Россияне стали чувствовать себя более защищенными в финансовых правах
За последний год, несмотря на кризис, гораздо больше россиян стали считать, что их права как потребителей финансовых услуг защищены. Об этом свидетельствуют опубликованные в среду, 18 ноября, результаты опроса Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), проведенного в партнерстве с Союзом защиты прав потребителей финансовых услуг «Финпотребсоюз».
О том, что их права как пользователей банковских, страховых и инвестиционных услуг защищены, заявили 37% респондентов. При этом 6% опрошенных заявили, что их права защищены полностью, и еще 31% — что «скорее защищены, чем нет». За год ситуация изменилась в лучшую сторону, констатируют авторы исследования. В 2014 году защищенными себя чувствовали только 28% респондентов.
Впрочем, 50% россиян по-прежнему считают себя незащищенными при обращении за финансовыми услугами, хотя по сравнению с прошлым годом этот показатель снизился на 7 п.п. По мнению генерального директора НАФИ Гузелии Имаевой, результаты опроса во многом связаны с последними законодательными изменениями, в том числе в сфере потребительского кредитования.
Например, с 1 июля по закону «О потребительском кредите» банки не могут более чем на треть превышать средний по рынку уровень ставки по кредитам наличными.
Руководитель Союза защиты прав потребителей «Финпотребсоюз» Игорь Костиков говорит, что в прошлом году союз получил 12 тыс. обращений граждан. В первой половине этого года их число увеличилось на 15%. «Это говорит о возросшей готовности россиян к отстаиванию собственных прав. Граждане понимают, что сопротивляться небесполезно», — полагает Костиков. По его словам, примерно 75% дел в суде решается в пользу потребителей, а в отношении страховых компаний этот показатель превышает 90%.
Говорить о том, что россияне довольны своей защитой в области финансовых услуг, не приходится, возражает председатель Общества защиты прав потребителей (ОЗПП) Михаил Аншаков. В частности, суды на местах, по его словам, до сих пор слишком лояльно относятся к банкам, а у юристов банка через какое-то время складываются неформальные отношения с судьями.
Эффективность институтов, которые должны защищать права потребителей финансовых услуг, глава ОЗПП оценивает ниже среднего. «Сколько мы ни контактировали с этими структурами, они всегда занимают позицию банков», — говорит он. В случае проблем желательно обращаться в суд, так как это единственная инстанция, которая еще может как-то защитить потребителя, советует Аншаков.
Результаты опроса НАФИ, по мнению финансового омбудсмена Павла Медведева, можно объяснить лишь тем, что потребители, вероятно, стали чуть более финансово грамотными. При этом число обращений к омбудсмену с начала года значительно выросло. Большая часть этих обращений, по его словам, связана с реструктуризацией задолженности, однако почти в 100% случаев граждане получают отказ.
«Если раньше к нам обращались должники, имеющие задолженность только перед одним банком, то теперь — перед пятью–семью банками и микрофинансовыми организациями», — добавляет он. По его мнению, закон о банкротстве физических лиц, который мог бы помочь в этом случае, в России пока неприменим. «Судьи, которые должны сейчас банкротить граждан, просто не знают алгоритмов реструктуризации долга», — отметил Медведев.