Как рейтинги отражают развитие малого бизнеса

Обновлено 17 июня 2025, 12:41

Федеральные рейтинги компаний малого и среднего бизнеса могут стать еще одним инструментом поддержки предпринимательства в России

Как рейтинги отражают развитие малого бизнеса
Фото: Shutterstock

В 2024 году, по данным Министерства экономического развития России, общая выручка компаний малого и среднего предпринимательства (МСП) превысила 29 трлн руб., что на 15% больше, чем в 2023 году. Количество предпринимателей, по данным Единого реестра субъектов МСП, по состоянию на середину мая достигло почти 6,75 млн — почти на 190 тыс. больше, чем годом ранее. Как сообщают в Минэкономразвития, в сегменте МСП занято свыше 40% трудоспособного населения, а в Москве и Санкт-Петербурге этот показатель превышает 60%.

Государство тратит значительные средства на поддержку МСП. Компаниям предоставляются льготные кредиты, лизинг, банковские гарантии и поручительства. Только в 2024 году в рамках льготных программ малый и средний бизнес привлек рекордные 1,18 трлн руб., что на 8% больше, чем в 2023 году, по данным министерства. Всего такими программами воспользовалось почти 74 тыс. предпринимателей. Основная часть привлеченных средств, как рассказали в ведомстве, шла на решение инвестиционных задач и пополнение оборотных средств.

Рост малого бизнеса заметен и по опросам самих бизнесменов: 22% предпринимателей заявили, что планируют расширять бизнес, а 70% — развивать его на текущем уровне. Такие данные были получены в конце первого квартала 2025 года в ходе исследования, которое проводит «Сбер» в партнерстве с фондом «Общественное мнение» и Минэкономразвития. Среди основных проблем, мешающих развитию, участники исследования назвали рост цен у поставщиков (63%), падение спроса (43%) и увеличение издержек (35%). При этом треть респондентов отметили, что видят активную помощь государства. Но о недостаточности мер поддержки заявили 42%.

Минэкономразвития со своей стороны постоянно расширяет и модернизирует программы госпомощи МСП, создавая для этого новые инструменты. Одной из инициатив стало создание в ноябре прошлого года АНО «Национальное агентство «Мой бизнес» (Ассоциация центров «Мой бизнес» РФ) всероссийского рейтинга «Индекс дела», итоговым результатом которого станет федеральный топ- 100 лучших компаний, а также топ-350 и региональные списки ведущих предприятий в сфере малого и среднего бизнеса.

Замминистра экономического развития РФ Татьяна Илюшникова отмечает, что новый рейтинг решает сразу три задачи: дает возможность самодиагностики для бизнеса, выступает в качестве системы координат для МСП и создает систему ориентиров для потребителей. Глобально он становится новым инструментом для развития сектора малого и среднего бизнеса.

Для чего нужен новый рейтинг

«Индекс дела» по замыслу его создателей должен стать единым универсальным инструментом, который позволит дать объективную оценку сектору МСП и отдельным компаниям. Существующие сейчас премии и рейтинги, как правило, носят отраслевой характер и не позволяют охватить всю палитру малого и среднего бизнеса, поясняет председатель АНО «Национальное агентство «Мой бизнес» Лев Кузнецов, а новый рейтинг является универсальным для всех отраслей и регионов страны.

Кроме того, он лишен субъективности, говорят эксперты: в его основе официальные данные, предоставляемые государственными и финансовыми структурами, а само выставление оценки происходит автоматически. В числе источников информации — Минэкономразвития, Федеральная налоговая служба, банки и другие официальные институты, обладающие достоверными фактами о компаниях.

Рейтинг учитывает не только финансовые показатели, но и качественные, например уровень социальной ответственности бизнеса, отмечает основатель Resulting, член экспертного совета рейтинга «Индекс дела» Михаил Гребенюк. Для этого привлекается экспертный совет, в который входят представители делового сообщества, отраслевые эксперты и общественные деятели. Их участие ограничено только анализом нематериальных аспектов и не влияет на основную систему расчетов. Сегодня малый и средний бизнес — это не только экономика: компании вносят и социальный вклад в развитие страны, комментирует Михаил Гребенюк: «Предприятия берут на себя ответственность не только за качество продукции и услуг, но и за благополучие сотрудников, развитие корпоративной культуры и участие в социальных инициативах».

Еще одно важное отличие рейтинга — открытость результатов. Каждый его участник получает доступ к аналитике по своей компании. Он может сравнить себя с конкурентами, увидеть свои сильные стороны, выявить точки роста. Именно это, как говорят организаторы конкурса, превращает рейтинг в полноценный инструмент развития малого и среднего бизнеса.

Какие условия участия в рейтинге

В рейтинге могли принять участие любой индивидуальный предприниматель и юридическое лицо с оборотом до 2 млрд руб. (сбор заявок для пилотного этапа проходил с середины ноября 2024 по конец марта 2025 года).

Обязательное условие — отсутствие налоговых правонарушений и непогашенных задолженностей по налогам и сборам. Кроме того, не принимались заявки от юрлиц, которые включены в реестр недобросовестных поставщиков или проходящих процедуру банкротства, а также имеющих статус иноагента. При соответствии всем необходимым критериям компания могла подать заявку на участие в неограниченном количестве номинаций рейтинга.

В итоге участниками стали несколько тысяч компаний из всех федеральных округов, от крупных мегаполисов до малых городов и сельских территорий. «Мы увидели живой интерес со стороны самых разных представителей малого и среднего бизнеса», — говорит Лев Кузнецов. По его словам, наибольшую активность проявили предприниматели из сферы услуг — они составляют 36% от общего числа участников, далее следуют производственные компании (23%), социально ориентированные и образовательные предприятия (11%). В рейтинге участвуют самые различные бизнесы: от салонов красоты до компаний из сферы торговли, гостеприимства, строительства и IT. Тот факт, что 30% участников — компании с опытом работы от шести до десяти лет, по словам Льва Кузнецова, свидетельствует о зрелости и устойчивости бизнес-моделей участников конкурса.

После получения заявок все участники были ранжированы на основе объективных экономических показателей. Для корректного сравнения компаний из разных регионов использовались специальные региональные коэффициенты. Оценка проводилась по пяти направлениям, которые организаторы назвали индексами. Индекс роста учитывает финансовые показатели от динамики выручки до эффективности и производительности. Индекс узнаваемости оценивает работы по продвижению и узнаваемости бренда. Индекс будущего анализирует такие критерии, как наличие интеллектуальной собственности, патентов и системы лояльности клиентов. Широту и эффективность каналов реализации товаров и услуг показывает индекс продаж, а индекс корпоративной социальной ответственности — участие компании в волонтерских и благотворительных проектах.

В результате оценки участников были составлены федеральные рейтинги топ-100 и топ-350 компаний с делением по уровню оборота, региональные списки самого быстрорастущего бизнеса, а также отраслевые рейтинги.

Кроме того, были вручены награды в специальных номинациях компаниям, показавшим наилучшие результаты в отдельных направлениях: «Командный бизнес» — за работу с сотрудниками; «Перспективный бизнес» — для компаний, создающих инновации, регистрирующих патенты и товарные знаки; «Ответственный бизнес» — для компаний, активно участвующих в благотворительности; «Лидер франшиз» — для тех, кто активно развивает франчайзинговое направление и другие. Отдельная номинация была сделана для бизнес— объединений, которые также могли подать заявку на участие в рейтинге.

Что дает участие в рейтинге

Как утверждают организаторы «Индекса дела», участие в рейтинге дало предпринимателям возможность заявить о себе на федеральном уровне и получить ресурсы для развития.

Они получили объективную оценку своей деятельности и возможность сравнить себя с другими компаниями. Кроме того, им был предоставлен доступ к образовательным программам и цифровым бизнес-решениям партнеров рейтинга, включая бонусы на размещение онлайн-рекламы на ведущих онлайн-площадках страны, предодобренные предложения финансирования от кредитных организаций, финансовые консультации и многое другое.

Представители платформы «Мегамаркет», которая также предложила особые условия участника «Индекса дела», говорят, что рассматривают рейтинг как эффективный инструмент мониторинга состояния предпринимательской среды и стимулирования деловой активности. По итогам 2024-го количество селлеров, зарегистрированных на платформе, увеличилось в 2,2 раза по сравнению с предыдущим годом, рассказывает руководитель отдела маркетинга продавцов «Мегамаркета» Остап Доценко. Значительную часть новых партнеров, по его словам, составляют представители МСП. «Их поддержка для нас — одно из ключевых направлений работы, участие в проекте «Индекс дела» стало ее логичным продолжением», — продолжает Остап Доценко.

Участники рейтинга не только получили специальные условия от партнеров проекта, но и смогли расширить свои профессиональные связи, увеличить аудиторию и привлечь внимание инвесторов и партнеров, утверждают его организаторы.

Как отмечает Татьяна Илюшникова, рейтинг помогает формировать новые ориентиры для предпринимателей и способствует развитию здоровой конкуренции внутри сектора. «Кроме того, «Индекс дела» формирует мощную исследовательскую базу, необходимую для выявления системных барьеров и проблем, сдерживающих развитие малого и среднего бизнеса», — говорит замминистра. По ее словам, собранные данные будут способствовать совершенствованию поддержки сектора на всех уровнях, а также будут использованы для модернизации самого рейтинга. Организаторы заявляют, что хотят превратить его в постоянно действующий инструмент развития МСП и сделать максимально полезным для самих предпринимателей.

Реклама. Ано «Национальное агентство «Мой бизнес», erid: 2SDnjdJrsSV

Поделиться