Лента новостей
Никаких отговорок: почему вы боитесь открыть свой бизнес. Тест РБК и «Билайн» Бизнес, 08:31 Восемь человек пострадали в ДТП с семью машинами в Подмосковье Общество, 08:17 Вечное «почти»: научатся ли экономисты прогнозировать кризисы — Bloomberg Pro, 08:08 Совбез ООН по просьбе России обсудит украинский закон о языке Политика, 08:08 «Валар Моргулис»: мини-словарь Вестероса Бизнес, 07:54 Олигархи «Игры престолов»: главные кланы телесаги сезона Общество, 07:54  Вышла последняя серия «Игры престолов». Что важно знать Бизнес, 07:54 Как малому бизнесу продвигаться на высококонкурентном рынке РБК и МегаФон, 07:50 Почти 30 сторонников ИГ убиты при бунте в колонии в Таджикистане Общество, 07:31 США отменили пошлины на сталь и алюминий из Канады и Мексики Политика, 07:28 Что сможет и не сможет Владимир Зеленский на посту президента Украины Политика, 07:00 РБК покажет инаугурацию Зеленского с переводом на русский Политика, 07:00 Тарасенко повторил достижение Гретцки и Сакика Спорт, 06:48 В Китае два человека погибли в результате обрушения крыши бара Общество, 06:36
Деньги ,  
0 
Свои ворота: экономический кризис оказался для россиян важнее Евро-2016
В июне 57% россиян, опрошенных компанией Ipsos Comcon, назвали экономический кризис главным событием. Улучшения экономической ситуации ждет при этом почти треть респондентов
Фото: Владислав Шатило / РБК

Экономический кризис остается для россиян самым значимым событием, свидетельствуют результаты ежемесячного антикризисного мониторинга, проведенного Ipsos Comcon в июне. В опросах этой специализирующейся на маркетинговых исследованиях компании принимает участие 1 тыс. жителей крупных городов в возрасте 18–45 лет.

По итогам июньского исследования важность кризиса отметили 57% респондентов, в то время как чемпионат Европы по футболу счел значимым событием 51% опрошенных. Для сравнения: в мае главным событием большинство участников исследования — 61% — назвали День Победы. Тогда только 54% упомянули кризис. При этом ранее, в апреле и марте, экономический кризис стабильно занимал первую строчку в рейтинге событий россиян.

«Главным фактором, который влияет на восприятие кризиса, были и остаются колебания рубля», — рассказывает старший руководитель проектов Ipsos Comcon Валентина Самсонова. По ее словам, все остальные события в экономике практически не влияют на восприятие кризиса.

В ходе исследования Ipsos Comcon также выяснилось, что в июне доходы 56% респондентов снизились по сравнению с прошлым летом. При этом рост цен отметили 87% опрошенных.

«Именно это, а не курс валют, влияет на восприятие экономической ситуации россиянами», — не согласна с выводами Самсоновой доцент кафедры экономической социологии НИУ ВШЭ Диляра Ибрагимова. По ее словам, за курсами следят только жители крупных городов. Все остальные редко путешествуют и покупают иностранные товары, продолжает Ибрагимова.

Определенности относительно будущего у респондентов нет. На вопрос о том, как изменится экономическая ситуация через год, 31% опрошенных ответили, что ждут ее улучшения, а 23% опасаются, что будет только хуже. На протяжении всего кризиса — с конца 2014 года — оптимистов почти всегда было больше, чем пессимистов. Исключение — три месяца 2015 года, когда доля пессимистов была выше.

Пик надежд на улучшение в экономике пришелся на май 2015 года — тогда 50% надеялись на позитивные изменения, в то время как ухудшения ждали лишь 19%. Самсонова из Ipsos Comcon говорит, что курс доллара к тому времени снизился и стабилизировался, и население решило, что кризис ненадолго.

Ибрагимова из ВШЭ добавляет, что оптимизм россиян можно объяснить сезонным фактором. «Мы давно измеряем потребительские настроения, и в мае они всегда лучше, чем в течение остального года, — рассказывает она, — Теплеет, люди отдыхают, у них улучшается настроение, будущее кажется им радужным». А вот ноябрь и март, напротив, самые депрессивные для россиян месяцы, говорит Ибрагимова.