Перейти к основному контенту
Финансы ,  
0 

Москвичи отстали от жителей регионов в майском росте расходов на покупки

Банки зафиксировали увеличение расходов по картам после отмены режима нерабочих дней, в Москве рост пока слабый. Оценки оборота некрупной торговли говорят о том же: по стране он достиг 69%, а в столице — 36% от докризисного уровня
Фото: Андрей Любимов / РБК
Фото: Андрей Любимов / РБК

Банки после отмены режима нерабочих дней, продлившегося в России с 30 марта по 12 мая из-за пандемии коронавируса, начали отмечать рост транзакционной активности клиентов, которые стали чаще расплачиваться картами. Об этом РБК рассказали представители большинства крупных кредитных организаций. Восстановление торговли отмечают и операторы фискальных данных.

Москва, где режим самоизоляции, несмотря на смягчение ограничений, продлили до 14 июня, отстает от общероссийских показателей: в регионах уровень заболеваемости коронавирусом был ниже, и некоторые из них начали снимать ограничения раньше.

Как выросли траты по картам

Держатели карт ВТБ увеличили оборот в торговых точках в мае на 12% по сравнению с апрелем, в онлайне — на 9%. Доля расходов в интернете в мае держится на уровне 20%. Показатель онлайн-оплат вырос по сравнению с маем 2019 года на 28%.

Банк «Открытие» во второй половине мая зафиксировал рост трат по картам на 35–40% по сравнению с апрелем и началом мая. «В Москве ситуация отличается от общероссийской. Вторая половина мая формирует хорошую динамику прироста, но совокупный объем и транзакционная активность в два раза ниже прежних. Исключение составляют супермаркеты, ЖКХ и аптеки, которые работают на уровне до пандемии», — сказал представитель банка.

Недельные расходы россиян достигли максимума за последние шесть недель
Финансы
Фото:Андрей Никеричев / АГН «Москва»

Газпромбанк в период ограничений фиксировал снижение трат клиентов в некоторые недели до 40% по сравнению с периодом февраля—марта. В конце мая объем таких трат в Москве и Московской области был ниже на 24%, а в целом по России — всего на 10%, чем до введения режима самоизоляции. По сравнению с периодом ограничений расходы после 12 мая в целом выросли на 26%. МКБ в мае отмечает прирост трат на 17% по сравнению с апрелем, Совкомбанк — на 10% по картам рассрочки «Халва» как в Москве, так и в регионах по сравнению с карантинным периодом.

По словам руководителя управления некредитных продуктов Райффайзенбанка Максима Степочкина, в мае клиенты стали возвращаться к привычной модели потребления, которая включает расходы на транспорт, одежду и обувь. При этом финансовое поведение изменилось: опрос банка показал, что многие покупатели начали отказываться от наличных в пользу банковских карт, также значительно вырос интерес к бесконтактной технологии оплаты, меняется и сберегательная модель — наблюдается высокий спрос на карты с кешбэком.

Единственный из ответивших, кто пока не наблюдает роста объема трат держателей своих карт, — это Промсвязьбанк. По структуре майских операций 42% пришлось на снятие наличных, что сопоставимо с показателем апреля (40%). Доля переводов и покупок в интернете выросла с 15 до 25%, сообщили там.

Как изменились обороты продавцов товаров и услуг

Представитель Тинькофф Банка, который входит в топ-4 крупнейших российских эквайеров, рассказал, что падение оборотов в торговле на 60% по сравнению с февральским недельным уровнем было зафиксировано на первой неделе апреля. Сразу после этого в целом по России еженедельно обороты прирастали ориентировочно на 10%, после 12 мая темпы увеличились до 20% в неделю. На данный момент обороты в регионах практически вернулись на уровень февраля (снижение к февралю составляет всего 5%). В Москве еженедельный рост и в апреле, и в мае был слабым — всего 2–3%. Другой тренд фиксируется эквайринговой сетью банка «Русский стандарт» (входит в топ-5 по стране): с 12 по 31 мая сумма покупок увеличилась на 30%, число операций — на 22% по сравнению с тем же периодом апреля. В Москве за этот период оборот вырос на 29%, количество покупок — на 32%.

Согласно данным оператора фискальных данных «Первый ОФД» (входит в группу ВТБ), число среднедневных оплат по картам с 12 мая по 21 мая выросло на 19% по сравнению с периодом 30 марта — 11 мая, объем трат по картам — на 18%. Примерно так же выросла оплата наличными: число — на 19%, объемы трат — на 24%.

С 12 мая оборот малого и среднего бизнеса за неделю вырос на 10 п.п., до 60% от уровня начала марта. На последней неделе мая выручка МСБ уже достигла 69%, подсчитали в ИТ-компании «Эвотор», добавив, что в Москве рост гораздо скромнее: на первой нерабочей неделе оборот МСБ упал до 22% от докризисного и к последней неделе мая едва достиг 36%.

Долгий режим самоизоляции и снижение покупательной способности населения внесли колоссальные коррективы в потребительское поведение россиян, говорит совладелец консалтинговой компании Unusual Concepts Олег Дмитриев: многие привычки (посещение кафе, торговых центров и т.п.) могут уйти в прошлое до времен массовой вакцинации от коронавируса. «Перестройка процессов и команд сейчас становится главным условием выживания предприятий, особенно среди тех, кто не был силен в дистанционном обслуживании», — отмечает он.

Что растет и что падает

По данным крупнейшего оператора фискальных данных «Платформа ОФД» (ежедневно обрабатывает около 40 млн кассовых чеков с более 900 тыс. касс по стране), во второй половине мая 2020 года рост продаж отмечается в следующих категориях:

  • строительство и дачи. Объем продаж в денежном выражении вырос на 13% по сравнению с маем 2019 года, число покупок — на 14% (по сравнению со второй половиной апреля — на 19 и 12% соответственно). По Москве объем продаж вырос на 36% (по сравнению со второй половиной апреля — на 26%), число покупок — на 10% (по сравнению со второй половиной апреля — на 25%);
  • электроника и бытовая техника. Объем вырос на 14%, число покупок снизилось на 12% год к году (по сравнению со второй половиной апреля показатели выросли на 15 и 3% соответственно). По Москве объем продаж вырос на 20% (по сравнению со второй половиной апреля — на 13%), число покупок — на 10% (по сравнению со второй половиной апреля — на 8%);
  • продуктовые магазины. По ним объем увеличился на 4%, число покупок — на 5% (на 6 и 1% соответственно по сравнению со второй половиной апреля). По Москве объем продаж, наоборот, снизился на 5% (рост на 4% к уровням второй половины апреля), число покупок — на 30% (снижение на 8% к показателям второй половины апреля).

Сбербанк заметил падение расходов россиян на услуги до уровня 2007 года
Общество
Фото:Сергей Коньков / ТАСС

Падение оборота во второй половине мая 2020 года к аналогичному периоду 2019 года продолжилось в турагентствах, развлекательных центрах и отелях. По сравнению с уровнями второй половины апреля в этих категориях наблюдается рост:

  • турагентства. Объем продаж упал на 90%, число покупок — на 71% (по сравнению со второй половиной апреля — рост на 14 и 17% соответственно). В Москве по сравнению с апрелем объем увеличился на 23%, число покупок — на 19%;
  • развлекательные центры и музеи. Объем продаж упал на 73%, число покупок — на 85% (восстановление спроса по сравнению со второй половиной апреля составило 15 и 9% соответственно). В Москве объем вырос на 6% по сравнению со второй половиной апреля, число покупок упало на 2%;
  • отели. Объем продаж упал на 70%, число покупок — на 62% (рост на 30 и 23% соответственно по сравнению со второй половиной апреля). В Москве рост объема продаж по сравнению со второй половиной апреля составил 34%, числа покупок — 33%.
СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Банки"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 19 апреля
EUR ЦБ: 100,53 (+0,25)
Инвестиции, 16:37
Курс доллара на 19 апреля
USD ЦБ: 94,09 (-0,23)
Инвестиции, 16:37
В Харьковской области взорвался трубопровод Политика, 20:29
Панарин рассказал о давлении на команду перед серией с клубом Овечкина Спорт, 20:28
Премьер Молдавии пообещал назвать себя румыном Политика, 20:17
МИД заявил об отсутствии намерения «перетряхивать» отношения с Аргентиной Политика, 20:12
Канье Уэст стал подозреваемым в деле об избиении Общество, 20:00
ПСБ спрогнозировал рекордные дивиденды на ₽3,8 трлн в апреле-июле Инвестиции, 19:54
В Кении разбился вертолет с командующим Силами обороны страны Общество, 19:46
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
Путин спросил у губернатора Чибиса о его состоянии после нападения Политика, 19:35
Аксенов заявил о задержании в Крыму всех диверсионных групп Политика, 19:26
Военная операция на Украине. Главное Политика, 19:26
Биткоин вырос до $64 тыс. накануне халвинга Крипто, 19:24
«Металлург» забил в концовке и выиграл первый матч финала Кубка Гагарина Спорт, 19:18
СБУ заявила о задержании поляка за подготовку покушения на Зеленского Политика, 19:11
Экспорт швейцарских часов упал из-за обвала спроса в Китае Бизнес, 19:05