Свои ворота: экономический кризис оказался для россиян важнее Евро-2016
Экономический кризис остается для россиян самым значимым событием, свидетельствуют результаты ежемесячного антикризисного мониторинга, проведенного Ipsos Comcon в июне. В опросах этой специализирующейся на маркетинговых исследованиях компании принимает участие 1 тыс. жителей крупных городов в возрасте 18–45 лет.
По итогам июньского исследования важность кризиса отметили 57% респондентов, в то время как чемпионат Европы по футболу счел значимым событием 51% опрошенных. Для сравнения: в мае главным событием большинство участников исследования — 61% — назвали День Победы. Тогда только 54% упомянули кризис. При этом ранее, в апреле и марте, экономический кризис стабильно занимал первую строчку в рейтинге событий россиян.
«Главным фактором, который влияет на восприятие кризиса, были и остаются колебания рубля», — рассказывает старший руководитель проектов Ipsos Comcon Валентина Самсонова. По ее словам, все остальные события в экономике практически не влияют на восприятие кризиса.
В ходе исследования Ipsos Comcon также выяснилось, что в июне доходы 56% респондентов снизились по сравнению с прошлым летом. При этом рост цен отметили 87% опрошенных.
«Именно это, а не курс валют, влияет на восприятие экономической ситуации россиянами», — не согласна с выводами Самсоновой доцент кафедры экономической социологии НИУ ВШЭ Диляра Ибрагимова. По ее словам, за курсами следят только жители крупных городов. Все остальные редко путешествуют и покупают иностранные товары, продолжает Ибрагимова.
Определенности относительно будущего у респондентов нет. На вопрос о том, как изменится экономическая ситуация через год, 31% опрошенных ответили, что ждут ее улучшения, а 23% опасаются, что будет только хуже. На протяжении всего кризиса — с конца 2014 года — оптимистов почти всегда было больше, чем пессимистов. Исключение — три месяца 2015 года, когда доля пессимистов была выше.
Пик надежд на улучшение в экономике пришелся на май 2015 года — тогда 50% надеялись на позитивные изменения, в то время как ухудшения ждали лишь 19%. Самсонова из Ipsos Comcon говорит, что курс доллара к тому времени снизился и стабилизировался, и население решило, что кризис ненадолго.
Ибрагимова из ВШЭ добавляет, что оптимизм россиян можно объяснить сезонным фактором. «Мы давно измеряем потребительские настроения, и в мае они всегда лучше, чем в течение остального года, — рассказывает она, — Теплеет, люди отдыхают, у них улучшается настроение, будущее кажется им радужным». А вот ноябрь и март, напротив, самые депрессивные для россиян месяцы, говорит Ибрагимова.