Банк России снизил ключевую ставку впервые за три года

Совет директоров Банка России на заседании 6 июня снизил ключевую ставку с 21 до 20% годовых, говорится в сообщении регулятора. Последний раз решение о смягчении денежно-кредитной политики (ДКП) принималось в сентябре 2022 года — тогда ставку опустили с 8 до 7,5%. После этого в течение почти трех лет ЦБ принимал только решения о повышении ставки либо о сохранении ее на прежнем уровне.
«Текущее инфляционное давление, в том числе устойчивое, продолжает снижаться. При том что внутренний спрос по-прежнему опережает возможности расширения предложения товаров и услуг, российская экономика постепенно возвращается к траектории сбалансированного роста», — отметил ЦБ.
Рынок ожидал от Банка России смягчения, но это не было основным сценарием развития событий, показал консенсус-прогноз РБК. Только 10 из 30 опрошенных аналитиков крупных российских банков и инвестиционных компаний допускали возможность такого решения ЦБ. При этом их прогноз по шагу снижения был широким — от 25–50 б.п. до 200 б.п. (то есть до 19%). В то же время 20 из 30 участников консенсус-прогноза ожидали, что регулятор сохранит ставку в 21% еще на полтора месяца, до следующего заседания в июле.
ЦБ повторил сигнал, озвученный по итогам прошлого заседания.
«Банк России будет поддерживать такую жесткость денежно-кредитных условий, которая необходима для возвращения инфляции к цели в 2026 году. Это означает продолжительный период проведения жесткой денежно-кредитной политики. Дальнейшие решения по ключевой ставке будут приниматься в зависимости от скорости и устойчивости снижения инфляции и инфляционных ожиданий», — говорится в сообщении регулятора. Далее акцент сделан на том, что в соответствии с прогнозом годовая инфляция вернется к цели 4% в 2026 году «с учетом проводимой денежно-кредитной политики».
Регулятор подчеркнул, что проинфляционные риски уменьшились, хотя все еще преобладают над дезинфляционными на среднесрочном горизонте. К первым ЦБ относит «отклонение российской экономики вверх от траектории сбалансированного роста», высокие инфляционные ожидания, а также ухудшение условий внешней торговли. Дезинфляционные риски, по версии Банка России, связаны с более значительным замедлением роста кредитования и внутреннего спроса под влиянием жесткой ДКП.
Глава ЦБ Эльвира Набиуллина, комментируя решение, напомнила, что эффект от прежних подъемов ставки еще продолжает «транслироваться в экономику» и «обеспечивать торможение инфляции».
«И в условиях, когда баланс по-прежнему смещен в сторону проинфляционных рисков, наш подход к снижению ставки требует большей осторожности. Он может предполагать паузы между шагами. Более того, если инфляция перестанет устойчиво снижаться, тем более начнет расти, не исключено повышение ключевой ставки», — подчеркнула председатель Банка России. Она добавила, что решение о дальнейшем снижении ключевой ставки в июле «не предопределено».
Как снижения ставки ждали чиновники, банкиры и бизнес
- За смягчение ДКП в июне высказывались министр финансов Антон Силуанов и министр экономического развития Максим Решетников. «Последние месяцы, недели динамика инфляции идет вниз, и это хорошо, у Центрального банка будут возможности как раз в принятии всех необходимых решений с точки зрения жесткости денежно-кредитной политики или ее чуть ослабления», — говорил Силуанов. «Сейчас задача — грамотно пройти период охлаждения. Рассчитываем на своевременное смягчение денежно-кредитной политики, чтобы в перспективе сохранить целевые трехпроцентные темпы роста, обозначенные президентом», — отмечал Решетников (цитата по «Интерфаксу»).
- О том, что бизнес надеется на снижение ключевой ставки, заявляли глава Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кирилл Дмитриев и глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин. «Бизнес и инвестиционное сообщество возлагают надежды на снижение ключевой ставки», — отмечал Дмитриев. Шохин подчеркивал, что для смягчения уже есть «макроэкономические аргументы».
- Снижения ставки ожидал и глава ВТБ Андрей Костин: «Готов поспорить, что ставка ЦБ будет снижена. Мы видим признаки плавного охлаждения экономики, замедления инфляции». При этом первый заместитель главы ВТБ — Дмитрий Пьянов — прогнозировал сохранение ставки в 21%.
«Слышим экспертное мнение членов правительства. Но решение, как и положено законом, мы принимаем самостоятельно, на основе собственного анализа текущей ситуации, на основе собственного прогноза, на собственной оценке рисков», — сказала Набиуллина, отвечая на вопрос РБК, влияли ли растущие ожидания чиновников и бизнеса на действия ЦБ.
Какие аргументы за снижение привел ЦБ
К июньскому заседанию ситуация с ростом цен стабилизировалась. Максимум годовой инфляции пришелся на март, а в апреле и мае текущие темпы роста цен «заметно снижаются», отмечали ранее аналитики ЦБ. По итогам апреля инфляция составила 10,23 против мартовских 10,34%, следует из данных Росстата. Большой вклад в замедление роста цен внесло укрепление рубля, отмечали в ЦБ. По оценке зампреда Банка России Филиппа Габунии, с начала декабря 2024 года рубль укрепился к доллару примерно на 25%. В мае инфляция продолжила замедляться, по итогам недели с 27 мая по 2 июня она составила 9,66% в годовом выражении, следует из обзора Минэкономразвития.
Если в апреле ЦБ отмечал, что об устойчивости замедления инфляции судить преждевременно, что сейчас регулятор подчеркнул, что на показатель начинают сильнее влиять волатильные компоненты.
«Оперативные данные в мае указывают на дальнейшее снижение текущего роста цен, но со значимым вкладом со стороны волатильных позиций», — указано в релизе ЦБ. Вместе с тем на ценовую динамику повлияло укрепление рубля, признает ЦБ: «Эффекты жесткой денежно-кредитной политики, в том числе через укрепление рубля, особенно сильно отражаются в снижении роста цен на непродовольственные товары. В продовольственных товарах и услугах инфляционное давление пока остается высоким».
ВВП в первом квартале по сравнению с ноябрем—декабрем 2024 года снизился на 1% (с учетом сезонной корректировки) после роста на 1,2% в четвертом квартале 2024 года, следует из предварительных оценок аналитиков регулятора. Это говорит о снижении перегрева экономики, «экономика плавно возвращается к сбалансированным темпам», указывали эксперты ЦБ. В пресс-релизе регулятор подтвердил это наблюдение: «Отклонение российской экономики вверх от траектории сбалансированного роста уменьшается».
Одновременно наблюдалось охлаждение кредитования. Темпы замедляются во всех сегментах, но речи о кредитном сжатии не идет, отмечала 29 мая зампред ЦБ Ольга Полякова на съезде Ассоциации банков России. Прирост корпоративного портфеля (+1% с начала года) и ипотеки (+0,4% за первый квартал) соответствуют среднесрочному прогнозу ЦБ, оценивала Полякова.
Рублевая денежная масса (агрегат М2) увеличивается сдержанно: в мае годовой темп прироста показателя составил 15,4 против 17% в марте и 14% в апреле, следует из данных ЦБ.
Аналитики ожидают, что до конца 2025 года будет еще несколько раундов снижения ставки. По мнению директора по инвестициям УК «Астра Управление активами» Дмитрия Полевого к концу года ключевая ставка может составить 15% годовых. Главный аналитик Совкомбанка Михаил Васильев прогнозирует, что в конце года ставка будет на уровне 14%.
Читайте РБК в Telegram.