Какой мультипликативный эффект дает оборонная промышленность экономике
О том, какие задачи сейчас стоят перед российской промышленностью в целом и оборонно-промышленным комплексом в частности, рассказал первый заместитель председателя ПСБ Олег Минаев

— Задачи достижения технологического лидерства требуют наращивания инвестиций в промышленность. Как сейчас в целом вы оцениваете активность промышленного бизнеса?
— Объемы производства в нашей стране продолжают расти. Основной вклад вносят обрабатывающие предприятия, отрасли, связанные с гособоронзаказом и оборонно-промышленным комплексом (ОПК). Эти направления дают колоссальный мультипликативный эффект для развития всей экономики, при производстве высокотехнологичной продукции формируют цепочку кооперации из тысяч предприятий. Так, создание истребителей стимулирует развитие станкостроения, двигателестроения, микроэлектроники, химической и радиоэлектронной промышленности, оптического приборостроения и других отраслей. К решению задач оборонки активно подключаются гражданские производства — за последние годы в перечень предприятий ОПК вошли сотни частных компаний.
Что касается инвестиций в промышленность, то при текущей денежно-кредитной политике важное значение имеет сформированная в России экосистема поддержки инноваций — синергия усилий государства, финансовых институтов, бизнеса и науки. Особую роль играют национальные проекты, направленные на достижение технологического лидерства в стратегических отраслях. Правительство РФ реализует целый комплекс мер стимулирования отечественных производителей, включая, к примеру, льготы по кредитам на инвестпроекты по производству приоритетной продукции.
Приведу конкретные примеры участия банка в проектах производства приоритетной продукции. В рамках программы банк финансирует проект импортозамещения продукции автомобилестроения. Он направлен на организацию серийного производства гражданского габаритного грузового шасси БАЗ. Проект включает налаживание выпуска транспортных осей, которые являются уникальным продуктом, отсутствующим на российском рынке. Кроме того, прорабатывается заключение кредитного договора с двигателестроительным предприятием с целью технического перевооружения производства газотурбинных двигателей, которые будут применяться в составе газоперекачивающих агрегатов. Проект укрепит технологическую независимость российской энергетической отрасли и будет использоваться крупнейшими предприятиями ТЭК.
— Какие механизмы по привлечению денег в промышленность вы считаете оптимальными и перспективными на фоне сохраняющейся жесткой ДКП?
— Зарубежный опыт показывает, что использование частного капитала в виде прямых инвестиций сыграло значительную роль в создании высокотехнологичных и конкурентоспособных предприятий. Это актуально и для российской промышленности, однако для масштабирования процесса пока есть объективные ограничения. При высоких ставках частные инвесторы выбирают долговые инструменты и депозиты из-за максимальной доходности.
Главная функция предприятий ОПК — исполнение ГОЗ для поддержания обороноспособности страны. При этом они имеют долгосрочные производственные циклы и высокую капиталоемкость. Поэтому в текущих условиях контроль за их деятельностью должен быть у государства. В будущем возможен переход некоторых предприятий к частному капиталу. Впрочем, сейчас в ОПК развивается новое направление — «народная оборонка». Это небольшие гибкие инновационные предприятия, чьи решения уже применяются в реальных условиях. На форуме «Армия-2024» была представлена такая продукция: гусеничные беспилотники, аппараты для разминирования, безэкипажные катера и дистанционно управляемые платформы. Для финансирования перспективных разработок в сфере обороны и безопасности еще в 2021 году ПСБ создал фонд «Эра» — уделяем развитию этого направления особое внимание.
— Вы сказали о роли ОПК для текущего экономического роста. Будет ли комплекс служить драйвером и в дальнейшем?
— Сегодня первоочередная задача — обеспечить своевременное выполнение увеличенного объема ГОЗ. При этом для сохранения сбалансированности и устойчивости бизнеса не менее важно развивать проекты диверсификации и внешнеэкономическую деятельность (ВЭД). Цели по диверсификации были обозначены президентом РФ еще в 2016 году: к 2030 году доля высокотехнологичной гражданской продукции и продукции двойного назначения должна достичь 50% в общем объеме продукции ОПК.
В дальнейшем военные разработки продолжат обеспечивать модернизацию экономики за счет внедрения инноваций. Беспроводная связь, навигационные системы и даже микроволновки стали частью нашей обыденной жизни благодаря ОПК. Малые космические аппараты, изначально разработанные для ОПК, позволяют оценивать ледовую обстановку на Севморпути, БПЛА применимы для мониторинга на опасных производствах и обеспечения безопасности промышленных предприятий, а военная технология тропосферной связи — для передачи данных на большие расстояния на высокой скорости. Таких примеров очень много.
Более того, военные НИОКР являются прямой поддержкой фундаментальной науки, неслучайно в советское время научные центры зачастую формировались на базе крупнейших предприятий ОПК. ПСБ активно поддерживает создание инноваций: портфель кредитов, предоставляемых банком предприятиям ОПК, специализирующимся на научных разработках и исследованиях, за последний год вырос более чем на 22%. Приведу пример поддержки конкретной отрасли ОПК: ПСБ предоставлены банковские гарантии в общей сумме около 2 млрд руб. для обеспечения обязательств по исполнению контрактов на изготовление опытных образцов перспективных изделий в области оптико-электронных систем наведения и управления огнем бронетанковой и иной техники.
— Помогаете предприятиям в процессах цифровизации? И насколько применим в предприятиях оборонки искусственный интеллект?
— Применение технологий на базе искусственного интеллекта (ИИ) имеет колоссальный потенциал для ОПК. Такие решения позволяют ускорить разработку новой техники, в том числе за счет замены некоторых этапов физического тестирования цифровым моделированием, есть уже много успешных примеров. Процессы цифровизации в отрасли идут полным ходом. Мы со своей стороны не только оказываем финансовую поддержку таким проектам в промышленности, но и становимся технологическим партнером для отрасли. ПСБ сам нарабатывает компетенции в сфере интеграции ИИ в рутинные банковские процессы для оптимизации трудозатрат. В будущем успешные проекты могут быть масштабированы и использованы на производствах наших клиентов.
Кроме того, мы разрабатываем специализированные ИТ-решения для клиентов, интегрированные с банковскими системами, тестируем новые технологии, такие как смарт-контракты, создаем индивидуальные продукты под запросы предприятий и госорганов. Например, для крупной строительной компании внедряем функционал мониторинга платежей подрядчиков и аналитику в системе дистанционного банковского обслуживания.
— Какие инфраструктурные проекты, в том числе связанные с промышленностью, вы могли бы отметить как ключевые сейчас?
— Безусловно, один из ключевых проектов — это развитие Северного морского пути (СМП). Грузопоток СМП растет: в 2024 году он достиг 37,9 млн т, на 1,6 млн т больше, чем годом ранее. План развития пути до 2035 года включает в себя в том числе строительство ледокольного флота для увеличения грузопотока и защиты интересов РФ в Арктике. Напомню, Россия — единственная страна с атомным ледокольным флотом. Сегодня на Балтийском заводе строят универсальные атомные ледоколы проекта 22220, которые обеспечивают круглогодичную навигацию. С 2020 по 2024 год введены ледоколы «Арктика», «Сибирь», «Урал», а также «Якутия». Последний строился при непосредственном финансовом участии банка. ПСБ также финансирует ледокол «Чукотка», плановый ввод в эксплуатацию которого намечен на конец 2026-го.
— Как реализуется потенциал и какие перспективы нашей промышленности в части ВЭД?
— В целом, по оценке Минпромторга России, к 2030 году объем промышленного экспорта должен вырасти почти до $150 млрд. Основные поставки промышленной продукции — в страны Азии, Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки. Если говорить конкретно про ОПК, Россия — один из мировых лидеров по экспорту, данные Рособоронэкспорта показывают, что поставки осуществляются более чем в 40 государств, на конец 2024 года портфель оружейных заказов составил рекордные $57 млрд.
Российская техника хорошо зарекомендовала себя в реальных условиях, поэтому интерес к ней со стороны зарубежных партнеров, особенно стран глобального Юга, сегодня очень высокий. При этом в условиях валютных ограничений и рисков вторичных санкций важным становится банковское сопровождение сделок по ВЭД. Наш банк, в частности, предоставляет клиентам инструменты расчетов с иностранными партнерами, для реализации внешнеторговых контрактов предприятия могут привлекать у нас финансирование, обращаться за гарантиями, аккредитивами. В числе последних реализованных проектов — участие ПСБ в финансировании внешнеторговых операций на цели поставок воздушных судов в дружественные страны.
Кроме того, банк оказывает финансовую поддержку экспортерам на этапах, когда критически важно обеспечить стабильность операционного цикла после исполнения внешнеэкономических контрактов. Это позволяет снизить чувствительность предприятий ОПК к внешним факторам и повысить предсказуемость поступления денежных потоков.
В контуре Группы ПСБ работает специализированная организация, которая помогает предприятиям сокращать транзакционные расходы и проводить расчеты по внешнеторговым контрактам в период санкций.
— Какие планы ставит ПСБ по поддержке проектов промышленности, в частности ОПК, до конца 2025 года?
— Продолжим оперативно предоставлять льготное финансирование ОПК на цели исполнения ГОЗ и обеспечивать бесперебойные и непрерывные расчеты в рамках 275-ФЗ, финансировать проекты диверсификации, технологического перевооружения и импортоопережения, развивать цифровую экосистему для клиентов и Минобороны России. Кроме того, продолжим реализацию программы по строительству жилья и будем развивать финансовые продукты для сотрудников предприятий промышленного комплекса.