Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Налог на имущество, землю и ЖКУ: за что могут не платить пенсионеры Недвижимость, 14:07
Необычные факты о цветах и оттенках. Тест РБК и ASUS, 14:06
Представитель России призвал ЕСПЧ отклонить жалобы Украины по делу MH17 Политика, 14:02
В Кремле сообщили об отсутствии планов переводить учащихся на удаленку Общество, 13:58
Заболевший COVID скелетонист снял за свой счет квартиру для самоизоляции Спорт, 13:52
Исчерпание прав. Когда не получится использовать маркированный товар Pro, 13:51
Многогранный Монако: шесть удивительных маршрутов для туристов РБК и VisitMonaco, 13:43
В Италии назвали частной встречу бизнеса с Путиным Политика, 13:42
В норвежской женской лыжной команде выявили вспышку коронавируса Спорт, 13:41
Что нужно знать инвесторам о результатах Microsoft Pro, 13:31
Баффет единственный из топ-10 миллиардеров разбогател после обвала акций Инвестиции, 13:28
Россия получила часть ответов по гарантиям безопасности в устной форме Политика, 13:28
Средний размер автокредита в России обновил исторический максимум Авто, 13:27
Лавров заявил о резком сокращении Россией долларовых резервов Политика, 13:26
Падение экономики ,  
0 

Каждому пятому россиянину перестало хватать зарплаты

После покупки еды и оплаты прочих жизненно важных нужд без копейки остаются сейчас 18% россиян. Даже в кризисном 2009 году таких было лишь 4–7%
Фото: ТАСС
Фото: ТАСС

​Стремительный рост цен и ухудшение ситуации на рынке труда привели к тому, что почти каждому пятому россиянину (18%) доходов теперь хватает только на еду и оплату прочих жизненно важных нужд. В отчете компании Nielsen это названо антирекордом — даже в кризисном 2009 году о полном отсутствии свободных денег заявляли только 4–7% россиян.

В результате индекс потребительского доверия Nielsen в первом квартале 2015 года опустился до 72 пунктов, что является самым низким значением за всю историю его расчета. Для сравнения, в первом квартале 2009 года Индекс находился на уровне 75 пунктов.

«Изрядно потратившись в конце 2014 года, россияне столкнулись с существенным ростом цен на самые необходимые товары в начале года, поэтому падение реальных доходов ощутили особенно остро. Сегодня же потребительские настроения на историческом минимуме: осторожность, внимательность, повышенные требования к качеству товара и его цене — вот что характеризует сегодняшнего российского потребителя», — пояснила коммерческий директор Nielsen в России Илона Лепп.

По итогам марта 2015 года Росстат сообщал, что реальные располагаемые доходы россиян (доходы за вычетом обязательных платежей с поправкой на инфляцию) снижаются пятый месяц подряд — в последний раз их прирост в годовом исчислении отмечался в октябре 2014 года.

Хуже того, с начала 2015 года сокращение реальных доходов россиян с каждым месяцем ускоряется: в январе 2015 года они сократились в годовом исчислении на 0,8%, а феврале — на 1,6%, в марте — на 1,8%. В целом по итогам первого квартала 2015 года реальные доходы населения России сократились на 1,4%, тогда как за весь 2014 год — на 0,8%.

Из-за падения доходов даже и те россияне, у кого пока остаются деньги после расчета с коммунальщиками и походов за продуктами, сокращают расходы на все, что не относится к категории самого необходимого. Об уменьшении трат на развлечения в первом квартале 2015 года заявили 55% россиян, на одежде сейчас экономит каждый второй (50%), расходы на отпуска снизили 48% респондентов. Столько же (48%) намерены пе​рейти на более дешевые бренды при покупке продуктов, в конце 2014 года на такое были согласно только 39%.

«Переключение на экономию по сравнению с 2009 годом, на первый взгляд, кажется не таким суровым. Тем не менее в случае с 2009 годом сыграл роль эффект высокой базы — серьезная экономия «включилась» на фоне предшествующих исключительно благополучных нулевых. Настроения российских потребителей ни разу не возвращались к сопоставимым с докризисным уровнем, поэтому сегодняшний курс на экономию однозначно не мягче, а, скорее, даже серьезнее, чем в 2009 году», — пояснила Лепп.

Благоприятной для крупных покупок нынешнюю ситуацию считает лишь 21% россиян — это наименьший показатель за последние десять лет. Для сравнения, в первом квартале 2009 года таких насчитывалось 27%.