Праздник вместо кризиса: День Победы отвлек граждан от проблем экономики
Самым важным событием в мае 61% россиян назвали День Победы, свидетельствуют данные ежемесячного антикризисного мониторинга Ipsos Comcon. Экономический кризис впервые с начала года оказался на втором месте: только 54% опрошенных назвали его наиболее значимым событием по результатам опроса в прошедшем месяце. В исследовании участвовали 1 тыс. жителей крупных городов в возрасте 18–45 лет.
Ipsos Comcon подчеркивает, что в мае прошлого года День Победы также отвлек россиян от кризиса. Тогда доля респондентов, которые считали этот праздник главным событием месяца, была еще выше — 70%. Это связано как с заметным для населения укреплением рубля в мае 2015 года, так и с масштабным празднованием 70-летнего юбилея Дня Победы, говорит старший руководитель проектов Ipsos Comcon Валентина Самсонова. «Результаты наших опросов говорят о том, что экономическая ситуация в целом воспринимается чуть менее негативно, чем обычно, в том числе благодаря патриотическим праздникам», — рассказывает она.
Но это кратковременный эффект: крупные праздники никак не сказываются на восприятии ситуации в стране, считает директор Центра социологических исследований РАНХиГС Виктор Вахштайн. «Никакой рост консолидации российского общества не влияет на количество тех, кто считает, что точно не сможет расплатиться по кредитам», — поясняет он.Помимо Дня Победы и кризиса к важным событиям в мае россияне причислили борьбу с террористами ИГИЛ (организация запрещена в России) (42% опрошенных) и обесценение рубля (41%). Однако эти события также привлекают все меньше внимания: по сравнению с апрелем доля тех, кто признает их важность, снизилась на 5 п.п. и 8 п.п.
Около трети участников исследования уверены, что через год экономическая ситуация вскоре улучшится. Противоположной позиции придерживаются 25% респондентов. «В мае респонденты обычно более позитивно воспринимают многие события. На настроении людей сказываются как майские праздники, так и улучшение погоды и наступление весны», — говорит Самсонова из Ipsos Comcon. При этом люди продолжают экономить на покупках, что свидетельствует о сохраняющихся опасениях, продолжает она.
Городские жители экономят в основном на поездках, досуге и одежде и обуви — об этом свидетельствуют данные социологического исследования РАНХиГС «Евробарометр в России». На этом экономят те, кто испытал серьезное падение доходов в этом году, поясняет Вахштайн. «Некоторые жители городов, чьи доходы не сократились, также уменьшили потребление. Это вызвано тем, что у них резко снизился горизонт планирования — люди больше не могут делать прогнозы на несколько лет вперед», — рассказывает эксперт. Они стараются сберечь деньги, вместо того чтобы потратить их на ремонт или отпуск.