Перейти к основному контенту
Финансы ,  
0 
Эксклюзив

Россияне из-за второй волны пандемии стали хуже выплачивать автокредиты

За всплеском спроса на транспорт последовало снижение доходов заемщиков
В октябре россияне пропустили платежи по автокредитам на 638 млн руб. Это рекордный объем ранней просрочки с мая. Эксперты связывают всплеск неплатежей с летним бумом на авторынке
Фото: Сергей Коньков / ТАСС
Фото: Сергей Коньков / ТАСС

В октябре российские банки столкнулись с новым всплеском неплатежей по автокредитам. Заемщики остановили платежи по ссудам на 638 млн руб., и объем ранней просроченной задолженности (до 30 дней) вырос на 10,6% по сравнению с предыдущим месяцем, следует из статистики бюро кредитных историй «Эквифакс». Это вторая волна роста просрочки в сегменте автокредитования, говорится в совместном исследовании бюро и Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА), которое изучил РБК. Сопоставимый объем новых неплатежей — на 672,1 млн руб. — наблюдался в России в мае, после месяца самоизоляции, введенной в начале пандемии. Однако количество договоров, которые в октябре вышли в просрочку, пока гораздо меньше майских показателей — 28,7 тыс. против 37,6 тыс.

Россияне из-за второй волны пандемии стали хуже выплачивать автокредиты

В октябре ранняя просрочка в других сегментах кредитования падала по сравнению с предыдущим месяцем: на 16,1% — по кредитным картам, на 7,2% — по ссудам наличными, на 8,5% — по ипотеке. Всего за месяц россияне перестали обслуживать обязательства на 5,9 млрд руб., что на 7,7% меньше сентябрьских значений.

Что фиксируют в банках, занимающихся автокредитованием

РБК направил запрос в крупные банки, специализирующиеся на автокредитовании. Большинство участников рынка утверждают, что в их портфеле объем ранней просрочки так быстро не растет, но тенденцию на рынке подтверждают.

  • Рост ранней просрочки начался в апреле и сейчас все еще выше докризисного уровня на 10%, говорит заместитель директора департамента аналитического менеджмента Росбанка Евгений Сеньковский (в группу Росбанка входит Русфинансбанк — лидер по объему автокредитного портфеля на российском рынке).
  • Спрос на автокредиты в ВТБ сейчас восстанавливается, и банк не фиксирует изменений доли ранней просрочки по портфелю автокредитов, сообщил РБК его представитель. «Сегмент автокредитования является менее рисковым за счет наличия залога и снижения амортизации его стоимости в результате роста цены подержанных автомобилей», — утверждает он.
  • Платежная дисциплина заемщиков в октябре не отличалась от ситуации в июле—сентябре, отмечает руководитель дирекции по управлению розничными рисками Росгосстрах Банка Николай Сычев: «Поведение портфеля стабильно, после пика выходов на просрочку в марте—мае 2020 года новых пиков мы не фиксируем».
  • Существенного увеличения объема ранней просроченной задолженности в прошлом месяце не было, заявил представитель МС Банка, подконтрольного корпорации Mitsubishi.

Почему россияне стали хуже обслуживать автокредиты

Причины неплатежей те же, что и весной, — потеря заемщиками работы или снижение зарплат в организациях, пострадавших от очередных ограничений, связанных с пандемией, говорит руководитель дирекции по управлению розничными рисками Росгосстрах Банка Николай Сычев. «Никто не ожидал столь резкого нарастания второй волны в рамках пандемии», — объясняет он поведение клиентов.

Рост объема проблемных долгов коррелирует с динамикой экономической активности, отметил старший аналитик рейтингового агентства НКР Егор Лопатин. Он считает, что увеличение объема просрочки в сегменте автокредитования также может объясняться недавним всплеском спроса на новые машины. «Могли повлиять технические выходы на просрочку в связи с активным ростом выдач в сентябре: часть заемщиков, как правило, пропускает первый платеж по разным причинам (забывчивость, перепутаны даты платежа)», — поясняет Лопатин.

Мишустин выделил субсидии банкам на льготные автокредиты
Финансы
Фото:gov / VK

Ажиотажный спрос на машины летом сыграл свою роль, подтверждает гендиректор «Эквифакса» Олег Лагуткин. По данным бюро, начиная с июня в России начали активно восстанавливаться выдачи автокредитов. В июле банки оформили 89,4 тыс. договоров на 70,4 млрд руб., что на 20% превысило результаты аналогичного месяца 2019 года. Повышенный объем продаж сохранился до октября, когда банки выдали 75,2 тыс. автокредитов на 61,2 млрд руб. «За счет значительных объемов выдачи автокредитов в предыдущие месяцы показатель [ранней просрочки] растет вслед за ростом объемов кредитования», — резюмирует он.

По данным Национального бюро кредитных историй и агентства «Автостат», в третьем квартале выдачи автокредитов выросли на 88,1% в квартальном выражении (после провала из-за закрытия экономики) и на 4,9% в годовом. Объем продаж автомобилей рос сопоставимыми темпами — на 87,3 и 3,4% соответственно.

В третьем квартале больше четверти машин с пробегом (25,9%) были проданы в кредит, за год этот показатель вырос на 7,3 п.п., подсчитали в крупнейшей российской автодилерской сети «Рольф». Доля кредитных продаж в сегменте новых автомобилей за тот же период увеличилась почти на 4 п.п. и превысила 67%. Как правило, с помощью заемных средств клиенты покупают более дорогие машины, отмечает вице-президент Ассоциации российских автомобильных дилеров, генеральный директор Fresh Auto Денис Мигаль: «Предпочтение при оформлении кредитов отдают тем, у кого лучше кредитная история, к ним далеко не всегда относятся покупатели бюджетных моделей, потому что клиент там имеет ограниченный доход».

Количество проблемных автокредитов не увеличилось, замечает директор НАПКА Борис Воронин: в октябре платежи остановились по 28,7 тыс. договоров, что на 23,7% меньше рекордного показателя мая. «На просрочку вышли автовладельцы дорогих автомобилей, которые, вполне возможно, взяли транспортное средство, которое им не по карману. Оформляя кредит в период начала второй волны, многие заемщики не смогли точно рассчитать свои финансовые возможности», — допускает Воронин.

Предпосылки для роста проблемных долгов по автокредитам сформировались до пандемии, считает директор департамента аналитического менеджмента Росбанка Евгений Сеньковский. «Основные причины связаны с увеличением срока кредитов (пять и более лет), повышением доли кредитов с низким первоначальным взносом и наращиванием доли кредитов, когда автомобиль является средством заработка, например в такси», — поясняет он.

Будет ли и дальше расти просрочка

По данным «Эквифакса», в октябре автокредитный портфель банков вырос на 0,3%, до 868 млрд руб., а объем проблемной задолженности (NPL90+, просрочка от 90 дней) уменьшился на 1,4%, до 57,7 млрд руб. «Из ранней просрочки (0–30 дней) в следующую категорию просрочки (30–60 дней) переходят в среднем 20,2% кредитов», — подсчитывает Лагуткин. По его оценке, доля плохих долгов на ранней стадии взыскания в автокредитных портфелях банках пока незначительна — 7–8%.

Должники стали чаще просить коллекторов выкупить и объединить кредиты
Финансы
Фото:Андрей Махонин / ТАСС

«Скорее всего, к концу текущего года объем всей просроченной задолженности по автокредитам снизится, в том числе за счет продажи и списания банками проблемных долгов», — резюмирует он.

Хотя объем просрочки растет, с возвратом долгов пока серьезных проблем нет, считает Сеньковский: «Наш портфель показывает стабильную динамику по взысканию, и на 180-й день просрочки более 98% клиентов выходят из нее». В МС Банке ожидают, что общий объем проблемной задолженности продолжит увеличиваться, а величина прироста «зависит от развития ситуации, связанной с распространением коронавирусной инфекции».

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Банки"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 19 апреля
EUR ЦБ: 100,53 (+0,25)
Инвестиции, 18 апр, 16:37
Курс доллара на 19 апреля
USD ЦБ: 94,09 (-0,23)
Инвестиции, 18 апр, 16:37
Краснов назвал очевидным украинский след в теракте в «Крокусе» Политика, 02:15
Киев объяснил идею отправлять на передовую осужденных за убийство Политика, 02:12
Определились все полуфинальные пары Лиги Европы Спорт, 01:50
Определились все полуфинальные пары Лиги Европы Спорт, 01:50
Губернатор сообщил о последствиях воздушной атаки ВСУ на Белгород Политика, 01:42
Тбилиси объяснил закон об иноагентах желанием «не повторить путь Украины» Политика, 01:37
США заблокировали резолюцию о членстве Палестины в ООН Политика, 01:20
Тайм-менеджмент: как больше успевать
За 5 дней вы пересмотрите свой подход к планированию и научитесь разным инструментам тайм-менеджмента
Подробнее
«Байер» установил рекорд лучших лиг по количеству матчей без поражений Спорт, 01:09
Оператор подтвердил повреждение газопровода в Харьковской области Политика, 00:45
Чистая прибыль Netflix достигла $2,3 млрд. за квартал Бизнес, 00:43
Украина проигнорировала просьбу США об атаках дронов Политика, 00:28
Глава МАГАТЭ обвинил в игнорировании призыва не атаковать Запорожскую АЭС Политика, 00:20
Что нужно знать про выборы в Индии — «крупнейшей демократии мира» Политика, 00:00
МИД предложил разрешить подтверждать аккаунт «Госуслуг» из-за рубежа Технологии и медиа, 00:00