Ефимов рассказал о планах редевелопмента двух участков в Южном Бутове 09:06, Новость Бизнес попросил оставить маркетплейсам право брать плату за возврат 09:02, Статья FT предупредила о последствиях закрытия лазейки в санкциях против России 08:57, Статья Военная операция на Украине. Онлайн 08:48, Онлайн В США выразили опасения из-за «крепких объятий» России и КНДР 08:40, Статья «Ведомости» узнали о решении продлить продажу валютной выручки 08:36, Статья Молдавский блок «Победа» сообщил о допросах после визита в Москву 08:26, Новость Самый переоцененный сотрудник: как сэкономить на директоре по маркетингу 08:24, Статья Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов» 08:00, Статья Продлят ли продажу валютной выручки экспортерами и что будет с рублем 07:57, Статья АСВ оценило расходы на ликвидацию QIWI Банка 07:54, Статья Житель Кемерово получил 9 лет по делу о попытке присоединиться к ВСУ 07:36, Новость В Малайзии два вертолета столкнулись в воздухе на репетиции парада 07:31, Статья Основатель винодельни «Ведерниковъ» занялся новым винным проектом в Анапе 07:30, Статья Politico узнало об обеспокоенности США из-за отношений России с Африкой 07:24, Статья Силы ПВО сбили четыре снаряда над Белгородской областью 07:18, Новость Китай снизил поставки оборудования в Россию впервые с конца 2022 года 07:00, Статья Уровень воды в реке Урал у Оренбурга опустился на 10 см ниже опасного 06:40, Новость
Журнал
Биологический телепорт: как работает «факс» по передаче вирусов на Марс
Журнал №10 (134), Октябрь 2017 Технологии и медиа,

Биологический телепорт: как работает «факс» по передаче вирусов на Марс

Ученые из Сан-Диего разработали устройство для «телепортации» живых организмов
Фото: из архива пресс-службы компании Synthetic Genomics Inc.

«Биологический телепорт, способный распространять жизнь по Галактике», — громко разрекламировал в августе 2017 года разработку калифорнийской компании Synthetic Genomics Inc. (SGI) журнал MIT Technology Review. Эта формулировка — безусловный аванс устройству, которое в самой SGI назвали «цифробиологическим» (digital-to-biological) преобразователем. В чем его уникальность?

Основатель SGI — знаменитый американский ученый-генетик Крейг Вентер. Он прославился благодаря работам по расшифровке генома человека, а в 2010-м первым синтезировал искусственную культуру бактерии. Тогда «сборка» микроорганизма происходила «вручную», то есть сотрудники лаборатории Вентера объединяли в цепочки элементы молекулы ДНК (нуклеотиды) и лишь частично привлекали к синтезу бактерии — пивные дрожжи.

После семи лет трудов Вентер, его соратник и президент SGI Дэниэл Гибсон с сотрудниками совершили новый прорыв в синтезировании искусственной жизни. Они изобрели так называемый биопринтер BioXP3200. Устройство берет на себя все функции, которые раньше выполняли в лабораторных условиях ученые, то есть само выстраивает правильные цепочки нуклеотидов. В принтер лишь загружаются цифровая инструкция и «чернила» — химические растворы элементов ДНК. А далее по этой инструкции аппарат «оживляет» элементы, создавая из них молекулу.

«Цифробиологический» преобразователь — следующая ступень эволюции изобретений SGI. Принцип работы устройства ученые описали в майском номере журнала Nature Biotechnology. Оно представляет собой комплекс лабораторных роботов и приборов, соединенных в единую сеть. Ключевой элемент — BioXP3200. Цифровые инструкции для печати молекул в преобразователе принтер получает по интернету, то есть теоретически послать набор данных с «кодом» микроорганизма для сборки можно из любой точки планеты.

Прототип преобразователя уже прошел тестовое испытание. Когда в марте власти КНР обнародовали данные ДНК вируса бушующего в стране птичьего гриппа, SGI отправила эти данные по сети на преобразователь в соседнем помещении, и тот без доступа к оригинальным образцам генов вируса самостоятельно синтезировал их. Затем на основе работы устройства ученые создали вакцину.

Впечатляющий результат теста уже оценили инвесторы SGI: директор фонда Excel Ventures сравнил потенциал преобразователя в передаче «по факсу» живых организмов с эффектом, который в свое время оказала на промышленность хлопкоочистительная машина (коттон-джин). Вентер и Гибсон надеются монетизировать изобретение. Если оснастить клиники по всему миру преобразователями, то можно было бы производить массовую рассылку вакцин для борьбы с лихорадкой Эбола и другими заболеваниями, объяснил президент SGI. Есть и более визионерское применение устройства — пересылка земных бактерий на другие планеты, отметил Вентер. Эту перспективу он уже обсуждал с основателем SpaceX Илоном Маском, который в ближайшие годы надеется отправить экспедицию на Марс.