Финансовая травма: как появление больших денег влияет на психологию людей

«Один пациент пришел ко мне после того, как выиграл в лотерею огромную сумму денег», — рассказывает выпускник Принстона, профессор психологии Фредерик Ньюман. По его словам, сначала бедолагу уволили с работы — начальник счел, что его богатство деморализует других сотрудников. От нечего делать он подсел на азартные игры, это довело до ручки его жену, и она подала на развод. Друзья испарились один за другим, потому что чувствовали себя неуютно в компании богача. В итоге — ни жены, ни работы, ни друзей.
Это один из примеров, когда большие деньги часто не приносят счастья. Почему так происходит? По мнению доцента лаборатории социальной и экономической психологии РАН Татьяны Дробышевой, многое зависит от того, какую коннотацию несет богатство. Например, доход от высокооплачиваемой работы или прибыль от собственного бизнеса — это подтверждение заслуг. А выигрыш в лотерее означает, что за кратковременным эмоциональным подъемом следует разочарование — обладатель состояния по-прежнему не может считать себя успешным. Директор центра социологических исследований РАНХиГС Виктор Вахштайн говорит, что в этом случае деньги не подтверждают факта признания ваших заслуг.
«Кроме того, деньги — это ресурс, и удовлетворение от него наступает только когда он используется, способствует переменам», — добавляет завкафедрой психоанализа ВШЭ Андрей Россохин. Если же вы становитесь заложником финансовой стабильности, «консервируете» богатство, как бальзаковский Гобсек, — это, напротив, приводит к фрустрации. С какими психологическими проблемами сталкиваются богатые люди и почему это происходит?
Отстраненность и одиночество
Богатство заставляет нас действовать в одиночку. К такому выводу в 2006 году пришли авторы исследования «Психологические эффекты денег» — Кейтлин Вогс, профессор Карлсонской школы менеджмента университета Миннесоты, и ее коллеги Николь Мид и Миранда Гуд. В рамках исследования они разделили респондентов (всего около 200 человек) на две группы. Одну ничем не выделили, а второй постоянно напоминали о финансах. Например, беседовали с ними за столом, заваленным неоплаченными счетами, или заставляли пройти тест на компьютере с изображениями купюр на рабочем столе. В простых логических заданиях на перестановку слов в предложении им также предлагали работать с ориентированными на деньги фразами — например, «оплачиваемая работа высоко», тогда как остальным респондентам давали фразы вроде «холодно улице на очень».
Затем испытуемому предлагали зайти в комнату, где уже сидел другой участник интервью, и поставить свой стул в любом удобном месте. «Ориентированная на деньги» группа устанавливала дистанцию до 118 см, в то время как у «обычных» участников она доходила только до 79–80 см. В ситуациях, где можно сделать выбор в пользу себя или группы, первые вдвое чаще отдавали предпочтение собственной выгоде и пытались решать задачи самостоятельно (в 70% случаев), в то время как 60% «обычных» участников просили помощи преподавателя.