Перейти к основному контенту
Технологии и медиа ,  
0 
Эксклюзив

Интервью главы МТС накануне отставки

Алексей Корня, возглавивший МТС в марте 2018-го, покинет пост президента компании. Незадолго до официального объявления о кадровых перестановках он подвел итоги своей работы в интервью РБК
МТС MTSS ₽318,6 -0,13% Купить
Алексей Корня
Алексей Корня (Фото: Владислав Шатило / РБК)

Отставка

На момент публикации этого интервью, утром 5 марта, останется ли Алексей Корня президентом МТС, ни его работодатель, ни сам топ-менеджер публично не говорили. Но спустя несколько часов компания все же официально объявила: совет директоров МТС назначил новым президентом Вячеслава Николаева (как и Корня, топ-менеджер пришел работать в МТС в 2004-м; последняя его должность перед назначением, с апреля 2020-го, — первый вице-президент по клиентскому опыту, маркетингу и экосистемному развитию). Сам Корня станет первым вице-президентом АФК «Система».

Об итогах 2020 года

О влиянии государственных инициатив на цены на связь

О компенсации за данные пользователей

О конкуренции с другими экосистемами

Об активах, которые могут быть интересны МТС-банку

О задержке в развитии 5G в России

«Мы потеряли порядка 5–6 млрд руб. на эффекте пандемии»

— 12 марта у вас закончится контракт, будет ли он продлен? От чего или от кого зависит решение?

— Это компетенция совета директоров. До середины марта информация будет.

— Как вы можете охарактеризовать итоги своей работы к текущему моменту? Что можете назвать своими главными достижениями?

— За прошедший год мы получили исключительно сильные результаты. Выручка по группе МТС выросла на 5,2%, за квартал мы выросли почти на 7,5%. Мы имеем рекордную долю рынка как по доходам, так и по другим финансовым метрикам. Если смотреть на доходы от мобильной связи, их прирост был выше, чем у других игроков рынка: кто-то даже показывал снижение. Мы видим еще не все годовые показатели конкурентов, но по результатам девяти месяцев наш вклад в общий рост доходов всех российских операторов составил 45%. И это с учетом «Ростелекома», у которого большая доля в сегменте b2g. В мобильном сегменте мы выросли больше, чем весь рынок в целом.

По данным AC&M Consulting, по итогам 2019 года (последние доступные данные) МТС была лидером на российском рынке мобильной связи с долей 30%. «МегаФон» занимал 29%, «ВымпелКом» (бренд «Билайн») — 21%, «Т2 РТК Холдинг» (Tele2) — 19%.

Кроме того, недавно мы стали оператором № 1 среди частных компаний в сегменте фиксированного доступа в интернет. Это тоже значимое достижение. Очень хорошо растут конвергентные услуги (объединяют услуги мобильной и фиксированной связи. — РБК). Думаю, мы стали компанией № 1 и по количеству абонентов, которые пользуются тарифами, объединяющими домашний интернет и мобильную связь, притом что еще три года назад были № 3.

Число мультипользователей, то есть тех, кто пользуется несколькими нашими продуктами (финтехом, телекомом или развлекательными сервисами), выросло до 7 млн в декабре 2020 года. Это примерно 10% абонентской базы.

МТС увеличила выручку на фоне снижения числа абонентов в 2020 году
Технологии и медиа
Фото:Екатерина Кузьмина / РБК

Если недавно МТС вообще не было на рынке облачных сервисов, то по последнему рейтингу iKS-Consulting мы № 2 в сегменте IaaS (инфраструктура как сервис. — РБК) как облачный провайдер инфраструктуры. Впереди только «Ростелеком», но опять-таки во многом благодаря государственному сегменту. За последние пару лет мы создали медийный бизнес, в конце весны запустим обновленный онлайн-кинотеатр. Рассчитываем стать одним из лидеров этого рынка. Уже сейчас у нашего медийного сервиса порядка 6 млн пользователей.

Положительным или негативным оказалось влияние пандемии?

— Безусловно, пандемия оказала негативное влияние. Только в телекоме мы потеряли примерно 5–6 млрд руб. на эффекте пандемии.

— Это из-за сокращения абонентской базы по итогам года?

 — Нет. Основное — это потеря роуминговых доходов. А сокращение абонентской базы связано прежде всего с тем, что во время пандемии некоторое количество абонентов поставили на паузу пользование вторыми и третьими сим-картами, потребность в которых на самоизоляции отпала. Со временем они вернутся: мы видим это по динамике четвертого квартала, когда по сравнению с третьим наша база выросла примерно на 230 тыс. абонентов. Также на конец 2020 года мы имели прирост по нашим лояльным и долгосрочным абонентам — тем, у которых срок жизни с МТС больше 12 месяцев. Кроме того, надо помнить, что рынок перенасыщен: если вы сложите все абонентские базы операторов, получится цифра в два раза больше населения России. В таких условиях волатильность базы малоинформативна. При этом я еще раз хочу подчеркнуть, что на фоне сокращения абонентской базы и потери роуминговых доходов мы значительно нарастили выручку.

— Есть что-то, о чем вы жалеете?

— Думаю, мы еще не в полной мере реализовали задачи, которые ставили перед собой в отдельных направлениях. Например, наши проекты в b2g-сегменте. Пока в нем продолжают доминировать госкомпании. Считаю, что и для качества предоставляемых сервисов, и с точки зрения роста бизнеса было бы правильно и полезно более активное участие частных компаний в этом сегменте. Кроме того, мы не в полной мере реализовали свой потенциал по росту клиентской базы и по качеству наполнения продуктового портфеля в финтехе. Возможно, здесь как раз есть негативный эффект пандемии: на финансовый сектор она оказала более значимое давление, чем на остальные.

Что такое МТС

Оказывает услуги мобильной и фиксированной связи, доступа в интернет, кабельного и спутникового ТВ-вещания, развивает цифровые сервисы, финансовые услуги, а также услуги на базе ИТ-решений, облачных вычислений и др. На конец 2020 года у компании было 78,5 млн абонентов мобильной связи в России. Владеет 94,7% «Московской городской телефонной сети» (МГТС), 94,47% МТС-банка, 100% «МТС-Армения» (VivaCell-MTS), 49% белорусского СООО «Мобильные ТелеСистемы» и др. Выручка в 2020 году — 494,9 млрд руб., чистая прибыль — 61,4 млрд руб. Основной акционер — АФК «Система» Владимира Евтушенкова, которой принадлежит 56,8% акций МТС. 43,19% в виде ADR торгуются на Нью-Йоркской и других фондовых биржах. Капитализация на 4 марта — $8,7 млрд.

«Государство должно иметь очень осмысленную политику»

— В конце прошлого года аналитики прогнозировали рост цен на услуги связи до 15% из-за последствий пандемии, необходимости компенсировать дополнительные расходы, связанные с законодательными инициативами государства, и других факторов. При этом ФАС очень чувствительно реагирует на любые подобные заявления. Считаете ли вы повышение цен неизбежным? Как его можно провести с учетом позиции ФАС?

— Основной прирост ARPU (average revenue per user — средняя выручка одного абонента в месяц. — РБК) у нас приходится на рост пользования: мы видим увеличение более чем на 50% потребления совокупного интернет-трафика на нашей сети. Это, с одной стороны, формирует значительные потребности в инвестициях в сеть, а с другой — влияет на увеличение чека. Мы понимаем, что цены на интернет и связь у нас сейчас одни из самых низких в мире, но не ставим перед собой задачу номинально их увеличивать. При этом рост потребления должен результироваться в рост ARPU просто для того, чтобы создавать возможности инвестирования в сеть и развития инфраструктуры.

Алексей Корня
Алексей Корня

Зачастую, когда государство заявляет о каких-то новых регуляторных инициативах, «большая тройка» отвечает оценкой, во сколько миллиардов рублей эта инициатива обойдется, и выводом, что будет вынуждена увеличить тарифы. Насколько регуляторные инициативы могут влиять на цены? При каких условиях вы могли бы снизить тарифы?

— Я считаю, что государство должно иметь очень осмысленную и осторожную политику по увеличению нагрузки на инфраструктурных телеком-операторов. В последние годы нагрузка на сектор сильно возросла. Например, «закон Яровой» (предписывающий операторам связи и интернет-площадкам хранить записи разговоров, переписку и другую коммуникацию клиентов в течение определенного периода. — РБК) — это десятки миллиардов инвестиционной нагрузки, которые легли на операторов.

Власти допустили бесплатный мобильный доступ к социально значимым сайтам
Технологии и медиа
Фото:Максим Стулов / Ведомости / ТАСС

Сейчас обсуждается потенциально еще более рисковая инициатива по доступному интернету (организации для клиентов всех провайдеров страны возможности бесплатного доступа к определенному набору сайтов. — РБК). Очень важно осторожно подходить ко всем социальным и государственным задачам, чтобы не ограничивать потенциал развития инфраструктуры. Если вспомнить историю, то в 1990-х годах США увлеклись регулированием телекоммуникационного рынка и к началу 2000-х полностью проиграли его Европе, которая установила стандарт GSMA, активно развивала свою инфраструктуру. Тогда же исчезли американские производители оборудования, а европейские Nokia и Ericsson, наоборот, остались. К концу 2000-х произошла перегруппировка: США либерализовали законодательство и дали инвестиционный потенциал для развития, а Европа увлеклась регулированием, продвижением MVNO (виртуальных операторов мобильной связи. — РБК), ограничением цен и др. Сейчас европейские рынки находятся в очень тяжелой ситуации, а лидерами являются американские и азиатские страны, которые включили режим наибольшего благоприятствования. Уже сегодня мы видим, что в Китае установлено 700–800 тыс. базовых станций 5G (мобильной связи пятого поколения. — РБК). Важно, чтобы государственные интересы и задачи также учитывали необходимость формирования инфраструктуры, которая будет делать конкурентоспособной и нашу промышленность, и нас как страну.

Со стороны еще одной рискованной историей выглядят требования государства предоставить доступ к данным абонентов. Например, к их геолокации, что было необходимо для отслеживания того, соблюдается ли карантин во время пандемии. Сами пользователи чувствительно относятся к этой теме. Какие данные и при каких условиях вы готовы передавать властям?

— Это часть большой стратегической темы о том, какие данные и в каком виде государство собирает. Я считаю, что, безусловно, у государства должна быть возможность для такого сбора, выполнения социальных функций, в том числе связанных с безопасностью граждан. Но важно, чтобы этот процесс был прозрачным и понятным, так как направление работы с данными, с большими данными быстро развивается, в нем есть регуляторные лакуны, которые нужно закрывать.

— Насколько понимаю, операторы хотели бы получать деньги за подобные данные, а государство хочет, чтобы их отдавали бесплатно.

— Нужно определить правила игры в этой области. К каким данным, для каких задач имеет возможность получать доступ государство, в каком порядке, и, если в связи с этим у операторов возникают затраты, думаю, их нужно компенсировать.

— Какие данные о своем клиенте МТС считает самыми ценными?

— Не хочу вдаваться в детали, но в целом мы можем существенно повышать качество сервиса и удобство пользования нашими услугами, используя некоторые данные, которыми обладают клиенты. Но тут важно согласие клиента, регуляторика, связанная с тем, как, какие данные и в каком виде могут использоваться. У нас достаточно жесткое законодательство, мы много раз говорили, что операторы находятся в более ущербном положении по сравнению с интернет-игроками. Для последних использование данных клиентов никак не регламентируется, тогда как у нас все данные являются предметом тайны связи. Нужно сбалансировать ситуацию, чтобы был единый подход к разным данным пользователей.

Алексей Корня
Алексей Корня

«Мы значительно увеличиваем инвестиции в цифровые продукты»

— Согласно стратегии МТС, к 2023 году доля мультипродуктовых пользователей должна вырасти до 40%. Довольны ли вы промежуточными итогами реализации стратегии?

— Да. На декабрь доля мультипродуктовых пользователей была больше 10%. Мы уже видим эффект от этих абонентов с точки зрения снижения оттока и роста размера среднего чека. Но у нас также стоит задача повышать осознанность при использовании мультипродукта, наращивать глубину пользования сервисами. Например, если клиент пользуется телеком-сервисами и финтехом, было бы логично, чтобы он использовал также наш онлайн-кинотеатр, игровые сервисы, покупал билеты на мероприятия на наших электронных площадках. Но сейчас это не всегда происходит, и над этим предстоит работать.

Создатель «умной колонки» МТС уволился из компании
Общество
Аркадий Сандлер

Долгосрочная цель — перейти на динамическое ценообразование портфеля продуктов: чем больше вы потребляли продуктов определенного типа, тем больше вы получали выгод, которые определяются динамикой с использованием предиктивных моделей и искусственного интеллекта. То есть система будет подсказывать человеку, что он может докупить еще один продукт из числа тех, к которым имеет наибольшую склонность, и получить дополнительную скидку.

— Ваш предшественник на посту президента МТС — Андрей Дубовсков — прогнозировал, что в какой-то момент связь может стать совсем бесплатной для тех пользователей, которые будут потреблять какие-то другие услуги. Этот прогноз актуален?

— Если говорить о голосовых услугах, сегодня вы уже не платите за них, а платите прежде всего за трафик передачи данных, за потребленные гигабайты, в этом смысле «голос» уже для вас бесплатный. Стратегически мы идем к тому, что у человека будет общая подписочная модель, он будет получать набор сервисов за определенную цену и может не понимать, сколько платит за каждый отдельный сервис.

— В 2021 году МТС намерена серьезно увеличить свои капитальные затраты — до 110–120 млрд руб. (в 2020-м — 96,9 млрд руб.). На что планируете тратить деньги?

— Наша стратегия, как мы ее сформулировали, — это лучший телеком-оператор с цифровыми преимуществами, развитие цифровых сервисов на базе нашей сети. Мы должны оставаться лучшей инфраструктурной компанией и сохранять объем инвестиций в этом направлении. С учетом некоторой девальвации валют в реальном выражении сумма инвестиций в телеком значительно не изменится по сравнению с 2020 годом, и одновременно с этим мы значительно увеличиваем инвестиции в цифровые продукты, в новые нетелеком-направления.

— Какие новые направления бизнеса интересны компании? Насколько далеко в строительстве экосистемы вы готовы зайти? «МегаФон», например, заявил об амбициях в космосе: компания инвестирует в исследования низкоорбитальных спутниковых систем для предоставления высокоскоростной передачи данных.

— Для нас при выборе продукта, который мы предлагаем клиентам, важными являются несколько элементов: насколько он комплементарен нашему сервису, есть ли какие-то синергии между новым и старыми продуктами, является ли это потенциально большим рынком с десятками миллионов клиентов, будет ли это новой потребительской моделью, которая формируется на рынке.

МТС представила новую стратегию на 2020–2022 годы
Технологии и медиа
Фото:Евгений Биятов / РИА Новости

Я вижу очень большой потенциал в облачных сервисах, во всем, что касается голосового интерфейса. С интересом смотрим на развитие телекоммуникационного оборудования на открытой архитектуре OPEN RAN.

В отношении других инноваций будем смотреть, нужно ли нам строить свой проект или можно присоединяться к каким-то глобальным. Когда мы говорим про низкоорбитальную связь, она сможет покрыть всю поверхность Земли, и здесь, возможно, имеет смысл смотреть на участие в каких-то глобальных альянсах и проектах. Если говорить про космос, то в октябре 2020 года мы вошли в инициативную рабочую группу «Роскосмоса» по разработке глобальной низкоорбитальной системы передачи данных интернета вещей «Марафон IoT», составной части подпрограммы «Сфера».

Алексей Корня
Алексей Корня

У крупнейших строителей экосистем в России — Сбербанка, «Яндекса», Mail.ru Group — есть сервисы доставки еды, такси. Вы смотрите на подобные направления, сравниваете себя с другими экосистемами?

— Не думаю, что есть законченный список продуктов и сервисов, которые формируют экосистему или цифровую платформу. Скорее, мы исходим из внутренней логики развития — что нам комплементарно и где мы можем предоставить клиенту органичные сервисы, — нежели из того, что то или иное направление есть у конкурентов.

— Что такое МТС через пять лет, по вашему мнению, кем вы должны стать?

— Это цифровая платформа сервисов, построенных на сетевых преимуществах компании. Если по-английски — network native digital service provider, то есть компания, предоставляющая цифровые продукты на основе интуитивного использования нашей инфраструктуры.

— Какие преимущества дает вам своя сеть по сравнению с тем же «Сбером», у которого нет такой инфраструктуры?

— Возможность делать сервисы, которые интегрированы с сетью, позволяет получить как экономические, так и пользовательские преимущества. Глубокая интеграция с сетью делает продукт более защищенным от проникновения, повышает уровень безопасности. Это также позволяет покупать услуги одним пакетом и за счет этого экономить на стоимости каждой из них, получать единый пользовательский интерфейс, единый счет. Количество продуктов, где ИТ, телеком-инфраструктура и пользовательский интерфейс являются единым целым, в ближайшие годы будет расти.

— Некоторые эксперты говорят, что тот факт, что телеком-компании начинают идти в несвойственные для себя сегменты, может негативно повлиять на качество основных телекоммуникационных услуг. Разделяете это мнение?

— Так происходит, если отсутствует правильный фокус. Для нас крайне важным элементом стратегии является создание лучшей инфраструктуры. Мы видим глобальные примеры, когда расширение продуктового портфеля на базе инфраструктуры не ведет к деградации ее качества: посмотрите на корейских, сингапурских операторов. Уверен, что можно и нужно расширять продуктовый портфель без ущерба для качества базового сервиса. Потребитель сегодня хочет получить платформу, на которой предлагается несколько продуктов от одного бренда, которому он доверяет. Это выгодно и удобно для него, а сервисы интуитивно связаны между собой.

— За последние годы международный бизнес МТС сильно сократился, компания вынуждена была уйти из Туркменистана, Узбекистана, с Украины. При каких условиях вы будете готовы полностью уйти из Армении и Белоруссии?

— Задачи уходить у нас нет. Смотрим на это очень прагматично. Если будет цена, которая даст нам возврат [инвестиций] выше, чем при собственном развитии, будем готовы выходить. Если такой цены нет, готовы развивать самостоятельно.

— А расширять международный бизнес?

— Потенциал такого развития лежит прежде всего в цифровых сервисах, которые имеют трансграничную природу. Самые успешные из них могут быть экспортированы и развиваться на других рынках: в этом мы, безусловно, видим потенциал. Думаю, на каком-то этапе какой-то цифровой продукт мы будем пробовать выводить на другие рынки. Например, на нашей киберспортивной платформе WASD уже сейчас мы имеем представителей со всего мира.

Алексей Корня
Алексей Корня

«Большие трансформационные истории у нас не в повестке»

По нашей информации, в рамках развития финтех-направления вы рассматриваете возможность покупки одного из финтех-разработчиков. Каких именно технологий сейчас не хватает МТС-банку, что для вас представляет интерес?

— Как и в любом направлении, в финтехе мы смотрим на возможности и органического, и неорганического роста. Готовы приобретать технологии, продукты и сервисы. Конкретные детали не буду раскрывать.

— Рассматриваете ли покупку крупных игроков? Какое-то время назад были слухи, что ваш основной акционер АФК «Система» присматривался к Тинькофф Банку. МТС интересна подобная сделка?

— Большие трансформационные истории у нас не в повестке. Мы пока смотрим на приобретение технологий и их интеграцию.

— Выше вы упомянули, что в ближайшее время представите свою медийную платформу. Как она будет выглядеть?

— Это будет единая платформа — онлайн-кинотеатр, куда пользователь сможет получить доступ через разные каналы. С точки зрения пользователя такой же онлайн-сервис он сможет получить и через IP, кабель или спутник, мобильный интернет. При этом он получит единый интерфейс, единое контентное предложение: линейное телевидение, видео on-demand (по запросу. — РБК), эксклюзивные предложения и эксклюзивный контент.

Со стороны выглядит, что операторы зашли в тупик в истории с 5G. Даже тот небольшой радиочастотный ресурс, который власти готовы выделить под развитие технологии, можно будет использовать только на российском оборудовании, которого пока не существует. Это действительно тупик или все-таки есть варианты, при которых могут быть запущены сети 5G в ближайшее время?

— Точно не считаю это тупиком. С точки зрения экономического эффекта ранние инвестиции в технологии не всегда оправданны, задержка на год-два не является критичной. Но что является критичным и важным — это консолидация отрасли в понимании того, как дальше двигаться в развитии новых технологий. Мне кажется, мы с коллегами достигли согласия и понимания. У нас есть подписанный меморандум [между МТС, «МегаФоном», «ВымпелКомом» и «Ростелекомом» о создании совместного предприятия (СП), основной задачей которого станет расчистка частот для 5G]. Если каждый будет следовать этому общему пониманию и единой стратегии, мы точно разрешим стоящие перед нами вызовы.

— Когда будет подписано полноценное соглашение о создании СП?

— Есть некоторые замечания, в том числе от ФАС, которые нужно отрабатывать. Сейчас идет выверка каких-то технических моментов: надеюсь, в обозримом будущем подпишем.

Четыре факта об Алексее Корне

  • В 1975 году родился в Брянске.
  • В 1998 году окончил Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов.
  • В 2000–2004 годах работал в «Северо-Западном Телекоме» (позже был присоединен к «Ростелекому») и «ПрайсвотерхаусКуперс Аудите».
  • С 2004 года занимал различные должности в МТС, в 2010 году стал вице-президентом по финансам и инвестициям, в марте 2018-го — президентом компании.
СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Связь"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 20 апреля
EUR ЦБ: 99,58 (-0,95)
Инвестиции, 19 апр, 16:51
Курс доллара на 20 апреля
USD ЦБ: 93,44 (-0,65)
Инвестиции, 19 апр, 16:51
Германия решила купить дополнительные Patriot на фоне поставок ПВО Киеву Политика, 04:51
США самостоятельно произвели первые 90 кг обогащенного урана Политика, 04:43
В Армении перекрыли трассу, протестуя против передачи сел Азербайджану Политика, 04:19
В Москве арестовали участников белгородской ОПГ по делу об исчезновениях Общество, 04:17
В Смоленской области после падения дрона начался пожар на объекте ТЭК Политика, 03:49
Фонтаны Петергофа впервые за много лет работают в снегопад. Видео Общество, 03:45
Выпуск новых биткоинов в четвертый раз в истории сократился вдвое Крипто, 03:26
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
Киргизский Finca Bank ограничит переводы из Сбербанка и Тинькофф-банка Финансы, 03:21
Приставы передали изъятые за пьяную езду машины на нужды военной операции Политика, 03:00
На военной базе в Ираке произошел взрыв Политика, 02:59
«Ъ» связал увольнение ректора Института русского языка с партнерами вуза Политика, 02:10
Над Тульской областью сбили дрон Политика, 02:08
КНДР испытала новую зенитную ракету Политика, 02:00
США ввели санкции против МЗКТ и трех китайских фирм Политика, 01:46