Как молодежь стала ключевой аудиторией цифровых форумов
Гендиректор компании ОМГ, организатор конференции ЦИПР и фестиваля ЦИПР Tech Week Ирина Ефимова — о том, как деловые площадки адаптируют повестку и формат под потребности нового поколения
Уровень цифровизации общества достиг колоссальных показателей: в школах пользуются электронными дневниками, в поликлиниках — цифровыми медицинскими картами, доступны удобный и быстрый онлайн-шопинг и онлайн-обучение. Новые технологии делают нашу жизнь проще, удобнее, интереснее и безопаснее. Помимо смартфонов и ноутбуков в нашу жизнь приходят «умные» гаджеты и искусственный интеллект (ИИ). В мегаполисах 50% россиян пользуются устройствами «умного» дома, по данным исследовательского центра A2: Research. Аудитория ИИ в России выросла в 3,5 раза за 2023 год, согласно статистике Yota.
В целом Россия занимает 14-е место в топ-20 стран по развитию цифровых технологий, следует из исследования «Ростелекома» по глобальным трендам цифровизации за 2021–2022 годы. И цифровизация будет только расти. Государство сосредоточено на развитии цифровой экономики, о чем можно судить в том числе по повестке конференции ЦИПР и технологического фестиваля ЦИПР Tech Week. IТ-компании делают большой шаг в развитии отечественного софта, вопросах кибербезопасности, цифровизации предприятий в самых разных отраслях.
Растет число цифровых профессий, в частности в креативной индустрии и таких ее направлениях, как анимация и графический дизайн. Доля креативной экономики в ВВП России в целом уже достигает 4,87%, по данным Агентства стратегических инициатив. Развитие таких видеоплатформ, как YouTube, Rutube, TikTok, стимулирует потребность в профессионалах, умеющих создавать качественный видеоконтент. Набирает обороты игровая индустрия: по данным аналитической фирмы Newzoo, в 2023 году общемировая выручка игровой индустрии выросла на 2,6% и достигла $93,5 млрд. Как ранее посчитала PwC, российский рынок видеоигр и киберспорта входит в десятку крупнейших в мире: в стране по меньшей мере 50 млн активных игроков. Востребованы не только разработчики игр и геймдизайнеры, но и менеджеры команд, тренеры и аналитики данных в киберспорте. Развитие сектора e-commerce, который, по данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), только за 2023 год вырос на 28%, способствует появлению новых карьерных возможностей: аналитики данных, маркетологи, UX/UI-дизайнеры востребованы в любом интернет-бизнесе.
Все эти тренды на рынке труда и образования цифровой экономики были максимально представлены в программе ЦИПР Tech Week. Отдельный день был посвящен сфере кибербезопасности: в рамках киберфестиваля Positive Hack Days 2, в котором приняли участие эксперты компании и настоящие хакеры, были представлены основные тренды в области защиты от цифровых угроз, в том числе высокий спрос на специалистов по информационной безопасности.
В целом при подготовке архитектуры программы фестиваля мы стремились откликнуться на интересы целевой аудитории — студентов, молодых специалистов, начинающих IТ-предпринимателей. Ведь именно современное поколение, которое часто называют «цифровыми аборигенами», — потенциал для цифровой экономики. Они практически с рождения взаимодействуют с различными гаджетами и технологиями, что играет ключевую роль в их личностном и профессиональном становлении. Так, за последние восемь лет число IТ-студентов выросло на 84%, выяснили аналитики консалтинговой компании «Яков и Партнеры» в исследовании, проведенном специально для ЦИПР. Молодые специалисты не только быстро осваивают новые технологии и адаптируются к ним, но и часто выступают инициаторами инноваций. Компании, ориентированные на привлечение молодежи, быстрее и эффективнее проходят процесс цифровой трансформации.
Поэтому в рамках технологического фестиваля ЦИПР Tech Week нашей задачей было дать поколению Z возможность пообщаться с профессионалами и лидерами в таких сферах, как медиа, технологии, финансы, HR, гейминг, и многих других. Школьникам и студентам, которые в этом возрасте задумываются о выборе будущей профессии, фестиваль дает шанс пройти своего рода профориентацию: пообщаться с практикующими экспертами, получить профессиональные советы, узнать секреты карьерного успеха, задать вопросы об особенности профессии и как стать востребованным специалистом в отрасли.
При этом мы понимаем, что современное поколение ценит баланс между работой и личной жизнью, предпочитая не жертвовать личным временем ради профессионального роста. Многие сессии и воркшопы ЦИПР Tech Week посвящены тому, как найти этот баланс. Например, психолог, основатель школы английского языка OSCAR Алексей Фомин рассказал о том, как не разочароваться в «успешном успехе» и не выгореть, а медиатехнолог и основатель телеграм-канала «Незапад» Анастасия Ницула в своем выступлении затронула тему информационной гигиены.
Понимая, что поколение Z активно интересуется новыми разработками и тенденциями в бизнесе, технологиях и при этом привыкло к быстрому восприятию информации и частым переключениям между задачами, мы использовали интерактивные форматы и воркшопы, гейм-квизы и другие вовлекающие активности.
Важно было связать фестиваль с местом проведения: в специальном буткемпе «Сбера» участники обсудили IT-потребности Нижнего Новгорода и решали актуальные кейсы.
В программе мы постарались поддержать баланс между работой и отдыхом, помочь молодым людям эффективно использовать свое время и ресурсы. Например, в этом году мы посвятили отдельный трек спорту, провели фестиваль по робототехнике для юных участников, а также множество фиджитал-активностей, где можно было поиграть с мячом, пройти специальные челленджи и попробовать свои силы в одной из самых популярных игр FIFA.
В следующем году мы больше сконцентрируемся на ЦИПР Tech Week как на самостоятельном проекте. Будем расширять и деловую, и развлекательную программу для молодежи. Точно пригласим еще больше интересных и ярких гостей из креативной индустрии, инфлюенсеров и лидеров индустрии. Будем внедрять больше спортивных активностей, а также отдельные события для школьников и студентов.