Перейти к основному контенту
Бизнес ,  
0 
Эксклюзив

Глава Booking в России — РБК: «Мы не против участвовать в обелении рынка»

Гендиректор Booking.com в России Алексей Матушкин рассказал РБК о практике паритета цен, из-за которой сервис был оштрафован на ₽1,3 млрд, борьбе с серым рынком туристического жилья и подходах к работе с отелями Крыма
Booking BKNG $2 426 -0,57% Купить
Алексей Матушкин
Алексей Матушкин (Фото: Hoteliero / Facebook)

Уже больше двух лет в России длится разбирательство между крупнейшей в мире платформой по бронированию отелей Booking.com и Федеральной антимонопольной службой. Cервис, по версии регулятора, злоупотребляет доминирующим положением и навязывает сотрудничающим с ним отелям условие давать ему лучшие цены. На так называемую практику паритета цен в начале 2019 года пожаловалась общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России»: даже если клиент бронирует номер напрямую, гостиница не вправе предоставить ему номер дешевле, чем он сдается на Booking.com. В августе этого года ведомство наложило на управляющую сервисом нидерландскую компанию Booking.com B.V. один из крупнейших оборотных штрафов в истории — 1,3 млрд руб.

Почему компания считает условие о паритете цен справедливым, в интервью РБК рассказал гендиректор Booking.com в России Алексей Матушкин.

О штрафе на 1,3 млрд руб. и паритете цен в отелях

— В отчетности головной компании Booking.com до сих пор ни разу не упоминалось разбирательство с ФАС из-за паритета цен, хотя перечислены схожие претензии в других странах, например в Германии и Израиле. Для Booking.com спор с ФАС в России — малозначительное событие?

— Вы знаете нашу позицию: это решение нас разочаровало. Мы обжаловали выписанный штраф в суде. Также мы не согласны с самим решением, что практика паритета цен в данном случае несправедлива. Она, по нашему мнению, позволяет поддерживать экосистему путешествий.

Хронология спора с ФАС

После жалобы «Опоры России» в январе 2019 года ФАС проверила работу Booking.com и потребовала от сервиса исключить из договоров с отелями условие о паритете цен.

Сервис предупреждение регулятора проигнорировал, и в декабре 2019 года в отношении Booking.com было возбуждено антимонопольное дело.

В декабре 2020 года ФАС признала Booking.com нарушителем закона «О защите конкуренции» и вновь потребовала прекратить действия, нарушающие закон. В феврале 2021 года сервис оспорил выводы ФАС в Арбитражном суде Москвы. В августе суд отказался удовлетворить иск Booking.com, компания подала апелляционную жалобу. Заседание назначено на 11 ноября.

Параллельно в августе ФАС наложила на Booking.com оборотный штраф в 1,3 млрд руб. В сентябре компания оспорила и это решение в Арбитражном суде Москвы. Ближайшее заседание назначено на 24 ноября.

Штраф Booking в России на ₽1,3 млрд. Что важно знать
Бизнес
Фото:Pascal Rossignol / Reuters

— Как паритет цен поддерживает туристическую индустрию? По логике ваших оппонентов это, наоборот, выглядит так, будто вы ограничиваете отели, заставляя их работать только с Booking.com.

— Когда гость хочет найти себе отель для отдыха и на разных сайтах видит совершенно разные цены, это в лучшем случае настораживает и вызывает недоумение, в худшем — вызывает у него недоверие и отказ от бронирования конкретно этого отеля.

Для отрасли положение о паритете способствует конкурентному и справедливому рынку. Малые средства размещения, которых у нас очень много, не всегда могут позволить себе собственный сайт, и это ставит их в еще более невыгодное положение относительно крупных конкурентов. Мы считаем, что цена должна быть одна на всем рынке — чтобы она была очевидна и гостям, и партнерам.

Для Booking.com паритет цен — это вопрос справедливости наших вложений. Мы вкладываем огромное количество денег, буквально миллиарды долларов на глобальном уровне, в рекламу, чтобы клиент попал на страницу именно этого отеля на Booking.com. Мы оптимизируем сайт, добавляем контент, новые языки, инструменты. Информацию о каком-нибудь маленьком отеле в Ульяновске мы переводим на 44 языка. Гость, который забронировал объект через Booking.com, всегда может связаться с нами 24 часа в сутки, поговорить на своем языке и получить поддержку — тысячи людей в компании этим занимаются. Сам отель этого обеспечить не может.

Концепция паритета цен работает в большинстве стран мира. Нам это позволяет избежать того, чтобы объекты размещения пользовались нашей платформой как бесплатной рекламной площадкой, а потом уводили клиентов на свой сайт, где цена будет ниже. Но изначально паритет цен ввели сами объекты размещения. Отельеры хотели, чтобы цены были везде одинаковыми, потому что боялись, что онлайн-турагентства будут занижать стоимость.

Booking.com оспорила штраф ФАС на ₽1,3 млрд
Бизнес
Фото:Getty Images

— Если отельеры сами выступали за эту практику, почему тогда «Опора России» обратилась в ФАС с жалобой?

— Об этом лучше спросить их. Видимо, они представляют интересы какой-то определенной группы отелей, которые хотят делать то, о чем я говорил выше, — пользоваться Booking.com как рекламной площадкой и при этом иметь возможность переманить гостя на свой сайт, сделать постоянным клиентом и больше Booking.com комиссию не платить.

Буквально на днях в переписке профессионалов обсуждали еще более неприятную для нас ситуацию, когда отель уже на ресепшен говорит гостю: «Отмените бронь на Booking.com, а мы вам сделаем скидку». Коллеги этого отельера говорили ему, что не понимают, в чем логика. Это точно так же, как если гость придет в ресторан, пойдет к повару и скажет: «Давай договоримся, я в ресторане платить не буду, а ты мне приготовишь блюдо, и я заплачу тебе напрямую со скидкой». Или повар к гостю подойдет и скажет: «Я тебе со скидкой приготовлю». Логика та же самая: если вы обращаетесь за услугой в Booking.com, то за услугу платформы, как и в ресторане, по-хорошему нужно платить.

На мой взгляд, размер комиссии соответствует уровню услуг, который мы предлагаем партнерам. Отель платит комиссию за наши услуги только в том случае, если клиент заехал и оплатил бронирование. Наши ставки одни из самых низких в отрасли (средний размер комиссии на глобальном уровне составляет 15%. — РБК), при этом мы в эту комиссию вкладываем, как я уже говорил, все больше услуг, постоянно повышаем уровень сервиса, добавляем дополнительные инструменты, продукты, аналитику.

 — Судебная практика складывается не в вашу пользу. Суд поддержал выводы ФАС о том, что паритет цен — это нарушение антимонопольного законодательства.

 — Мы подали на это судебное решение апелляционную жалобу и ждем результата.

 — Если вы проиграете разбирательства в судах, готов ли будет Booking.com заплатить штраф?

— Я не буду спекулировать на тему вероятностей и исходов. Могу только сказать, что мы — ответственная компания. Во всех странах, где бы мы ни работали, мы всегда соблюдаем законодательство и идем путем прозрачных и официальных разбирательств. И будем продолжать действовать именно так.

— Штраф 1,3 млрд руб. — существенная для Booking.com сумма?

— Наши объемы — это публичная информация головной Booking Holdings. Конечно же, пандемия ударила по нам очень сильно. В последнее время мы были прибыльными не так часто, как хотелось бы. В 2020 году в четвертом квартале у нас на 60% упало количество забронированных ночевок. Поэтому любой штраф в такой ситуации — это удар по прибыльности.

— Если вы вынуждены будете этот штраф заплатить, то какова вероятность того, что Booking.com уйдет из России?

— Давайте дождемся решения суда и посмотрим.

Чем известен Booking.com

Сервис Booking.com был основан в 1996 году в Амстердаме. Сейчас на сайте пользователи могут забронировать не только жилье в 223 странах мира, но и авиабилеты, прокат автомобиля, экскурсии, столики в ресторанах и другие варианты досуга.

Активное продвижение Booking.com на российский рынок начал в 2008 году, тогда же было открыто представительство в Москве. Сейчас есть офисы также в Петербурге, Сочи и Новосибирске.

По состоянию на 30 июня 2021 года Booking.com работал более чем с 2,3 млн объектов размещения, из них около 432 тыс. различных гостиниц и мотелей, а также более 1,9 млн домов, квартир и других мест для проживания. За год количество средств размещения снизилось: в конце июня 2020 года Booking.com предлагал путешественникам, которые ищут жилье, услуги более 2,5 млн объектов.

В 2020 году, когда из-за пандемии COVID-19 поездки по всему миру были ограничены, выручка головной Booking Holdigs упала более чем в два раза: с $6,8 млрд против $15 млрд в 2019-м. Операционный убыток в прошлом году равнялся $631 млн по сравнению с $5,3 млрд операционной прибыли в 2019-м. Чистая прибыль сократилась с $4,8 млрд в 2019-м до $56 млн в 2020-м.

В первом полугодии 2021 года выручка Booking Holdigs Inc. выросла на 13% относительно аналогичного периода 2020-го, до $3,3 млрд, операционный убыток сократился более чем вдвое, до $367 млн, а чистый убыток снизился до $5,4 млрд.

Что нужно знать инвестору о результатах Booking Holdings
Pro
Фото:Tiffany Hagler-Geard / Bloomberg

О доминировании Booking.com на российском рынке

— В рамках административного разбирательства ФАС оценила долю Booking Holdings B.V. на российском рынке агрегаторов информации о средствах размещения: 84% в натуральном выражении и 80% — в денежном по итогам 2018 года. Вы согласны с этой оценкой?

— Нет. Мы приводили свои аргументы ФАС и не раз говорили об этом на разных уровнях. Мы не считаем, что наша доля на каком-либо рынке доминирующая. Глобальная индустрия путешествий большая — это триллионы долларов, и наша доля в ней очень маленькая.

Фото: Jochen Tack / imago images / ТАСС

— Какова ваша собственная оценка непосредственно на российском рынке?

— В странах Европы мы оцениваем свою долю в 13%, и Россию включаем в эту оценку. Уже, чем Европейский регион, я не смогу дать вам данные. Но нет причин, по которым в той или иной стране было бы что-то значительно лучше.

Сужать рынок Booking.com только до онлайн-бронирования средств размещения неправильно, наша деятельность гораздо шире. У нас есть и авиабилеты, и такси, и аренда автомобилей. Мы конкурируем и с туроператорами, и с AirBnB, и вообще со всеми способами бронирования объектов размещения, которые гость может себе представить.

Мы с вами думаем как современные потребители: как забронировать отель? Наверное, онлайн, на каком-нибудь агрегаторе. Но недавнее исследование показало, что отель в среднем имеет шесть-семь каналов продаж. Это и корпоративные продажи, и проведение различных мероприятий, конференций, выставок, и привлечение гостей через собственный сайт и т.п.

Каналов довольно много, и их доля у разных отелей отличается: некоторые средства размещения специализируются только на работе с туроператорами, и все брони им приходят от них. Такие отели есть, например, в Краснодарском крае. Некоторые отели работают сугубо с командированными или корпоративными клиентами, кто-то специализируется на проведении и обслуживании мероприятий. Booking.com там вообще никаким образом не представлен.

Власти решили создать российский аналог Booking
Общество
Фото:Максим Стулов / Ведомости / ТАСС

О российских офисах и законе о «приземлении»

— Вы утверждаете, что действуете в интересах индустрии путешествий. Почему тогда в разных странах к компании регулярно предъявляют претензии и регуляторы, и местные отельеры?

— Мне кажется, это нормальный процесс для компании, которая появилась фактически на зарождении интернета в 1996 году и стала работать на рынках, которые еще не были зарегулированы. Booking.com всегда был инновационной компанией, поэтому неудивительно, что мы сталкиваемся с вопросами по ходу своей деятельности на разных рынках.

— В этом году был принят закон о так называемом приземлении ИТ-гигантов, который обязывает их открыть полноценное представительство в России. Booking.com, несмотря на существующее уже ООО «Букинг.ком Русия», это тоже касается?

— Я пока не видел Booking.com в списке компаний, которые упоминаются в различных документах и подзаконных актах, тем более в самом законе. А его формулировка не позволяет дать однозначной трактовки. Поэтому, подпадаем ли мы под этот закон или нет, сейчас проверяют наши юристы. Если будем подпадать, значит, мы будем его соблюдать.

— Представители турбизнеса возмущались, что Booking.com по сути работает как туроператор, при этом не соблюдая отраслевое законодательство, и поэтому даже предлагали из-за этого ограничить работу сервиса в России. Насколько корректно сравнивать вас с туроператорами?

— Booking.com в России осуществляет функцию поддержки партнеров. Это сложно связать с маркетингом, и тем более совершенно неграмотно говорить, что эта работа похожа на работу туроператора. Туроператор создает турпродукт, Booking.com его не создает — это принципиальная разница.

 — До сих пор у Booking.com был скорее имидж очень закрытой компании. Обсуждали ли вы свои разногласия с той же «Опорой России»?

 — Да, безусловно. До того как мы стали судиться с ФАС, я общался и с Алексеем Кожевниковым (вице-президент «Опоры России»). У нас выстроены отношения с разными игроками.

ФАС обвинила Booking.com в навязывании отелям невыгодных условий
Бизнес
Фото:Pascal Rossignol / Reuters

О росте внутреннего туризма в пандемию

 — Подтверждаете ли вы возросший у россиян в пандемию интерес к внутреннему туризму?

 — Безусловно, из-за закрытия границ внутренний туризм стал трендом. Не только в России — по всему миру люди стали больше путешествовать по своей стране. У людей, которые привыкли путешествовать, желание исследовать мир все равно осталось.

К счастью, страна у нас большая, вариантов много, и государство делает довольно много, для того чтобы у туризма была хорошая реклама. Прошлым и этим летом в топе, конечно, был Краснодарский край — Сочи, Адлер, Геленджик были переполнены. Сюрпризом стало то, что в топ-10 направлений стали попадать такие города, как Волгоград, Калининград, Ярославль, Нижний Новгород — раньше такого не было. Ярославль и Калининград всегда достаточно хорошо бронировались, но сейчас выросли сильнее.

— Увеличилось ли из-за бума внутреннего туризма количество объектов размещения, которые хотят с вами работать? Или, наоборот, из-за пандемии многие сошли с дистанции?

— С самого начала пандемии стало понятно, что нашим партнерам тяжело. А поскольку наш единственный доход — это комиссия с их бронирования, то если у них все плохо, то и у нас не лучше. В апреле 2020 года у нас на 85% упали бронирования — можете себе представить, в каком состоянии мы оказались. Тогда мы решили сфокусироваться на долгосрочном планировании, чтобы, когда спрос начнет восстанавливаться и люди потихонечку снова начнут путешествовать, гости через нас сразу приходили к нашим партнерам. Сейчас ситуация, к счастью, полегче.

Мы стали инвестировать в развитие новых функций, в аналитику, чтобы понять, как меняется спрос. Еще недавно было не так важно, бронируете ли вы на Booking.com один день, или неделю, или месяц, у отеля не было для этого специальных тарифов. Сейчас увеличилось количество бронирований на долгий срок — на неделю и на месяц, и мы создали для этого специальные продукты, которые позволяют нашим партнерам с легкостью создавать такие тарифы.

Раньше была довольно серьезная доля бронирований с невозвратными тарифами. Но сейчас все понимают, что в любой момент могут закрыть границу или отдельный регион. Поэтому мы сделали специальную функцию, которая позволяет партнерам перевести тарифы на гибкие отмены бронирования. Недавно запустили специальное предложение — флеш-скидки, когда в течение 36 часов в России путешественники могли забронировать жилье со скидкой до 30%.

Ростуризм рассказал о гостиницах с наиболее частыми жалобами туристов
Общество
Фото:Сергей Мальгавко / ТАСС

О проверках туристического жилья и лицензировании частного сектора

— Booking.com работает не только с традиционными отелями, но дает возможность и обычному человеку сдать квартиру и на этом зарабатывать. Но частный сектор непрозрачен — к примеру, в Краснодарском крае постояльцы таких объектов не платят обязательный курортный сбор. Можно ли сказать, что Booking.com вносит свой вклад в развитие этого серого рынка?

— Сильная формулировка. Нет, я бы с этим не согласился. Более того, я не раз общался с представителями Ростуризма и других наших органов власти и говорил, что мы не против участвовать в обелении рынка. У нас есть такой опыт: систему лицензирования уже ввели Португалия, Франция, Голландия, недавно этим занялась Венгрия.

— То есть вы бы поддержали лицензирование для туристического жилья в частном секторе в России?

— Да, мы абсолютно поддерживаем эту идею. Например, в Париже или Барселоне власти хотят ограничить количество бронирований, которые в год может получать объект, и привязывают их именно к номеру лицензий. В Краснодарском крае такой проблемы пока нет, но потихонечку, я думаю, это придет и в нашу страну.

— Как вы проверяете легальность сдачи жилья? Можно ли сейчас на Booking.com забронировать хостел в Петербурге в многоквартирном доме на пятом или шестом этаже?

— Когда владелец объекта регистрируется у нас на сайте и подписывает с нами договор, он принимает наши условия и подтверждает, что его деятельность полностью соответствует требованиям российского законодательства.

Но нам очень важно, чтобы партнеры соответствовали российскому законодательству и гости были в безопасности. Есть много процедур для проверки этих объектов — как автоматизированные, так и ручные. Есть даже специальная команда в Амстердаме, которая с помощью высокотехнологичных инструментов осуществляет мониторинг активности. Мы усиленно работаем над мерами безопасности, которые проходит каждый объект для проверки. Поверьте, для нас тема это очень серьезная.

 — Как именно вы проверяете безопасность?

 — Для начала мы проверяем, что этот объект размещения действительно существует и не обманывает, — всякое бывает. Не могу уходить в подробности, как мы проверяем, иначе это будет легко обойти, но приведу пример: в преддверии чемпионата мира по футболу в 2018 году у нас была целая армия людей, которые проверяли объекты размещения, чтобы не было случаев, когда приезжают болельщики из другой страны и оказывается, что их бронь не существует или очень сильно отличается от того, что представлено на сайте, — и таких случаев, к счастью и гордости нашей команды, не было.

Депутаты потребовали у Google отображать на картах Крым как часть России
Политика
Полуостров Крым

— На Booking.com из-за введенных ЕС санкций невозможно забронировать жилье в Крыму для отдыха, но если указать, что едешь в Крым по работе, то бронь подтверждается. Как эта лазейка оказалась возможной?

— Вы правильно говорите: Booking.com — голландская компания, которая действует в соответствии с санкциями, введенными Евросоюзом и правительством Нидерландов в отношении Крыма. Поэтому бронировать там объекты размещения с целью отдыха возможности нет. Но санкции не касаются командировок — бизнес-путешествие не ограничивается.

Мы постоянно корректируем эту, как вы говорите, лазейку, поскольку ни в коем случае не хотим, чтобы это воспринималось так, как вы озвучили, — как будто это возможность обойти санкции. Но мы хотим предоставить возможность забронировать жилье тем гостям, которые действительно едут в Крым по работе.

Мы пока работаем и делаем все возможное, чтобы убедиться, что те, кто хочет забронировать объект размещения в Крыму, могут это сделать только при условии, что путешествуют не с целью отдыха.

Пять фактов об Алексее Матушкине

  • Родился 3 ноября 1984 года в Новосибирске.
  • В 2006 году окончил Новосибирский государственный университет по специальности «математика», в 2007-м — Политехническую школу в Париже. Имеет степень магистра в области управления инновационными проектами.
  • До 2009 года работал в Париже в сфере стратегического консалтинга.
  • В 2009–2017 годах занимал руководящие должности в компаниях по продаже модной одежды, в том числе руководил запуском в России французского бренда Kiabi. Работал также управляющим директором туристического онлайн-агентства Dreamlines, специализирующегося на организации круизов в Германии.
  • С 2017 года занимает в Booking.com должность регионального директора по работе с партнерами в Восточной Европе, Турции и Грузии.
СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Отели"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 17 апреля
EUR ЦБ: 99,93 (+0,14)
Инвестиции, 16:41
Курс доллара на 17 апреля
USD ЦБ: 94,07 (+0,49)
Инвестиции, 16:41
«Топит всё, везде». Очевидцы рассказали о последствиях дождей в Дубае Общество, 22:04
Уровень воды близ Кургана приблизился к 8 метрам Общество, 21:53
Фанаты «Барселоны» по ошибке забросали автобус своего клуба вместо ПСЖ Спорт, 21:52
ЦСКА вышел в финал Кубка России в «пути РПЛ» Спорт, 21:25
Шестикратный участник Матча звезд НБА завершил карьеру в 35 лет Спорт, 21:23
МАГАТЭ решило отозвать своих инспекторов с иранских ядерных объектов Политика, 21:22
Силовики применили против протестующих в Тбилиси слезоточивый газ Политика, 21:13
Тайм-менеджмент: как больше успевать
За 5 дней вы пересмотрите свой подход к планированию и научитесь разным инструментам тайм-менеджмента
Подробнее
МВД заявило о защите чести полиции после сообщений об избиении нацболов Политика, 21:09
Военная операция на Украине. Онлайн Политика, 21:03
В X5 Group усомнились в выплате дивидендов в 2024 году Инвестиции, 21:00
В Курской области жительница Теткино получила ранения при обстреле Политика, 20:49
Фонд Назарбаева отверг обвинения в попытках дискредитировать власти Политика, 20:33
В Дубае из-за дождей затопило аэропорт и дороги. Видео Общество, 20:18
В Белгородской области сообщили об обстреле села Красный Октябрь Политика, 20:10