. — РБК Тренды), варим экспресс-партии для наших мини-пивоварен, получаем и сразу тестируем готовый продукт», — отмечают в компании.

Новая продукция из солода. В мировой практике до 10% солода используется для производства виски. «Можно попробовать сделать достойный продукт и на российском рынке, предложить его потребителям в нашей стране, ближнем и дальнем зарубежье. Все зависит от того качества, которое удастся получить», — рассказывает Сергей Мирюк.

Ранее компания начала выпускать сырье для кондитерской и хлебопекарной отраслей. Специально для этого в 2020-м приобрели завод по производству ржаного солода.

Укрепление агропромышленной вертикали. «Грейнрус» планирует как минимум на 50% обеспечивать себя собственным ячменем лучшего качества. «Если агроблок выйдет на хорошее качество, то у нас гарантированно будет потребитель — как внутри компании, так и вне ее, — которому нужно это сырье. Проект уже запущен», — говорят представители компании.

Расширение географии посевов. Производитель наращивает земельный банк с 2006 года. В него уже входит 101 тыс. га в Краснодарском крае, Курской, Псковской, Ивановский, Ярославской и Ростовской областях. Планировали запустить производство и в северо-западных регионах страны, но из-за сложностей с покупкой сельхозтехники и семян, а также в связи с крайне низкими ценами приостановили проект.

Смежные продукты. В отличие от солода, качественный хмель для пива почти не производится в России. В прошлом году «Грейнрус» вложилась в создание промышленного хмелеводческого комплекса с первичной переработкой и гранулятором. Здесь можно делать хмель с большим содержанием альфа-кислоты, то есть продукт самого высокого качества. Это позволит обеспечить пивоваров отечественным сырьем и снизить зависимость от импорта.

Сейчас специалисты подбирают сорта, исследуют влияние на них российского климата и почвы. Готовый продукт может появиться на рынке через 5–7 лет.

Поделиться