7% годовых в валюте: почему аналитики верят в индийский рынок облигаций
В конце июня 2024 года индийские гособлигации стали частью индекса JPMorgan GDI-EM. После этого долговой рынок страны может получить дополнительный приток в $30 млрд, рассчитали аналитики Standard Chartered Plc
Что это за индекс
JPMorgan Government Bond Index-Emerging Markets — это семейство глобальных индексов, которое отслеживает суверенные облигации развивающихся стран. В 2005 году его запустил один из крупнейших инвестиционных банков в мире — американский JPMorgan. Всего в наборе три индекса: EMBI+, EMBI Global и EMBI Global Diversified.
Критериев появления в индексе EMBI Global Core Index, куда и включили Индию, несколько. Так, туда входят облигации только с фиксированными и плавающими ставками — конвертируемые облигации и номинированные в долларах США бумаги. Привязанные к инфляции бонды в индекс не включаются.
Также в них входят только бумаги государственных и квазигосударственных организаций (при условии, что государство либо на 100% гарантирует обязательства таких эмитентов, либо полностью ими владеет). Срок до погашения бумаг в индексе составляет минимум 2,5 года. Как отмечает бывший старший вице-президент банка «Открытие» и экономист Константин Церазов, этим индекс отличается от флагманского индекса JPMorgan EMBI Global, хотя методология расчета обоих индексов очень похожа.
За 12 месяцев до погашения облигация из индекса исключается. Непогашенный объем бумаг должен составлять как минимум $1 млрд. Кроме того, методология формирования индекса JPMorgan GDI-EM предполагает определенную диверсификацию, которая ограничивает вес крупных стран в нем, создавая более равномерное географическое распределение.
Страну могут исключить из индекса в трех случаях: валовой национальный доход на душу населения находится выше определенного «потолка» три года подряд, стоимость жизни в стране (по ППС) находится выше определенного «потолка» три года подряд, суверенный кредитный рейтинг эмитента находится на уровне A3/A-/A- или выше.
Почему только сейчас
Долгое время индийский рынок был закрытым от внешних инвестиций. Страна допустила на локальный рынок зарубежный капитал только в конце прошлого века. В 2019 году власти республики задумались о снижении стоимости заимствований за счет дополнительного спроса на бумаги инвесторов из других стран.
Для этого Нью-Дели начал сотрудничать с разными организациями. О помощи в получении доступа к глобальным индексам облигаций заявлял даже основатель Bloomberg Майкл Блумберг. В 2019 году тот отметил, что этот шаг «поможет индийскому бизнесу привлекать средства, инвестировать и расти, а правительству Индии — увеличить финансирование государственных расходов».
Годом позже началась пандемия, а в 2022 году — конфликт на Украине. На фоне волатильности на рынках инвесторы по всему миру потянулись за защитными активами, продавая рискованные бумаги развивающихся стран. Так, на конец 2023 года иностранные инвесторы владели менее чем 2% от общего объема индийских суверенных облигаций при потолке в 6%. Это один из самых низких показателей на всех крупных развивающихся рынках.
Градус глобальной напряженности медленно снижается, а инвесторы стали более толерантны к риску. В сентябре 2023 года в JPMorgan сообщали, что 28 июня 2024 года включит 23 выпуска индийских облигаций общей номинальной стоимостью $330 млрд в состав семейства индексов GDI-EM. Бумаги будут добавляться в состав расчетов индексов с июня на протяжении 10 месяцев по 1% каждый месяц. В итоге вес индийских облигаций в индексе достигнет 10%. Вслед за JPMorgan индийские облигации в похожие индексы собираются включить Bloomberg Index Services Ltd. и FTSE Russell.
По всей видимости, Индия заменит в индексе Россию, которую исключили оттуда в 2022 году. Как пишет Bloomberg, сохраняющаяся геополитическая напряженность между США и Китаем заставляет инвесторов искать новые идеи в облигациях развивающихся рынков.
Удачный актив
Индия — второй по величине рынок облигаций среди развивающихся стран после Китая. Его объем оценивается в $1,2 трлн. Благодаря высокой ликвидности инвесторы могут легко входить и выходить из позиций. Индийские бонды также показывают удивительную устойчивость — доходность эталонных 10-летних облигаций с прошлого года выросла на 10 б.п., а аналогичных по сроку US Treasuries за это же время подскочила более чем на 100 б.п.
По данным Всемирного банка, Индия занимает третью строчку в мире по величине ВВП, рассчитанного по паритету покупательной способности. Страна имеет сравнительно высокие рейтинги инвестиционного класса: BBB- от S&P, Baa3 от Moody's и BBB от FITCH. Каждый год индийская экономика, несмотря на свой размер ($3,39 трлн номинально в 2022 году) растет по 7,5% в год. При этом, по прогнозам МВФ, такой рост сохранится и в ближайшие годы.
По состоянию на 26 апреля 2024 года золотовалютные резервы Индии находятся на исторически высоком уровне и составляют $637,92 млрд. При этом Резервный банк Индии постоянно проводит интервенции и удерживает курс национальной валюты. Также нынешние власти пытаются сокращать бюджетный дефицит, который значительно вырос во время пандемии. Так, в предвыборном бюджете, который был опубликован в начале этого года, индийское правительство сократило ежегодные заимствования примерно на $15,6 млрд в эквиваленте.
По словам аналитика Freedom Finance Global Владимира Чернова, сейчас рынок государственных облигаций Индии молодой, количество всех выпусков еврооблигаций Индии составляет всего 168 бумаг. Их доходность сейчас в среднем немного выше 7% годовых, что выводит их в лидеры по доходности госбондов в странах Азии и делает привлекательными для иностранных инвесторов. «Их также можно использовать как альтернативу китайским евробондам для диверсификации портфеля и увеличения его доходности», — отмечает Чернов.
Подводные камни
Однако рынок бондов Индии не лишен рисков. Во-первых, несмотря на усилия Резервного банка Индии, рупия за последнее время значительно упала и ее курс остается не таким стабильным, как курсы других валют региона. Из-за напряженности на Ближнем Востоке и ослабления юаня курс индийской рупии недавно пробил исторический минимум. Поскольку Индия — страна нетто-импортер энергоносителей, ее экономика сильно зависит от цен на нефть. Учитывая политику ОПЕК, инвестбанки и министерства крупных стран — игроков нефтяного рынка значительно повысили свои прогнозы по стоимости Brent в 2024–2025 годах. И это может негативно сказаться на эффективности индийской экономики.
Во-вторых, индийские власти достаточно консервативны в финансовом плане и по-прежнему обеспокоены, что приток зарубежных денег может повысить волатильность местного фондового рынка. Это может создавать определенные препятствия в плане налоговых изменений для иностранцев, которые могли бы облегчить торговлю индийскими бондами на зарубежных платформах.
В-третьих, проблемы с цифровизацией. В последние несколько месяцев платежная система Индии переживает серьезный кризис из-за устаревших технологий. Премьер-министр страны Нарендра Моди планировал распространить местную систему UPI, однако регулятор республики то и дело находит разные нарушения кибербезопасности.
Тут и мошеннические сделки, и взлом баз данных, и некорректное подключение клиентов к системе. В своем отчете аналитики McKinsey утверждают, что у индийских банков нет необходимой технической инфраструктуры для защиты данных клиентов и предотвращения утечек. По оценкам Bloomberg, на необходимое развитие финансовой системы могут уйти годы. Конечно, напрямую это не влияет на цену суверенного долга страны, однако может стать препятствием для инвесторов, которые захотят вкладываться в другие местные активы.