Перейти к основному контенту
Финансы ,  
0 
Эксклюзив

Альфа-банк начнет платить за информацию о телефонных мошенниках

Поможет ли вознаграждение в ₽1 млн выйти на нелегальные call-центры
Альфа-банк готов заплатить ₽1 млн за информацию о телефонных мошенниках, если она поможет найти преступников. Банкиры и эксперты сомневаются в эффекте: данные от потерпевших вряд ли помогут, а преступникам невыгодно сдавать своих
Фото: Кирилл Кухмарь / ТАСС
Фото: Кирилл Кухмарь / ТАСС

Альфа-банк начнет выплачивать денежное вознаграждение за информацию о телефонных мошенниках, если она поможет раскрыть мошеннический call-центр или поймать работающих там преступников. Сумма одного вознаграждения составит 1 млн руб., всего банк рассчитывает потратить на эти цели 5 млн руб., но готов увеличить финансирование, если получит много полезных данных, рассказал РБК представитель кредитной организации.

Помочь может любая информация: номер, с которого звонили мошенники, запись разговора (не менее 30 секунд), контакты «черных» call-центров, данные их руководителей, рассказ о том, кто и почему подозревается в мошенничестве. Но вознаграждение будет выплачиваться, только если эти сведения поспособствуют поимке злоумышленников. «Участник сможет узнать о том, что его информация помогла поймать мошенника, когда мы свяжемся с ним и попросим пойти в полицию и дать показания для следствия», — объяснил представитель банка.

Для сбора данных о мошенниках Альфа-банк создал специальный сайт и почтовый ящик. Информация предоставляется анонимно. Банк обещает не публиковать ничьих имен, а контактные данные использовать только для связи с информатором, чтобы выплатить вознаграждение.

Как следует из условий акции, информацию за вознаграждение можно предоставить с 17 марта по 30 апреля, деньги перечисляются только на счет в Альфа-банке. Клиент несет ответственность за предоставление персональных данных иных субъектов, недостоверные данные и заведомо ложные сведения, предупреждает банк.

Планы по поощрению информаторов о телефонных мошенниках прорабатывает и Тинькофф Банк. «Мы разрабатываем решение, чтобы клиент, использующий наш определитель номера «КтоЗвонит», мог передавать нам информацию о подозрительных звонках парой кликов», — рассказал представитель банка. В будущем банк хочет мотивировать клиентов предоставлять данные о злоумышленниках через геймификацию и бонусы.

В пресс-службе Центрального банка отказались от комментариев.

ЦБ рекомендовал предупреждать о мошенниках в приложениях и банкоматах
Финансы
Фото:Денис Воронин / АГН «Москва»

Бум телефонного мошенничества

Число мошеннических звонков в России с начала года достигло 15 млн, сообщал Сбербанк. За этот период банк зафиксировал более 3,4 млн жалоб клиентов на телефонное мошенничество, что превышает показатель 2017 года более чем в 30 раз и более чем вдвое — показатель 2019 года. «Количество мошеннических звонков гражданам России достигает 100 тыс. в сутки, телефонное мошенничество в РФ уже имеет все признаки национального бедствия», — говорил представитель Сбербанка.

По данным Банка России, за 2020 год мошенники украли у банковских клиентов около 9 млрд руб. В основном они используют телефонные звонки от якобы «службы безопасности банка», с помощью которых убеждают людей раскрыть данные для доступа к счету или самостоятельно перевести деньги на счет злоумышленников. ЦБ за первое полугодие 2020 года заблокировал более 9,7 тыс. мошеннических телефонных номеров, что почти в четыре раза превышает показатель за аналогичный период 2019 года. Около 80% злоумышленников звонили гражданам с подменных номеров банков.

В феврале ЦБ рекомендовал банкам активнее предупреждать своих клиентов о мошенниках и использовать для этого все возможные способы.

В конце 2020 года крупнейшие банки и сотовые операторы начали запускать платформы по борьбе с подменой телефонных номеров злоумышленниками. Такие платформы осуществляют обмен данными между банком и мобильными операторами в режиме реального времени для выявления подозрительных звонков. В случае обнаружения мошеннических номеров банк может приостановить нехарактерные для клиента операции по карте после подозрительного звонка до выяснения обстоятельств.

Поможет ли вознаграждение поймать телефонных мошенников

Инициатива платить за информацию о мошенниках в целом правильная, в этом вопросе хороши все правовые методы, говорит директор департамента информационной безопасности МКБ Вячеслав Касимов. Но кибермошенничество стало слишком легким и выгодным «бизнесом», поэтому без ужесточения наказаний за такого рода преступления побороть мошенников будет сложно, отмечает он.

Эксперты оценили среднюю сумму мошеннического списания денег у россиян
Финансы
Фото:Petr Svancara / Global Look Press

Вознаграждение за информацию не поможет существенно улучшить ситуацию с телефонным мошенничеством, считает руководитель отдела информационной безопасности Райффайзенбанка Денис Камзеев. Основная сложность здесь не столько в получении информации, сколько в последующей работе с ней, добавляет представитель Тинькофф Банка: «Технологии подмены номера легкодоступны, и злоумышленникам не составляет особого труда корректировать номера, с которых совершается вызов».

Представитель банка «Открытие» оценивает эффективность такой меры как низкую, поскольку «современные средства IP-телефонии позволяют очень многое, чтобы обеспечить анонимность звонящего». «Технически вычислить реального абонента без каких-либо специальных средств невозможно, поэтому граждане сейчас беззащитны перед телефонными мошенниками», — говорит он. Сам банк не планирует платить клиентам за подобную информацию.

Инициатива вряд ли побудит самих мошенников сдавать друг друга, считает глава блока специальных сервисов Infosecurity a Softline Company Сергей Трухачев. «Призрачная возможность получить миллион навсегда закроет им путь в криминальный бизнес. Данная новость быстро распространится по теневым ресурсам, и подобные люди попадут в черные списки, с ними просто никто не будет работать», — объясняет он. Кроме того, подавляющее большинство банковских мошенничеств совершается участниками организованных преступных групп, действующих с территории сопредельных государств, добавляет эксперт. Рядовому участнику невыгодно выдавать своего работодателя, а доходы работодателя несоизмеримы с предлагаемым миллионом.

МВД предупредило о случаях телефонного мошенничества от имени полиции
Общество
Фото:John Locher / AP

Информация может помочь найти преступников, но это ответственность правоохранительных органов, говорит Камзеев. В органах МВД с недавнего времени существует специальная база данных ИБД-Ф «Дистанционное мошенничество», в которой собираются все сведения по раскрытым и нераскрытым киберхищениям, говорит управляющий партнер санкт-петербургского офиса коллегии адвокатов Pen&Paper Алексей Добрынин. «Система помогает выявлять причастность одних и тех же лиц к разным эпизодам преступлений по всей стране. Эффективность работы данной системы напрямую зависит от количества собранной информации», — рассказывает адвокат. Он считает положительной любую инициативу, направленную на рост количества обращений в правоохранительные органы. Однако эффективность расследования киберпреступлений пока находится на невысоком уровне, добавляет Добрынин: по данным Генпрокуратуры, раскрываемость ИT-преступлений составляет менее 40% от общего числа зарегистрированных случаев.

«Расследование таких преступлений требует от сотрудников органов оперативности, расторопности и тесного взаимодействия с кредитными организациями и операторами платежных систем. На настоящий момент с точки зрения законодательного регулирования эта система не отлажена», — отмечает адвокат.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 17 апреля
EUR ЦБ: 99,93 (+0,14)
Инвестиции, 16:41
Курс доллара на 17 апреля
USD ЦБ: 94,07 (+0,49)
Инвестиции, 16:41
В России заблокировали сайты Amazon Web Services и GoDaddy Технологии и медиа, 23:48
В ООН заявили об отсутствии возможности найти виновных в атаках на ЗАЭС Политика, 23:40
США отказались брать на себя «боевую роль» в конфликте России и Украины Политика, 23:12
В Пентагоне допустили захват Тайваня Китаем в случае поражения Украины Политика, 23:07
The Jerusalem Post узнала, что ЦАХАЛ определилась с ответом на удар Ирана Политика, 22:34
Бракоразводный процесс между Лерчек и ее мужем приостановили до лета Общество, 22:27
Байден продлил запрет на прием связанных с Россией судов в портах США Общество, 22:21
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
В США заявили о подготовке КНДР к запуску второго спутника-шпиона Политика, 22:13
Жителей пяти деревень в Тюменской области призвали эвакуироваться Политика, 22:08
«Топит всё, везде». Очевидцы рассказали о последствиях дождей в Дубае Общество, 22:04
Уровень воды близ Кургана приблизился к 8 метрам Общество, 21:53
Фанаты «Барселоны» по ошибке забросали автобус своего клуба вместо ПСЖ Спорт, 21:52
ЦСКА вышел в финал Кубка России в «пути РПЛ» Спорт, 21:25
Шестикратный участник Матча звезд НБА завершил карьеру в 35 лет Спорт, 21:23