От идеи до экспорта: 6 шагов развития бизнеса в Москве
Открыть и развить свое дело в Москве — проще, чем кажется. В помощь предпринимателям в столице разработаны программы содействия бизнесу, а также электронные сервисы, которые будут полезны на всех этапах становления предприятия: от выбора бизнес-идеи до выхода на международные рынки

Шаг 1. Определяем идею
На этапе старта помогут проекты, реализованные на портале ГБУ «Малый бизнес Москвы» (МБМ).
Среди них:
- обучающий дистанционный курс «Свое дело: начни сейчас»;
- пошаговые инструкции для открытия своего дела в различных сферах — «Бизнес-треки»;
- спецпроект, помогающий открыть бизнес по франшизе, — «Гайд по открытию — Франшиза».
Шаг 2. Регистрация бизнеса
Заходим на портал МБМ, открываем раздел «Старт» и идем по пунктам:
- выбор правовой формы,
- подготовка документов,
- выбор налогового режима,
- электронная подпись,
- подбор помещений,
- лицензии, разрешения, документы.
Здесь вам доступна дистанционная регистрация бизнеса под ключ, а также открытие счета с преференциями от банка-партнера. Кроме того, вы можете воспользоваться сервисом «Бесплатная подготовка документов для регистрации ИП/ООО» — с его помощью легко оформить весь необходимый пакет для старта предпринимательской деятельности в Москве.
На портале ГБУ «Малый бизнес Москвы» представлено более 35 онлайн-сервисов, которые сопровождают предпринимателей от старта до продвижения. Все услуги — бесплатны. Ежегодно портал mbm.mos.ru посещают около 1 млн пользователей.
Шаг 3. Выбор мер поддержки
Подбор локации
Подобрать локацию для магазина, кофейни, салона красоты, образовательного центра столичные предприниматели могут с помощью онлайн-сервиса «Оценка потенциала локации» на портале mbm.mos.ru. Здесь можно изучить покупательскую активность, уровень конкуренции и потенциальную выручку, чтобы выбрать лучшее место для старта и расширения бизнеса.
Сервис «Оценка потенциала локации» доступен юридическим лицам, ИП, самозанятым, а также физлицам. Всего пользователям доступно более 30 параметров для оценки локации. Онлайн-сервис охватывает 47 направлений ведения бизнеса.
Льготные кредиты
В Москве продлили на 2025 год действие четырех программ льготного кредитования и программы факторинга для столичных предпринимателей. За финансовой поддержкой могут обратиться предприниматели, работающие в одной из приоритетных отраслей экономики. В их числе — производство, IТ, высокие технологии, инновации, экспорт, креативные индустрии, туризм и социальное предпринимательство.
Так, по программе льготного кредитования приоритетных отраслей предприниматель может получить заем в размере до 30 млн руб. по льготной ставке 15% годовых (половина ключевой ставки Банка России плюс 5 п.п.). Срок субсидирования процентной ставки составляет один год.
Среди других программ — онлайн-кредитование приоритетных отраслей без имущественного залога, льготное кредитование под залог прав на интеллектуальную собственность, льготная поддержка экспортеров, а также программа льготного факторинга.
Если у бизнесмена нет своего залогового обеспечения, он может обратиться в Московский гарантийный фонд, который в данной ситуации выступит как поручитель по кредиту. Консультанты фонда помогают заявителям с подготовкой документов, необходимых для получения льготного кредита.
Гранты для продвинутых
Московские инновационные компании могут получить гранты на патентование изобретений и полезных моделей: 75 тыс. руб. за один российский патент и до 5 млн руб. для одного заявителя в год в отношении зарубежных патентных заявок.
Гранты предоставляются и стартапам на пилотное тестирование проектов: от 2 до 4 млн руб. в зависимости от ряда условий. В Москве действует 275 площадок пилотного тестирования.
Шаг 4. Цифровизация бизнеса
Московские предприниматели получают 85% всех услуг в электронном виде: созданная в столице цифровая экосистема позволяет решить вопросы по принципу «одного окна» абсолютно бесплатно.
Доступ к 50 цифровым сервисам, сопровождающим бизнес на всех этапах, предоставляет цифровой двойник Московского инновационного кластера (МИК) — платформа i.moscow.
Свою работу платформа начала в 2019 году, и с тех пор стала единым окном для получения господдержки и налаживания взаимодействия между технологическими предпринимателями, учеными и институтами развития. Благодаря ей разработчики и стартапы легко проходят путь от создания до внедрения инновационных решений.
Сервисы платформы включают в себя:
- Венчурный центр — площадка, где стартапы привлекают финансирование, а инвесторы поддерживают перспективные проекты.
- Техномаркет — сервис для решения исследовательских и производственных задач.
- Финансовые меры поддержки — гранты, кредиты и субсидии на развитие бизнеса.
- Центр управления интеллектуальной собственностью — образовательные программы и консультации по охране прав на ИС.
- Пилотное тестирование инноваций — сервис, где можно получить доступ к инфраструктуре города для апробации своей разработки и компенсировать затраты на пилотирование.
За время работы платформы 210 тыс. ее пользователей получили 125 тыс. услуг, а всего ее посетили около 10 млн человек.
Шаг 5. Выход на рынок
В столице действуют проекты для продвижения товаров московских бизнесменов. Наиболее известный и всеобъемлющий из них — «Сделано в Москве». Это комплекс мер городской поддержки локальных брендов, который включает в себя размещение товаров на полках фирменных магазинов и портале, участие в отраслевых выставках и фестивалях, а также в масштабных рекламных кампаниях на маркетплейсах, упоминание в СМИ и соцсетях.
Одним из самых ярких и востребованных инструментов продвижения являются арт-павильоны на центральных туристических локациях столицы, где предприниматели могут представить свою продукцию, проводить промоакции и выступать на главной сцене Болотной площади. Проект «Сделано в Москве» призван повысить узнаваемость и продажи локальных брендов, которые создают свои товары на территории столицы.
Проект «Сделано в Москве» в цифрах:
- 7 тыс. брендов,
- более 34 тыс. товаров,
- свыше 4,5 млн уникальных пользователей.
Кроме того, маркетинговые и образовательные программы портала «Малый бизнес Москвы» позволяют бизнесу набраться опыта и тут же применить полученные знания на практике. Все обучающие программы — бесплатные. В их числе — «Школа бизнеса МБМ», «Прокачай свой бизнес вместе с наставником», «Свое дело: начни сейчас», «Онлайн-академия» и другие.
Шаг 6. Выход на экспорт
Самый ответственный для любого бизнеса шаг — выход на международный уровень. В столице разработаны эффективные меры поддержки и продвижения московских экспортеров.
Один из ключевых инструментов — участие в международных выставках, ярмарках, бизнес-миссиях. Город берет на себя организацию и финансирование деловой части мероприятий: от оформления коллективных стендов под брендом Made in Moscow до аренды площадок и оплаты услуг переводчиков.
Размещение и продвижение московских товаров на международных маркетплейсах и на полках в зарубежных ретейл-сетях — еще одна востребованная мера содействия бизнесу.
Продвижение через амбассадоров Московского экспортного центра (МЭЦ) — проект, действующий в семи странах: Египте, Индии, Малайзии, Вьетнаме, Китае, ОАЭ и Иране. Опытные, знающие зарубежные рынки предприниматели из Москвы помогают коллегам искать деловых партнеров, лично проводят переговоры и сопровождают заключение сделки.
По данным столичных властей, приоритетными направлениями для московских экспортеров являются сейчас Белоруссия, Казахстан, Китай, Азербайджан и Узбекистан.
Ключевые же отрасли столичного экспорта — IT-услуги, высокотехнологичное оборудование, электроника и электротехника, товары широкого потребления.