Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Путин поздравил Пашиняна с победой на парламентских выборах Политика, 18:26 Nissan показал раллийный Juke Авто, 18:24 ЦБ выпустит в обращение золотые монеты с Георгием Победоносцем Финансы, 18:24 Что такое ассертивность и как ассертивное поведение помогает в работе Экономика образования, 18:20 Что происходит на Евро. День 14-й Спорт, 18:20 Где провести уютный вечер у камина РБК и «Галс», 18:16 Медведев вышел в полуфинал теннисного турнира в Испании Спорт, 18:15 Мордашов заявил о «подарке металлургам Европы» из-за пошлин на металл Бизнес, 18:15 В ГИБДД Москвы подтвердили технические проблемы с проверкой штрафов Авто, 18:13 Требования по COVID-19 на Кубани не коснутся уже заселившихся туристов Общество, 18:11 Организаторы «Жары» решили продолжить фестиваль без зрителей Общество, 17:58 Все тайное становится явным: как наладить обмен знаниями в отделе продаж Pro, 17:49 Выбираем лицензионную платформу для запуска бизнеса в Катаре РБК и посольство Катара, 17:47 Чайка предложил создать в Росгвардии казачьи батальоны Общество, 17:41
Финансы ,  
0 

Россияне стали брать больше микрозаймов

Объем кредитов крупнейших микрофинансовых организаций за 2015 год вырос на четверть. Причиной могло послужить то, что снижение реальных доходов не позволило гражданам взять кредит в банках, полагают в RAEX
Фото: Lori
Фото: Lori

​Портфель микрозаймов крупнейших МФО за 2015 год вырос почти на 25%. Такие данные получило рейтинговое агентство RAEX в ходе анкетирования более 20 компаний, на которых приходится 20 млрд руб. кредитов. В тройку лидеров вошли компания «Домашние деньги» (прирост 24%, или 6,6 млрд руб.), ГК «Деньги сразу» (50%, или 2,2 млрд руб.) и «МигКредит» (23%, или 2 млрд руб.).

В основном прирост кредитов МФО обеспечили займы физлиц, говорит ведущий аналитик по банковским рейтингам RAEX Игорь Алексеев. «На рост кредитов МФО в 2015 году повлияло снижение реальных доходов населения, что стало препятствием для получения кредита в банке. При этом необходимость в заемных средствах осталась», — объясняет Алексеев.

Однако пока объем кредитов МФО незначителен по сравнению с банковскими. «Объем портфеля МФО оценивается около 62,5 млрд руб., а банковского — 10,4 трлн руб. В итоге банковские кредиты превышают займы МФО в 160 раз», — приводит данные Алексеев.

Рынок банков и МФО в сфере кредитования сейчас пересекается не более чем на 25%, отмечает главный исполнительный директор компании «Домашние деньги» Андрей Бахвалов. Далеко не каждый, кому отказали в банке, захочет взять кредит в МФО из-за высокой ставки и небольшой суммы, которую может выдать микрофинансовая компания, считает он. По словам директора по бизнес-развитию «МигКредита» Динары Юнусовой, около 15% клиентов их компании могли бы получить кредит в банке, если бы туда обратились. Однако клиентов МФО привлекает простота и скорость получения денег, говорит она.

В компании «Финотдел», которая кредитует только юрлица, говорят, что один из драйверов роста кредитования — малые предприятия, которые участвуют в госзаказе. «В 2015 году доля таких обращений в общем количестве заявок составила 9%», — говорит главный исполнительный директор компании «Финотдел» Андрей Кузнецов.

МФО также стараются работать в городах и селах с низким уровнем проникновения банковских услуг. «Мы активно расширяем географию деятельности в 2015 году, приоритетом компании остается развитие в городах, где недоступны банковские услуги», — подчеркивает Бахвалов из «Домашних денег».

Согласно исследованию компании «Домашние деньги», наиболее типичный заемщик МФО — это женщина 39 лет, не имеющая семейных отношений, со средним образованием. Она работает в сфере услуг и получает в среднем 30 тыс. руб. Обычно средняя сумма займа составляет 22,5 тыс. руб.

В 2016 году при текущей экономической ситуации не стоит ожидать взрывного роста в этом сегменте финансового рынка, полагают в RAEX. МФО в этом году будут акцентировать свое внимание на работе с проблемной задолженностью и пытаться предотвратить ее рост в своих портфелях, говорится в прогнозе агентства.