Что такое FBO, в чем плюсы и минусы схемы для продавца

Обновлено 08 октября 2024, 12:02
Shutterstock
Фото: Shutterstock

Что такое FBO

FBO (Fulfillment Вy Operator), или доставка со склада оператора, ― это модель работы на маркетплейсах, когда товар хранится на централизованных складах компании-оператора.

Задача продавца в этой схеме только передать товары, а маркетплейс их хранит, упаковывает и доставляет до конечного потребителя.

Оператор берет на себя всю ответственность за логистику ― от приемки до доставки покупателям. Продавец освобождается от необходимости организовывать собственные склады, упаковку и доставку, что позволяет ему сконцентрироваться на продажах и развитии бизнеса.

Маркетплейс обеспечивает быструю и качественную доставку товаров, а при росте продаж может оперативно обеспечить необходимые складские мощности и логистические возможности.

Разница между FBO и FBS

FBS (Fulfillment Вy Seller), или доставка со склада продавца, ― это модель работы на маркетплейсах, где продавец сам занимается упаковкой, хранением и отправкой товаров покупателям. При такой схеме работы продавец получает от маркетплейса информацию о заказе, самостоятельно упаковывает заказ и отправляет покупателю через службу доставки. После того как покупатель получил посылку, продавец получает деньги, из которых вычитается комиссия маркетплейса.

FBO

  • Продавец передает товары на склад маркетплейса, где его упаковывают и хранят.
  • Когда поступает заказ, маркетплейс сам его обрабатывает и отправляет покупателю.
  • Ответственность за упаковку и сроки доставки лежит на маркетплейсе.
  • Продавец не может повлиять на то, как хранятся и отправляются его товары.

FBS

  • Продавец хранит товар на своем складе.
  • Когда поступает заказ, маркетплейс передает информацию о нем продавцу.
  • Продавец упаковывает товар и отвозит в службу доставки.
  • Продавец несет ответственность за упаковку и сроки доставки.

Условия работы по схеме FBO

Shutterstock
Фото: Shutterstock

При использовании схемы FBO продавец платит комиссию от каждой продажи. Размер ее определяется договором с оператором. Также придется заплатить за складское хранение. У некоторых маркетплейсов это может быть сумма от 3 коп. за единицу в сутки. Отдельные статьи расходов — это упаковка, маркировка и бережное обращение с хрупкими вещами.

Продавцу также придется заплатить за приемку товара, дополнительные коробки и доставку покупателю. Возможны сборы за дополнительные услуги: отчетность, администрирование аккаунта и использование программного обеспечения.

Условия работы по схеме FBO на Wildberries

Для начала работы с Wildberries по FBO необходимо создать свою учетную запись на WB Partners. Там же нужно заполнить свою карточку и прочитать договор-оферту. Затем нужно заполнить карточки товаров в личном кабинете. Важно правильно выбрать категорию — от нее зависят комиссии маркетплейса и правильность отображения товаров в поиске.

Для каждого товара маркетплейс создает свой QR-код и штрихкод, где указаны основные параметры товара и другая информация. Их нужно приклеить на каждую коробку, которую отправляете. Также необходимо скачать и заполнить бланк заказа — его потребуют на складе, где вы будете сдавать товар.

Из-за плохой упаковки товар могут не принять. Коробка должна быть из плотного материала и закрыта упаковочным скотчем. Можно использовать и термоусадочную ленту. После упаковки и маркировки товар необходимо отправить на один или несколько складов маркетплейса. В течение десяти дней сотрудники склада его проверят, и вы получите возможность начать торговлю им.

Условия работы по схеме FBO на Ozon

С Ozon можно работать по FBO не только в России, но и в Казахстане и Белоруссии. После регистрации вы сможете создать заявку на поставку товаров, где подробно распишете, в каком количестве будете их хранить на складах маркетплейса. Для некоторых товаров потребуется специальная маркировка, без нее вам откажут в приемке.

Затем нужно будет указать, куда и в какое время привезете свои товары. Если это склад, то вы сможете сдать их без доплаты. Если же привезете на пункт выдачи заказов, то придется заплатить за доставку. Система автоматически сгенерирует документы — пропуск на склад и этикетки для товаров, которыми надо будет обклеить каждую коробку.

Ozon хранит товары на своем складе, а после оформления заказа самостоятельно рассчитывает стоимость доставки и отправляет их в собственный ПВЗ, постамат или с курьером. Также компания забирает возвраты у покупателей, если товар не подошел или с ним возникли проблемы. Возвраты приходят не в пункт отправления, а на ближайший склад маркетплейса, откуда их нужно будет забирать транспортной компанией.

Условия работы по схеме FBO на «Яндекс Маркете»

Модель продажи товаров с использованием складов «Яндекса» называется FBY (Fulfillment Вy Yandex). В этой схеме продавцу необходимо только привезти товар, а дальнейшей работой займется маркетплейс. Склады «Яндекс Маркета» есть в большинстве крупных городов России, что упрощает доставку, в менее крупных населенных пунктах существует сеть транзитных складов. Маркет подсказывает, куда лучше отправлять товар, чтобы тот был ближе к возможным покупателям и быстрее доставлять им заказы. Кроме того, доставить заказ местным покупателям будет дешевле.

Маркетплейс также поднимает в выдаче товары, которые продаются через него по модели FBY. Это помогает раскрутить товар даже без вложений в рекламу. Также «Маркет» берет на себя ответственность за сохранность товара и возмещает его стоимость, если тот был поврежден на складе или во время доставки.

Чтобы начать работу по FBY, необходимо зарегистрироваться, заполнить необходимую информацию о продавце и карточки товара. Затем нужно запланировать поставку на склад и подготовить необходимые документы — пропуск для въезда автомобиля, акты приемки-передачи и маркировку для товара. Ярлыки и этикетки можно распечатать из личного кабинета на сайте.

Важно не опаздывать на сдачу товара. Если приехать позже, маркетплейс снизит вам оценку и в дальнейшем может отказаться от сотрудничества. Аналогичная ситуация с качеством товара: маркетплейс прекратит работу с вами, если у вас будет много возвратов.

Плюсы FBO

  • Можно не заниматься логистикой

Продавец не должен заботиться о складе, упаковке и отправке товаров, а может сосредоточиться на развитии бизнеса, маркетинге и привлечении клиентов.

  • Увеличение продаж

FBO позволяет продавцу расширить географию продаж за счет доступа к широкой сети складов.

  • Высокий уровень сервиса

Маркетплейсы гарантируют высокое качество упаковки и доставки, что положительно сказывается на обратной связи покупателей.

  • Оптимизация логистических затрат

Маркетплейс может оптимизировать логистические расходы, так как у него есть опыт и инфраструктура для этого.

Минусы FBO

  • Высокие комиссии

Маркетплейс берет комиссию за обработку, хранение и доставку товаров, что может значительно увеличить затраты продавца.

  • Нет возможности контролировать доставку

Продавец не может контролировать процесс упаковки и отправки товаров, что может привести к недовольству покупателей, если маркетплейс не выполняет его требований.

  • Сложности с возвратом товара

Продавец может столкнуться с трудностями при возврате товара покупателем, так как многие маркетплейсы обрабатывают возврат самостоятельно.

  • Не всегда можно использовать собственный брендинг

Маркетплейсы могут требовать использования своей упаковки, что может ограничивать возможности продавца в использовании собственного брендинга.

Кому подойдет FBO

Shutterstock
Фото: Shutterstock

Схема FBO может быть выгодной для продавцов, которые хотят максимально упростить процесс продажи и сфокусироваться на маркетинге и развитии бизнеса. Стоит при этом учитывать высокие комиссии маркетплейсов и ограниченную гибкость в организации доставки, чтобы избежать неожиданных проблем.

Если вы не хотите иметь дело со складом, упаковкой, доставкой и возвратом товаров, FBO — идеальное решение. Вы можете сосредоточиться на маркетинге, развитии бизнеса, поиске новых товаров и привлечении клиентов.

Схема FBO позволяет продавать товары по всей России, используя складскую сеть маркетплейсов. Это особенно полезно для продавцов, которые хотят расширить географию продаж и выйти на новые рынки. Также вы можете быть уверены, что заказы будут выполнены в срок, а товары доставлены в надлежащем виде. Если у вас нет собственного склада, опыта в логистике или просто не хватает ресурсов, FBO может быть оптимальным выбором. Если вы можете организовать логистику самостоятельно и эффективно, FBO может быть невыгодным из-за высоких комиссий.

Поделиться