Заметая следы: почему в Индии решили добавлять этанол в дизтопливо

Обновлено 30 сентября 2024, 13:17

В Индии все активнее добавляют этанол в топливо — это касается как бензина, так с недавних пор и дизеля. Этанол в последнем должен появиться после того, как правительство страны одобрит сопутствующие инициативы. Помимо этого чиновники надеются, что, добавляя этанол в разные виды топлива, Индия сможет сократить свою зависимость от импорта нефти

Shutterstock
Фото: Shutterstock

Правительство Индии рассматривает план по добавлению 5% этанола в дизельное топливо (ED-5), сообщает газета The Times of India. По словам источников издания, в офисе премьер-министра Нарендры Моди состоялось совещание по этому предложению с участием всех заинтересованных министерств. Инициатива по добавлению этанола в топливо направлена на улучшение экологических показателей и сокращение импорта нефти.

Как пояснили собеседники газеты, в июле Индия достигла среднего уровня содержания этанола в бензине в 15,9%, что приближает ее к поставленной планке — достичь 20-процентного содержания этилового спирта в топливе к 2025 году. Еще в 2014 году средняя доля этанола в бензине составляла лишь 1,4%.

Стратегия по этанолу

В феврале 2023 года премьер-министр Нарендра Моди на форуме India Energy Week в Бангалоре торжественно запустил продажу бензина E20 c 20-процентным содержанием этанола. На сегодняшний день это топливо доступно на более чем 15 тыс. заправках страны.

Ожидается, что программа E20 поможет сэкономить стране около $4 млрд в год за счет сокращения импорта нефти. По словам индийского министра нефти и природного газа Хардипа Сингха Пури, программа смешивания этанола с бензином сэкономила бюджету уже порядка $12 млрд с 2014 года. Министр отметил, что растущее использование этанола в автомобильном топливе позволило Индии с 2014 года заменить 17,3 млн т сырой нефти, которая в противном случае была бы импортирована. Кроме того, инициатива помогла снизить выбросы углерода на 51,9 млн т за последнее десятилетие.

Правительство Индии в марте этого года также запустило проект по производству топлива E100. Оно состоит из 93–93,5% этанола, 5% бензина и 1,5% сорастворителя и уже продается в 400 точках по всей стране.

Преимущества топлива

Этанол — биотопливо, которое производится из сельскохозяйственного сырья. Как подчеркивают в Национальном институте трансформации Индии (Niti Aayog), большая площадь пахотных земель, рост производства продовольственного зерна и сахарного тростника, наличие технологий для производства этанола и возможность работы транспортных средств на смешанном топливе делают программу E20 стратегически важной задачей для страны.

Эксперты Niti Aayog отмечают, что при использовании топлива E20 выбросы монооксида углерода (угарного газа) были на 50% ниже у двухколесных транспортных средств и на 30% — у четырехколесных. В целом выбросы углеводородов сокращаются на 20%.

В рамках тестов, проведенных Ассоциацией автомобильных исследований Индии (ARAI), Индийским институтом нефти (IIP) и Индийской нефтяной корпорацией, транспортные средства прошли испытания на запуск и управляемость в жарких и холодных условиях с чистым бензином и топливом E20. Исследования не выявили серьезных неисправностей или остановок двигателя при использовании топлива с этанолом на любых этапах эксплуатации автомобиля.

Мощности Индии

По данным Международного энергетического агентства (EIA), Индия занимает третье место в мире по производству и потреблению этанола после США и Бразилии. Для поддержки промышленности правительство ввело различные стимулы для производителей этанола.

Мощность Индии по производству этилового спирта составляет ежегодно 13,8 млрд л, из которых 8,75 млрд л приходятся на мелассу (побочный продукт сахарного производства) и порядка 5,05 млрд л — зерно. В 2022 году в городе Панипат в штате Харьяна крупнейшая индийская государственная нефтегазовая компания Indian Oil Corporation Limited (IOCL) открыла первый завод по производству этанола из рисовой соломы и стерни. По словам Моди, проект поможет снизить уровень загрязнения воздуха в Дели, который окутан смогом в зимние месяцы из-за сжигания стерни на полях в Харьяне и Пенджабе. Как подчеркнул премьер, использование сельскохозяйственных отходов для производства этанола также позволит повысить доходы фермеров.

Сахарный тростник и рис, которые являются сырьем для биоэтанола, — водоемкие культуры, поэтому Индия в настоящее время стремится расширить производство топлива из кукурузы. Доля этанола, который получают из кукурузы и других видов зерна, выросла и составляет сейчас порядка 50%.

Трудности перехода

Тем не менее ряд факторов препятствует реализации амбициозных планов индийского правительства. Уже сейчас цены на этанол в Индии выше, чем в США или Бразилии из-за устанавливаемых властями минимальных поддерживающих цен на закупаемое у фермеров сельскохозяйственное сырье. Другой вызов — зависимость от урожаев: засухи и наводнения приводят к повышению цен. Кроме того, ряд экспертов высказывают опасения, что расширение производства биоэтанола негативно скажется на продовольственной безопасности.

При использовании топлива с добавлением этанола снижается его эффективность. Недостатком такого топлива является и способность вызывать коррозию деталей двигателя.

Эти проблемы способна решить модификация двигателя. Совместные исследования Массачусетского технологического института (MIT) и Honda показали, что при правильном тюнинге относительная эффективность при использовании E20 может быть повышена до 20%. Однако автомобили с двигателями, совместимыми с топливом E20, будут стоить чуть дороже обычных.

Поделиться
Авторы
Теги