От идеи до экспорта: 6 шагов развития бизнеса в Москве

Обновлено 19 июня 2025, 10:29

Открыть и развить свое дело в Москве — проще, чем кажется. В помощь предпринимателям в столице разработаны программы содействия бизнесу, а также электронные сервисы, которые будут полезны на всех этапах становления предприятия: от выбора бизнес-идеи до выхода на международные рынки

От идеи до экспорта: 6 шагов развития бизнеса в Москве

Шаг 1. Определяем идею

На этапе старта помогут проекты, реализованные на портале ГБУ «Малый бизнес Москвы» (МБМ).

Среди них:

  • обучающий дистанционный курс «Свое дело: начни сейчас»;
  • пошаговые инструкции для открытия своего дела в различных сферах — «Бизнес-треки»;
  • спецпроект, помогающий открыть бизнес по франшизе, — «Гайд по открытию — Франшиза».

Шаг 2. Регистрация бизнеса

Заходим на портал МБМ, открываем раздел «Старт» и идем по пунктам:

  • выбор правовой формы,
  • подготовка документов,
  • выбор налогового режима,
  • электронная подпись,
  • подбор помещений,
  • лицензии, разрешения, документы.

Здесь вам доступна дистанционная регистрация бизнеса под ключ, а также открытие счета с преференциями от банка-партнера. Кроме того, вы можете воспользоваться сервисом «Бесплатная подготовка документов для регистрации ИП/ООО» — с его помощью легко оформить весь необходимый пакет для старта предпринимательской деятельности в Москве.

На портале ГБУ «Малый бизнес Москвы» представлено более 35 онлайн-сервисов, которые сопровождают предпринимателей от старта до продвижения. Все услуги — бесплатны. Ежегодно портал mbm.mos.ru посещают около 1 млн пользователей.

Шаг 3. Выбор мер поддержки

Подбор локации

Подобрать локацию для магазина, кофейни, салона красоты, образовательного центра столичные предприниматели могут с помощью онлайн-сервиса «Оценка потенциала локации» на портале mbm.mos.ru. Здесь можно изучить покупательскую активность, уровень конкуренции и потенциальную выручку, чтобы выбрать лучшее место для старта и расширения бизнеса.

Сервис «Оценка потенциала локации» доступен юридическим лицам, ИП, самозанятым, а также физлицам. Всего пользователям доступно более 30 параметров для оценки локации. Онлайн-сервис охватывает 47 направлений ведения бизнеса.

Льготные кредиты

В Москве продлили на 2025 год действие четырех программ льготного кредитования и программы факторинга для столичных предпринимателей. За финансовой поддержкой могут обратиться предприниматели, работающие в одной из приоритетных отраслей экономики. В их числе — производство, IТ, высокие технологии, инновации, экспорт, креативные индустрии, туризм и социальное предпринимательство.

Так, по программе льготного кредитования приоритетных отраслей предприниматель может получить заем в размере до 30 млн руб. по льготной ставке 15% годовых (половина ключевой ставки Банка России плюс 5 п.п.). Срок субсидирования процентной ставки составляет один год.

Среди других программ — онлайн-кредитование приоритетных отраслей без имущественного залога, льготное кредитование под залог прав на интеллектуальную собственность, льготная поддержка экспортеров, а также программа льготного факторинга.

Если у бизнесмена нет своего залогового обеспечения, он может обратиться в Московский гарантийный фонд, который в данной ситуации выступит как поручитель по кредиту. Консультанты фонда помогают заявителям с подготовкой документов, необходимых для получения льготного кредита.

Гранты для продвинутых

Московские инновационные компании могут получить гранты на патентование изобретений и полезных моделей: 75 тыс. руб. за один российский патент и до 5 млн руб. для одного заявителя в год в отношении зарубежных патентных заявок.

Гранты предоставляются и стартапам на пилотное тестирование проектов: от 2 до 4 млн руб. в зависимости от ряда условий. В Москве действует 275 площадок пилотного тестирования.

Шаг 4. Цифровизация бизнеса

Московские предприниматели получают 85% всех услуг в электронном виде: созданная в столице цифровая экосистема позволяет решить вопросы по принципу «одного окна» абсолютно бесплатно.

Доступ к 50 цифровым сервисам, сопровождающим бизнес на всех этапах, предоставляет цифровой двойник Московского инновационного кластера (МИК) — платформа i.moscow.

Свою работу платформа начала в 2019 году, и с тех пор стала единым окном для получения господдержки и налаживания взаимодействия между технологическими предпринимателями, учеными и институтами развития. Благодаря ей разработчики и стартапы легко проходят путь от создания до внедрения инновационных решений.

Сервисы платформы включают в себя:

  • Венчурный центр — площадка, где стартапы привлекают финансирование, а инвесторы поддерживают перспективные проекты.
  • Техномаркет — сервис для решения исследовательских и производственных задач.
  • Финансовые меры поддержки — гранты, кредиты и субсидии на развитие бизнеса.
  • Центр управления интеллектуальной собственностью — образовательные программы и консультации по охране прав на ИС.
  • Пилотное тестирование инноваций — сервис, где можно получить доступ к инфраструктуре города для апробации своей разработки и компенсировать затраты на пилотирование.

За время работы платформы 210 тыс. ее пользователей получили 125 тыс. услуг, а всего ее посетили около 10 млн человек.

Шаг 5. Выход на рынок

В столице действуют проекты для продвижения товаров московских бизнесменов. Наиболее известный и всеобъемлющий из них — «Сделано в Москве». Это комплекс мер городской поддержки локальных брендов, который включает в себя размещение товаров на полках фирменных магазинов и портале, участие в отраслевых выставках и фестивалях, а также в масштабных рекламных кампаниях на маркетплейсах, упоминание в СМИ и соцсетях.

Одним из самых ярких и востребованных инструментов продвижения являются арт-павильоны на центральных туристических локациях столицы, где предприниматели могут представить свою продукцию, проводить промоакции и выступать на главной сцене Болотной площади. Проект «Сделано в Москве» призван повысить узнаваемость и продажи локальных брендов, которые создают свои товары на территории столицы.

Проект «Сделано в Москве» в цифрах:

  • 7 тыс. брендов,
  • более 34 тыс. товаров,
  • свыше 4,5 млн уникальных пользователей.

Кроме того, маркетинговые и образовательные программы портала «Малый бизнес Москвы» позволяют бизнесу набраться опыта и тут же применить полученные знания на практике. Все обучающие программы — бесплатные. В их числе — «Школа бизнеса МБМ», «Прокачай свой бизнес вместе с наставником», «Свое дело: начни сейчас», «Онлайн-академия» и другие.

Шаг 6. Выход на экспорт

Самый ответственный для любого бизнеса шаг — выход на международный уровень. В столице разработаны эффективные меры поддержки и продвижения московских экспортеров.

Один из ключевых инструментов — участие в международных выставках, ярмарках, бизнес-миссиях. Город берет на себя организацию и финансирование деловой части мероприятий: от оформления коллективных стендов под брендом Made in Moscow до аренды площадок и оплаты услуг переводчиков.

Размещение и продвижение московских товаров на международных маркетплейсах и на полках в зарубежных ретейл-сетях — еще одна востребованная мера содействия бизнесу.

Продвижение через амбассадоров Московского экспортного центра (МЭЦ) — проект, действующий в семи странах: Египте, Индии, Малайзии, Вьетнаме, Китае, ОАЭ и Иране. Опытные, знающие зарубежные рынки предприниматели из Москвы помогают коллегам искать деловых партнеров, лично проводят переговоры и сопровождают заключение сделки.

По данным столичных властей, приоритетными направлениями для московских экспортеров являются сейчас Белоруссия, Казахстан, Китай, Азербайджан и Узбекистан.

Ключевые же отрасли столичного экспорта — IT-услуги, высокотехнологичное оборудование, электроника и электротехника, товары широкого потребления.

Поделиться