На сессии РБК в рамках ПМЭФ обсудили цифровые решения для экспортеров

Обновлено 06 июня 2024, 14:53

Эксперты, представители правительства и бизнеса обсудили цифровизацию экспортной поддержки и развитие платформы «Мой экспорт»

Никита Кондахин
Фото: Никита Кондахин

В условиях высокой конкуренции на российском и мировом рынках необходимыми стали цифровые решения с использованием больших данных в области внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Участники сессии «Цифра для экспорта», совместно организованной РБК и Российским экспортным центром (РЭЦ, входит в группу «ВЭБ.РФ») на Петербургском международном экономическом форуме, обсудили, чем уже полезна экспортеру цифровая платформа «Мой экспорт», и то, какими эффективными инструментами она может обзавестись в будущем.

Никита Кондахин
Фото: Никита Кондахин

В начале сессии гендиректор РЭЦ Вероника Никишина напомнила о назначении платформы. У разных экспортеров — малых, крупных, начинающих или опытных — разные потребности, задачи экспортного цикла, и им требуются различные инструменты, рассказала она. В «Моем экспорте», государственной информационной системе, максимально упрощено и предоставлено все, что нужно экспортерам для удобства ведения их бизнеса, чтобы они «не бегали по инстанциям, не собирали отчетность», пояснила Никишина. Эти действия заменяют цифровые клиентские пути.

Сегодня на портале можно найти 18 региональных услуг в формате «одного окна» только для экспортеров из Архангельской области, рассказал губернатор региона Александр Цыбульский. А количество мер поддержки, собранных в Едином каталоге услуг на цифровой платформе «Мой экспорт», уже превысило 500 от более чем 100 федеральных и региональных органов исполнительной власти, институтов развития и финансовых организации, а также от более чем 560 коммерческих организаций. По его словам, область была среди первых, кто подписал соглашение с РЭЦ об объединении федеральных и региональных мер поддержки предпринимателей: «Мы видим растущий интерес со стороны наших экспортеров: если меньше чем за полгода в 2023 году было 460 заявок, то в 2024-м менее чем за полгода уже больше 500, и их число продолжает расти». Речь идет о возможности получить на платформе сертификаты о происхождении, фитосанитарные сертификаты, найти партнеров, пояснил Цыбульский. По его словам, даже ничего не знающий об экспорте предприниматель может прийти и выстроить примерную дорожную карту по выходу на рынок иностранного государства.

Никита Кондахин
Фото: Никита Кондахин

РЭЦ традиционно сотрудничает с ведущими логистическими операторами. Первым проектом на китайском направлении еще в 2019 году стал запуск совместно с «РЖД Логистика» прямого рефрижераторного поезда в города центрального Китая — Чэнду и Чунцинь, получившего наименование «Агроэкспресс», рассказала заместитель генерального директора «РЖД Логистика» Алевтина Кириллова. Это решение позволило организовать поставку отечественной продукции мясной, молочной, кондитерской промышленности с соблюдением высоких требований к безопасности цепочки поставок. На платформе «Мой экспорт» есть масса логистических услуг, можно заказать электронную транспортную накладную, вагон, контейнер, автомобиль и мультимодальную перевозку. По оценке Кирилловой, донастройки требует электронная транспортная накладная с Китаем для того, чтобы КНР открыла для России возможность обмена данными для оформления накладной в цифровом формате, аналогичные изменения нужны для выхода на страны Ближнего Востока, на коридор Север — Юг.

«Действительно, если компания-МСП будет доставлять покупателю в Китай продукт самостоятельно, то себестоимость будет чересчур высокая, но сервис «Мой экспорт» позволяет ему привезти товар в точку консолидации груза в Московской области, а в дальнейшем передать груз профессиональному логисту», — пояснила механику работы инструмента Никишина.

Никита Кондахин
Фото: Никита Кондахин

Наиболее популярным сервисом остается компенсация затрат на логистику, рассказал директор департамента международной кооперации и лицензирования в сфере внешней торговли Минпромторга Роман Чекушов. По его словам, до перехода в «цифру» предприниматели «буквально КамАЗами возили документы, которые затем вручную просматривали в РЭЦ и Минпромторге». Также платформа позволяет работать по модели прозрачности и объективности принятия решений. Есть интеграция всех информационных систем, получение автоматического подтверждения того, что была проведена операция транспортная, финансовая и др. «Количество споров — и судебных, и досудебных — практически сошло на ноль. Как раз после того, как мы перешли по отдельным видам субсидий на цифровизацию. Поэтому тут это двойная победа», — резюмировал Чекушов.

В завершение обсуждения Вероника Никишина заверила присутствующих, что все озвученные на сессии предложения в РЭЦ будут тщательно проанализированы и учтены в дальнейшей работе. «Нам действительно нужна обратная связь. Мы готовы дальше расширять функционал и надеемся, что в контексте сервисов электронного правительства своего рода «точка невозврата обратно в бумагу» уже пройдена», — сказала она.

Поделиться